Статья опубликована в №42 (814) от 02 ноября-08 ноября 2016
Регион

Недоверие к срокам

Суд обязал Росимущество отреставрировать усадьбу в Волышово за два года. Специалисты говорят, что это нереальный срок
Павел ДМИТРИЕВ Павел ДМИТРИЕВ 31 октября 2016, 17:16

27 октября Псковский городской суд обязал территориальное управление Росимущества в Псковской области отреставрировать усадьбу графа Строганова в деревне Волышово Порховского района. В решении суда указан конкретный срок реставрации: Росимущество обязано выполнить её за два года.

Административный иск к ведомству подал областной комитет по охране объектов культурного наследия. Суд счёл, что всё это время бездействие Росимущества в плане содержания и сохранения объекта культурного наследия федерального значения было незаконным, и обязал ведомство принять меры к сохранению усадьбы. «Есть такое решение, и есть такое намерение, причём при понимании всех сторон: и собственник, и орган охраны, и суд в данном случае одинаково понимают задачу», — подтвердила информацию «Псковской губернии» председатель регионального комитета по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева.

Власти приближаются к скорейшему решению проблемы сохранения этого объекта, уверена Яковлева, и Росимущество в этой ситуации вроде бы тоже понимает эту проблему. Елена Яковлева добавила, что в пятницу она встречалась с представителями регионального ведомства: чиновники обсуждали дальнейшие действия в отношении усадьбы в Волышово. Но о конкретике пока говорить рано, считает председатель комитета по охране объектов культурного наследия: собственник и орган госохраны постараются в рамках решения суда улучшить состояние объекта. Решение пока не то чтобы неокончательное, но судебная процедура предусматривает и продолжение вопросов, поэтому сейчас чиновники могут обсуждать только то, что есть, объясняет Яковлева.

В региональном Росимуществе отказались комментировать информацию без письменного запроса.

В Волышово о судебном решении уже слышали, но уверены, что сроки для Росимущества установлены невозможные: «Нереально выполнить за два года этот объём работы, да и где деньги [взять]? В государстве они вообще есть? Говорят, в Порхове столько народу сокращают — в налоговой, пенсионной. Значит, это говорит о том, что в государстве денег нет. На что они собираются реставрировать?» — не понимает главный ветеринарный врач и зоотехник по коневодству конного завода «Псковский» Людмила Яковлева, которая несколько десятков лет живёт рядом с усадьбой и пытается найти людей, которые отреставрируют объект. Яковлева подчёркивает, что она не специалист в данном вопросе, но в 1990-е в Волышово перебывало множество «благодетелей», которые обещали с помощью богатых родственников и друзей поднять усадьбу из руин, но чуда не произошло: воз и ныне там, говорит она.

Графский дом в усадьбе Строганова заброшен с восьмидесятых годов. Фото: Павел Дмитриев / «ПГ»

«В каком состоянии находится усадьба? Некоторых из зданий, десять из которых вошли в список особо важных, практически нет. [То, что осталось] сносить надо, и там будет новодел. По моему мнению, в течение двух лет реально отреставрировать один графский дом. А всю усадьбу? Я не специалист, но с учётом того, что мы видим каждый день, ответ — нет. И на основании чего суд вынес такое решение? Человек, который его выносил, наверно, не видел и не представляет всего бедственного положения», — сомневается Людмила Яковлева.

Там такой большой комплекс и так всё запущено, что такие сроки просто смешными кажутся, согласна председатель регионального ВООПИиК Ирина Голубева. «Я не знаю, из чего исходит суд в таких случаях, но тут нужно было пожизненную [реставрацию] присудить», — шутит Голубева. За какие сроки возможно восстановить объект — неизвестно, этого никто не считал, замечает председатель регионального ВООПИиК: всё зависит от состояния памятника. Если в Волышово руины, вот-вот всё упадёт, то это один срок исполнения работ, если более-менее держится, то совсем другой. Готового плана реставрации нет, всё нужно начинать с чистого листа. Кроме того, если в судебном заключении идёт речь о комплексе, значит, имеется в виду ещё и парк, добавляет она. «Поэтому здесь о сроках говорить трудно, никогда их не ставят. Обычно определяют краткосрочную перспективу конкретной работы. А «в целом» — это значит «никак», — уверена Ирина Голубева.

«Два года — это пока только судебное решение. Я думаю, что в такой период невозможно восстановить весь ансамбль, но провести какие-то первоочередные консервационные, противоаварийные работы, может быть, начать реставрацию какого-нибудь приоритетного объекта, наверно, будет возможно», — считает Елена Яковлева.

В региональном комитете по охране объектов культурного наследия надеются, что за два года хотя бы «законсервируют» строения и начнут реставрацию графского дома. Фото: Павел Дмитриев / «ПГ»

Консервация — это тоже элемент реставрации. Чтобы сделать консервацию объекта, нужно также изучить его состояние и точно принять реставрационное решение, возражает Голубева. Всё это занимает не меньшее время, чем если бы объект готовили для реставрации. Консервация — временная мера, когда за ней стоит только сохранение объекта, а использование — уже следующий этап, для которого разрабатывается другой тип документации (с различными сетями, например), поясняет Голубева. «Но для сохранения всё равно надо изучить памятник, чтобы знать, как именно его сохранять. Это не значит, что просто пришёл и крышку сверху положил. Это не менее серьёзное реставрационное мероприятие, — уверена председатель регионального ВООПИиК. — Поэтому я не знаю, исходя из чего назначили этот срок в два года. Чтобы быстренько срок пролетел — и снова суды?» — задаётся вопросом Ирина Голубева.

Елена Яковлева отмечает, что в проекте возможной реставрации объекта не хватает участников — Министерства культуры и Министерства финансов. «Поэтому сейчас у нас есть решение Псковского городского суда, который, конечно, требует отреставрировать усадьбу. Для того чтобы оно стало реальностью, предстоит ещё очень большая работа многих и многих участников», — объясняет она.

25 октября «Ведомости» сообщили о том, что «Роснефть» хочет восстановить бывший дворец Романовых под Петербургом и использовать его для собственных нужд. Если президент Владимир Путин согласится передать в долгосрочную аренду нефтяной компании дворцово-парковый ансамбль Ропша, госкомпания потратит на восстановление дворца более 5 миллиардов рублей и, скорее всего, будет использовать его для деловых встреч. При этом «нефтяники» должны будут обеспечить доступ во дворец для туристических групп. «Если бы «Роснефть» или «Газпром» оказали финансовую поддержку (а у этих организаций финансовые возможности есть), я бы лично была согласна [на помощь] на любых условиях, только бы здесь что-то делалось и восстанавливалось. Может, [им захочется сделать в Волышово] дворец бракосочетаний или дом для состоятельных престарелых — почему бы нет?» — фантазирует Людмила Яковлева. Впрочем, непонятно, пойдёт ли на это Росимущество, оговаривается она.

Были попытки сдать объект в аренду, даже первоначальным владельцам пытались вернуть — никто не брал, потому что деньги и объём работы весьма велики, а помощи от государства никакой, напоминает Ирина Голубева. Нынешнее судебное решение — это, конечно, хоть какое-то продвижение, чтобы обратили внимание на этот большой ансамбль, по её мнению, это хорошо. «А вот что касается реальных сроков — это вызывает даже не вопросы, а недоверие: откуда они взялись?» — добавляет специалист.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.