Статья опубликована в №28 (800) от 27 июля-02 августа 2016
Общество

В топку

Бывший утилизационный завод продолжает удерживать монополию на уничтожение «санкционки» в Псковской области
Людмила САВИЦКАЯ Людмила САВИЦКАЯ 18 июля 2016, 20:08

В июле премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о продлении контрсанкций до конца 2017 года. На практике постановление, помимо прочего, означает, что Россельхознадзор и таможня продолжат уничтожать бульдозерами персики с помидорами на полигонах и сжигать сыры и хамон в специальных котельных. Корреспонденты «Псковской губернии» побывали в региональной «кузнице патриотизма» – в ООО «Ветсанэкология» в деревне Елизарово – и узнали, как сделать норвежского лосося белорусским за две минуты.

Под прицелом видеокамер

Точный адрес «продуктовых санитаров» на картах не указан: в качестве маркера называется лишь деревня Елизарово.

«Какая еще «санэкология»? – недоумевают местные жители. – Это вы про завод костный, что ли? Где трупы уничтожают? Да вы точно мимо не проедете, там вонь такая стоит, что окна в машине закрывать надо!»

И не обманывают: рядом с указателем дороги к деревне Великое Поле дышать становится сложно: приторный сладковато-затхлый запах, заполнивший окрестности, вынуждает работников завода оставлять машины за территорией. За поворотом — несколько метров грунтовой дороги и проржавевшие ворота с дежурной кирпичной будкой: бывший утилизационный завод, удачно переименованный в 2000 году в ООО «Ветсанэкология». Территория не впечатляет: пара заброшенных ангаров, электроопоры, двухэтажное здание на краю. В ангарах что-то обсуждают рабочие в спецовках, некоторые — явно иностранцы.

Директор ООО «Ветсанэкология» Николай Гаврилов рассказывает «Псковской губернии», что предприятию уже 30 лет. «Ветсанэкологией» оно стало в 2000 году, до этого было Псковским утилизационным заводом по производству мясокостной муки. В 2013 году компания по предписанию природоохранной прокуратуры была вынуждена прекратить работу: ведомство выявило многочисленные нарушения, которые могли привести к выносу возбудителей инфекций с территории завода. Были проблемы и с регистрацией иностранной рабочей силы, из-за чего, по словам директора, компания также на время приостанавливала деятельность.

Территория завода ООО «Ветсанэкология», на котором сжигают «санкционку». Фото: Тимур Галимов / «ПГ»

Сейчас на предприятии работает чуть меньше 20 человек, его профиль — уничтожение животных и утилизация биоотходов животного происхождения. «Мы сотрудничаем с мясокомбинатами, птицефабриками, КФХ и свинокомплексами. Санкционной продукцией начали заниматься сразу, как вышел указ президента», — поясняет Гаврилов.

Попавшую в Псковскую область «санкционку» «Ветсанэкология» уничтожает в собственной котельной, которая работает на твёрдом топливе. «Небольшие партии мы сразу кидаем в топку. Недавно был рейд таможни и Россельхознадзора по Пскову, в одном из ларьков изъяли такую продукцию — всего 6 кг 600 г: сыры, колбасы, масло. Мы сразу всё это сожгли. Но гусей не давим, не было таких случаев», — вроде как в шутку уточняет Гаврилов.

Представитель регионального Россельхознадзора назвал «Ветсанэкологию» монополистом в части уничтожения санкционной продукции, но подчеркнул «ПГ», что случаи воровства и злоупотреблений на предприятии исключены, так как весь процесс фиксируется на видео. Всего с начала 2016 года, по официальной информации Россельхознадзора, в Псковской области было уничтожено 39,64 тонны животной и молочной санкционной продукции.

Расценки на сжигание сыра Николай Гаврилов озвучивать не хотел, ссылаясь на коммерческую тайну, но признался, что прайс может меняться в зависимости от заказчика. «Мы не монополисты в той степени, которую имеет в виду Россельхознадзор, и все его грузы вообще уничтожаем бесплатно, за счёт собственных средств, — поспешил оправдаться глава «Ветсанэкологии». — Тут тонкая грань: где-то уничтожение стоит от 5 рублей за килограмм, а где-то ничего не стоит. Мы частники, которые выполняют государственные функции, сами на другом зарабатываем и можем себе позволить помочь государству».

Вот в чём соль

Польская черешня, персики и помидоры на «мясокостный завод» не попадают: эту продукцию Россельхознадзор называет фитосанитарной, её уничтожают на полигоне ТБО под Островом. Масштабы ликвидации фруктов и овощей в Псковской области в несколько раз превышают «сырные»: за первую половину 2016 года раздавлено 352,8 тонны плодоовощной продукции.

«Есть правило: если товар подвергся изменению, то производителем считается последнее звено, например «Белорусский рыбзавод». Существует официальная маркировка – код продукции, с которым она пересекает границу. Но для его изменения иногда достаточно, например, просто поделить лосося из Европы на несколько частей или посолить».

По словам первого заместителя начальника Государственного управления ветеринарии Псковской области Валерия Удалова, механическое уничтожение «санкционки» обходится государству дешевле. «Бульдозером проще, а вот когда надо переваривать всё с затратой электроэнергии, то совсем другая цена получается, — констатирует Удалов. — Но из-за Белоруссии запрещённые товары из Евросоюза всё равно попадают в Россию. И здесь не имеет значения, со сколькими европейскими странами граничит регион. Польские яблоки сейчас и в Новосибирске, и в Якутии, и во Владивостоке — через Белоруссию они появляются везде без преград, только названия меняют: бразильские, южноафриканские, македонские (ну их теперь запретили), уругвайские-парагвайские».

Управление ветеринарии сообщает, что основную часть санкционной животной продукции в Псковской области задерживают на границах в Невельском и Себежском районах. Грузы из Евросоюза растаможиваются в Республике Беларусь, которая освоила все нюансы работы с кодами ввозимой и вывозимой продукции. «Есть правило: если товар подвергся изменению, то производителем считается последнее звено, например «Белорусский рыбзавод», — объясняет Валерий Удалов. — Существует официальная маркировка — код продукции, с которым она пересекает границу. Но для его изменения иногда достаточно, например, просто поделить лосося из Европы на несколько частей или посолить. И тогда получается, что в Беларусь лосось въезжал с кодом на сырую продукцию 0304, а на территорию России он уже попадает с кодом готовой продукции (подсоленной, копчёной). Россельхознадзор, конечно, доблестно задерживает своего лосося и подозрительную белорусскую кильку. Но, повторюсь, чтобы поменять код товара, достаточно просто его посолить. Поэтому белорусы иногда просто открывают машину с грузом, в верхние паллеты с килькой соли побросают, а в других она так и остаётся свежемороженой, но с изменённым кодом. С молоком та же самая история».

В июне Владимир Путин на пресс-конференции Петербургского международного экономического форума признавался, что для отмены эмбарго Россия нуждается в гарантиях ответных шагов со стороны ЕС. «Мы были бы готовы к таким шагам (по отмене контрсанкций. — Л. С.), если бы мы были уверены, что нас в очередной раз, как у нас говорят в народе, не кинут», — высказывался Путин. Глава Администрации Президента Сергей Иванов двумя днями позже выразил надежду на продление санкций в отношении России: «Лично я хотел бы, чтобы санкции против нас продержались подольше, а не побыстрее были сняты, — объявил он в эфире телепрограммы «Вести в субботу». — Это моё личное мнение. Мы долго говорили о диверсификации экономики... Знаете, есть такая поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Вот здесь это как раз сработало».

Региональные чиновники, несмотря на авантюрный характер введённого эмбарго, также верят, что оно помогает развиваться местным производителям. Особенно перспективна в этом отношении, по их мнению, рыбная отрасль. «Если санкции отменят, то опять всё пойдёт в минус и на убыль, — отшучивается Валерий Удалов. — Ни один реформатор СССР и России не сделал для нашей страны больше, чем Барак Обама. Я бы ему памятник отлил на месте министра сельского хозяйства. Это единственный реформатор, который сделал настоящее вливание в наше сельское хозяйство. Больше никто. Мы ещё вспомним его добрым словом».

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.