Одна из самых заметных, смешных и в то же время самых поучительных новостей августа 2017 года звучала так: «Рэп-баттл Оксимирона и Гнойного почти вдвое превзошёл прямую линию Путина по охвату аудитории».
В действительности, уже не вдвое, а больше. И это не предел, о чём было понятно заранее, потому что недавняя линия президента Владимира Путина, транслировавшаяся тремя федеральными каналами, собрала у экранов около 6,2 миллионов человек, а прошлогодний рэп-баттл Oxxxymiron (Мирон Фёдоров) и рижского рэпера Johnyboy (Денис Василенко) только на основном канале видеохостинга YouTube посмотрели около 40 миллионов человек.
«Я тобой пообедаю, тебе быть удобрением, - говорил Джоннибою Оксимирон, - Ты здесь не за победою, а за моим одобрением». В рэп-баттле важно превознести себя и унизить соперника, желательно – пригвоздить матом. Для газетного цитирования непросто выбрать подходящие места. Разве что: «Ну а ты лимита тут, ведь ты – имитатор, // Я – инноватор, ты – InDaBattle // Johnyboy? Джонни, bye! Твой хип-хоп – шапито // Джонни, пой, не читай, ты никто и ничто».
Понятно, почему Путина смотрят меньше, чем Оксимирона, Джоннибоя и Гнойного (он же – Слава КПСС, Соня Мармеладова и т.д.). Результат общения Путина с народом предсказуем. Восемнадцать лет одно и то же. К тому же, Путин не участвует в дебатах. Никто его в эфире не поставит на место, не пригвоздит словом. Только ему, Путину, позволено говорить по многу часов по федеральным каналам. Но смысл слов тот же: дескать, я – инноватор, а все мои противники – имитаторы, они никто и ничто.
Что думает Путин об Оксимироне и Гнойном, пока неизвестно (возможно, об исходе этого баттла Путину пока не доложили, и в красной папке такая информация ему на стол не легла).
А то, что думает Алексей Навальный, известно. «Получил большое удовольствие и больше всего от мысли, что русская культура жива и развивается, - написал он. - Русский язык - электрический ток, которым выступающие старались ударить противника. Только вы не кидайте помидорами сразу с криком «ну какая это культура?!?!» Ну а что это? Это ж самый настоящий поэтический конкурс. Там, извиняюсь, не особо и рэп. Чуваки пишут стихи и орут их друг другу в лицо. И это посмотрят 30 миллионов человек. То есть все молодые люди страны. Разве это не прекрасно? Ну да, мат. Ну да, довольно часто весьма низкопробный юмор. Тем не менее, всё равно это конкурс русских поэтов. Ну, уж какие они есть. И на русском языке. Ну, уж какой он есть в его современном виде…»
В действительности, хороших поэтов, пишущих на русском языке, сейчас не один десяток. Оксимирону и Гнойному до них далеко. Однако Навальный правильно сказал про русский язык и электрический ток. Ведь бывает же так: стоит на полке хорошая виниловая пластинка. Редкое издание, гениальные песни. Но нет под рукой хорошего винилового проигрывателя, а то и того хуже - электрического тока нет. И песни не звучат. Они есть, но их нет.
Это всё равно, что оказаться на поэтическом вечере, а то и на поэтическом турнире. В большинстве своём это смертельная скука. Причём автор может быть даже талантлив, но уткнувшись в книжку, листок бумаги или в смартфон он будет, скорее всего, что-то бубнить под нос. Иногда бывает, что очередной непризнанный гений пытается распознать свои каракули, которые, видимо, записал ночью в темноте, положив листок на мятую подушку, а утром даже не удосужился толком расшифровать. Тем не менее, вышел на публику и стал читать с листа (искать знакомую букву). Видали мы такие поэтические вечера в псковских библиотеках. По сравнению с ними рэп-битвы действительно пышат энергией. По этой причине тот же баттл Оксимирона и Гнойного смотрят даже незнающие русского языка иностранцы, в комментариях спрашивая: «Кто-нибудь может перевести это на немецкий? Сумасшедшая энергия...»
Хотя как раз баттле Оксимирона и Гнойного какой-то особой энергии не чувствовалось. Впрочем, это смотря с чем сравнивать. Если с выступлениями поэтов на поэтической поляне в Михайловском, то баттл будет поэнергичнее. А поэты, молодые и старые, в Михайловском что-то там читают, но всё это растворяется в воздухе. Обратная реакция слабая. Никто никого не освистывает и никто бурно не восторгается. В лучшем случае, звучат вежливые аплодисменты. Искры не высекаются. Не высекаются даже тогда, когда поэты могут сочинять значительно лучше, чем Оксимирон или Гнойный. Но они не умеют это подавать должным образом. Хотя бы так, как умели мифические герои книги «Перебранка в древнегерманской словесности».
Вот небольшой отрывок: «Кульминацию повествования о единоборстве отца и сына составляет сцена перебранки, предваряющей поединок (похвальба сына и насмешки над старостью отца). Так, Картон спрашивает Клизамора: «Разве некем тебе замениться, седатый воин? Или нет у тебя сына, чтобы выйти против меня?»; Сухраб требует от Рустама отказаться от единоборства с молодым противником: «Ты богатырь, ты станом – кипарис, // Но стар годами, так не молодись»; Сокольник насмехается над сединами Ильи: «Ах ты, старый седатый пёс! Сидел бы в деревне, свиней бы пас!», «Уж ты старой, ты старой, да старой глупой нонь!»
Здесь важно – задевает слово за живое или нет. Есть ли в тебе живое, что можно задеть? Многие слова складываются в строки, но потом проглатываются или пережёвываются, не доходя до аудитории. А герои старинных перебранок достучались, часто используя проклятья: «Да возьмут тебя тролли!» или «От похоти сохни, // зачахни от хвори!».
В рэп-баттлах достается не только друг другу. Задевают всех подряд. Тот же Слава КПСС, он же Гнойный (Слава Карелин), перебраниваясь с Оксимироном, попутно задел классиков («За графоманию, как у Бродского, говнолирику, как у Есенина. // Где ты сам-то гуляешь по краю? У отеля по краю бассейна?»)
Многое из того, что звучит в рэп-баттлах, к поэзии имеет отдалённое отношение (иначе бы всё, что зарифмовано, надо было бы признавать поэзией). Это рифмоплётство или, говоря по-научному, – версификация. Делание стихов. Похожим образом сколачивают табуретки. Но так как в ход идут не деревянные заготовки, а слова, то это имеет отношение к культуре. Первоначально – к субкультуре, на глазах превращающейся в массовую культуру. Её особенность – в неподцензурности. В рэп-баттлах могут упомянуть всё что угодно: запрещённый в России «Правый сектор», оппозиционные митинги, фильм «Он вам не Димон»… Может выскочить, как чёрт, кто угодно. Хоть Трамп, хоть Рамзан Кадыров, сирийские беженцы… Хоть геи, хоть Оксана Фёдорова («Меня сложно забыть, невозможно задеть, мажут тупо все ваши потуги. // Мисс России Оксана Фёдорова здесь в роли страшной подруги»). Всё перечисленное упоминалось в недавнем нашумевшем баттле Оксимирона и Гнойного. Да и в не нашумевших такое тоже бывает.
Первый рэп-баттл в России состоялся в 1994 году между рэперами Sir-J и MC Hassan, так что кое-кая традиция уже давно выработана. Рэп-перебранки в России происходят уже третий десяток лет, в последние годы и в Пскове в том числе.
Гнойный издевался над Оксимироном: «Ты исписался ещё до того, как взялся за перо. //Твой альбом - такая срань, что его хвалит Нойз».
Noize MC (Иван Алексеев) - один из наиболее политически активных рэп-исполнителей (в декабре 2011 года, принимая участие в митинге «За честные выборы», который проходил в Казани, исполнил песню-ответ «Сам г…н!». Это был ответ на высказывание Владимира Путина об оппозиции и контрацептивах). Правда, в рэп-баттлах Noize MC участия не принимает, предпочитая другой вид рэп-битв – фристайл. В рэп-баттлах соперники готовятся заранее – от недели до года, а во фристайле импровизируют прямо на глазах у публики, которая подбрасывает им темы. В рэп-баттлах, бывает, используют гострайтинг (когда за исполнителя заранее сочиняют другие авторы). Совсем как у политиков, за которых тексты выступлений обычно пишут референты.
Существует ещё одна вещь, объединяющая рэп-баттлы и политику. Об этом тоже недавно упомянул Гнойный: «Ведь баттл - территория постправды, тут неважно какой факт настоящий. // Так какие личности, /…/? Тут решает количество панчей» (панч – это выпад, обычно находящийся в последней строке четверостишия).
Свой панч о рэп-баттлах Навальный уложил в 15 слов: «Это в сто раз больше культура, чем комедийные и песенные шоу на федеральных каналах телевидения».
Это выпад на адрес федерального телевидения, которое мало того что заменило правду постправдой, так оно сократило число панчей до одного и повторяет его без конца.
Спустя несколько дней после опубликования в интернете ролика с петербургским баттлом Oxxxymiron - Слава КПСС (Гнойный), появился другой ролик. Его автор удалил все слова. Словесная битва превратилась в немое кино. Участники баттла смотрят друга на друга, ходят вокруг да около, набирают в лёгкие воздух, строят гримасы, взмахивают руками… Без слов получилось ещё выразительнее.
И на немецкий переводить не надо.