Версия о поджоге не очень правдоподобна. Посмотрим, что покажет следствие, но очевидцы говорят, что стекла окон мастерской Николая Самойленко первоначально разбиты не были. Их разбили во время тушения пожара. Так что незаметно забросить факел или полено в закрытое снаружи помещение возможности не было.
А в том, что источник огня был в мастерской Николая Самойленко, сомнений почти нет. Именно там пожарные работали дольше всего. Когда я туда заглянул – струёй воды они поливали пол и потолок. Дым и пар мешали разглядеть всё в подробностях, но было понятно, что основной прогар находился вдали от окон – в углу. Чайник был подключён к розетке, но не сгорел. Обогреватель был вообще отключён. Наиболее вероятную версию пожара обсуждали находившиеся поблизости художники и сочувствующие. Версия внешнего источника огня основной не была.
Тем временем, старший инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пскову ГУ МЧС России по Псковской области пожарный инспектор старший лейтенант Алексей Царёв поднялся на второй этаж и поинтересовался пожарной сигнализацией и тем, стоял ли за ширмой в мастерской Самойленко диван или кушетка? Не ночевал ли кто-нибудь там? (утверждают, что не ночевал). Кто-то предположил, что причина пожара – в неисправной печной трубе.
Выставочные залы №1 и №2. Фото: Алексей Семёнов.
Последняя на сегодняшний день выставка открылась в этой галерее в декабре 2018 года – вскоре после ремонта выставочного пространства. Часть экспозиции, размещённой в двух с половиной небольших залах, сохранилась. Меньше всего пострадали металлические работы Эдуарда Шарипова. Так что выставка под названием «Выставка двУХ. Жесть Шарипова и цветочки Жбанова» огненный натиск, в целом, выдержала. Особенно жесть, а вот «цветочки» - по меньшей мере, десяток работ – пострадали, но не катастрофически. Некоторые стали ещё брутальнее. Например, та, на которой изображён борщевик.
До самой мастерской Анатолия Жбанова, находящейся на втором этаже, огонь не добрался (накануне он завозил туда работы, которые собирался демонстрировать на новой юбилейной выставке: художнику недавно исполнилось 75 лет). Не пострадала и мастерская Эдуарда Шарипова.
Выставочный зал №2. Фото: Алексей Семёнов.
В первые часы половина арендуемого художниками пространства выглядела так: груда прогоревшей мебели, под ногами - разбитое стекло, выбитые оконные рамы, на полу вода… А на стенах кое-где всё ещё развешаны картины.
Вначале второго дня пожар ещё продолжали тушить, но растянутые всюду пожарные рукава постепенно сворачивали.
Руководитель Псковского регионального общественного движения «ПсковАрт» Ирина Жбанова неподалеку от входа показывает мне прислонённую к столбу перевёрнутую картину Анатолия Жбанова «Добро и зло». «Зло подгорело», - говорит она.
Подгорело не только зло. На втором этаже, как раз над мастерской Николая Самойленко, находится мастерская Вероники Кучеревской. От неё тоже мало что осталось. Останки мебели, вскрытые полы, едкий дым… А в мастерской Николая Самойленко ещё и сгоревшие иконы (не только новые, но и взятые на реставрацию).
В последний раз обхожу Дом купца Сафьянщикова снаружи. Многие окна разбиты и их надо срочно закрывать - хоть чем-нибудь. Снаружи на одной из стен памятника регионального значения кто-то написал: «Мне память о тебе – награда за муки жизни от тебя вдали».
Пожарные на месте прогара пола в мастерской Николая Самойленко. Фото: Алексей Семёнов.
Люди, собравшиеся возле «Дома на Набережной», продолжают обсуждать последствия пожара. «Могло быть и хуже, - говорят они. - Все живы». Да, живы. Но работы впереди предстоит много. Выяснить, кто же виноват в пожаре. Сделать ремонт. И ещё сделать так, чтобы современное искусство не выглядело как память о безвозвратно утраченном прошлом.
Выставочный зал. Фото: Алексей Семёнов.
Окна на первом этаже, где, предположительно произошло возгорание. Фото: Алексей Семёнов.
На месте прогара. Фото: Алексей Семёнов.
Председатель Псковского регионального отделения Союза художников России Виктор Лысюк на месте пожара. Фото: Алексей Семёнов.
Картина Анатолия Жбанова. Фото: Алексей Семёнов
Источники огня и источники культуры слишком часто оказываются в непосредственной близости друг от друга. В Псковской области, например, регулярно горят памятники федерального и регионального значения, рояли, виолончели… Мы давно привыкли к пожарам в филармонии, к горящим башням, усадьбам… Горят заброшенные помещения и горят действующие учреждения культуры. Горит дряхлая мебель и горит новенький, только что распакованный и ещё не настроенный рояль Steinway & Sons.
Когда я в декабре 2010 года вернулся с очередного пожара – в филармонии, то написал обобщающий текст «Необыкновенный концерт». Трудно что-нибудь добавить к сказанному тогда: «Причины большинства крупных псковских пожаров две: бесхозяйственность и безответственность. Правда, наиболее популярна другая версия: поджог. Эта версия устраивает почти всех. Она позволяет списать на неведомых поджигателей всё на свете».
После того, как 23 января 2019 года на ближнем Запсковье вспыхнул «Дом купца Сафьянщикова», версия о поджоге тоже возникла первой.
Мнение руководителя Псковского регионального общественного движения «ПсковАрт» Ирины Жбановой таково: «Мы уверены, что Дом Сафьянщикова умышленно подожгли, чтобы выселить нас».
По горячим следам каких-то признаков пожара не обнаружили. Наоборот, многое говорило, что внешнего источника огня быть не могло. То есть теоретически, конечно, злоумышленник мог безнаказанно кинуть в окно что-нибудь горючее и убежать. Но пожарные обнаружили то место, где началось возгорание. И ничего не свидетельствовало в пользу версии умышленного поджога.
В пресс-службе ГУ МЧС по Псковской области сообщили, что, по предварительной информации, пожар произошёл из-за аварийного режима работы электропроводки.
Ирина Жбанова отреагировала быстро: «Но с проводкой у нас все в порядке!»
Версия с проводкой (перегрузка, авария) – не единственная. Всё-таки, отопление в Доме Сафьянщикова печное. Возможно, была проблема в каком-нибудь дымоходе или трубе? В таких случаях, обычно говорят: «Следствие установит». Но в нашем случае это звучит скорее как издевательство. Сколько уже было подобных следствий? Не меньше, чем пожаров. И что они установили?
Если это и был поджог, то очень хитроумный. А если причина пожара была внутри, то как бы не получилось так, что крайними окажутся художники.
В действительности, Дом Сафьянщикова мог сгореть ещё лет двадцать пять назад – если бы не художники. Они заняли никому не нужный разрушающийся дом, где ночевали бездомные. Привели памятник регионального значения (этот дом впервые упоминается в 1874 году) в относительный порядок и поддерживали его как могли. Ясно, что могли они не всё. Не хватало денег. Кроме того, они часто вступали в конфликты с теми, кто присмотрел здание в престижном месте.
Во время очередного противостояния с теми, кто хотел потеснить или вообще выселить творческие мастерские, художник Анатолий Жбанов сказал: «Если бы нас все эти годы в доме не было, дом бы разобрали».
В мае 2007 года художники даже устроили возле Дома Сафьянщикова пленер протеста. Тогда многим казалось, что «ПсковАрт» в стенах здания на берегу Великой продержится недолго. Слишком уж влиятельные люди решили выселить художников из исторического здания. Это были представители мэрии и областного собрания депутатов. Тогда некоторые сочувствующие «ПсковАрту» подумали, что Дом Сафьянщикова отстоять не удастся.
Однако художники не сдавались. Полноценную информационную войну против них развернуть так и не удалось. Хотя отдельные попытки предпринимались. Например, со ссылкой на пресс-службу ГУ МЧС России по Псковской области распространялась информация о том, что «в помещении художественных мастерских по адресу Советская набережная д.9, принадлежащее общественной организации «ПсковАрт», было совершено возгорание».
Возгорание действительно было. Но произошло оно в помещении, которое никакого отношения к художественным мастерским не имело.
Об этом надо помнить. Это объясняет, почему сегодня некоторые художники версию поджога считают основной. У них есть отрицательный опыт. Они ещё не забыли то время, когда снова активизировалась Коммерческая палата города Пскова, которая, несмотря на многочисленные скандалы, продолжала свою деятельность. Было время, когда очередной директор палаты отправил в общественную организацию «ПсковАрт» письмо. В нём он интересовался: когда «ПсковАрт» собирается проводить в Доме Сафьянщикова капитальный ремонт? Художники ответили, что «проводить капитальный ремонт не представляется возможным, так как Дом Сафьянщикова – памятник архитектуры, и он подлежит реставрации».
Впрочем, никто из художников не спорил, что памятник архитектуры приводить в должный вид необходимо. «ПсковАрт» начал устраивать благотворительные художественные акции «в Фонд спасения дома купца Сафьянщикова».
Это были шумные времена. Анатолий Жбанов вспоминал о драках посетителей пивного бара под окнами творческих мастерских и о том, как жаждующие пива ломились в дверь, над которой русским языком большими буквами было выведено: «Пиво. Шалык. Бар». Чуть ниже на двери висела скромная вывеска «ПсковАрт». Не исключено, что незваные посетители думали будто «ПсковАрт» – это такой сорт пива.
Успех к «ПсковАрту» пришёл не сразу. Вначале удалось добиться снятия незаконно повешенной на стену Дома Сафьянщикова вывески «Пиво. Шашлык. Бар» и заменить её вывеской «Творческие мастерские». Тогда один из областных депутатов, настаивавший на том, что художникам настала пора потесниться, объяснил: «Потребности человека многогранны, но первично – питание». И пиво как продукт питания очень хорошо вписалось в эту концепцию.
Помню, однажды я фотографировал окно мастерской Эдуарда Шарипова, которое обстреляли из пневматического ружья посетители находящегося под окнами уличного пивного заведения. Позднее это помещение мастерской отведут под один из залов маленькой галереи современного искусства. После январского пожара 2019 года оно тоже пострадало, хотя и не так сильно, как соседнее помещение мастерской Николая Самойленко.
Когда люди обо всём этом вспоминают, то у некоторых в голове невольно возникают нехорошие мысли о поджигателях.
Тем не менее, версия о поджоге не считается основной. Пик противостояния пришёлся на конец нулевых годов. Прошло лет десять-двенадцать.
Но это не значит, что несчастным случаем не воспользуются те, кто давно хотел выселить художников из этого дома, где находятся мастерские и галерея современного искусства.
Там, где пожар, там и мародёры.
В текст внесены изменения.