Изменения на главном посту в регионе околополитическому бомонду интересны не столько как факт появления нового лица, а как возможность социально-политических перемещений и лифтов и перестраивание вертикали власти с возможностью сдвинуться тем, у кого такой возможности не было. Кроме того, это всегда серьёзный момент для среднего и крупного бизнеса — его лобби, курирования системы госзакупок, распределения земель и т. д. И этот политический лифт, который заработал на короткий период времени и в скором времени опять, заржавев, остановится, нужно успеть использовать.
Политическая сфера жизни Псковской области только вошла в зону турбулентности, и ей придётся пережить ещё много принципиальных моментов, которые коснутся как сентябрьских выборов, так и лобби крупного бизнеса.
Приход Михаила Ведерникова спровоцировал очевидное изменение в работе и политическом векторе администрации Псковской области по сравнению с администрацией Андрея Турчака. У Турчака выборы губернатора были позади, у Ведерникова — впереди, поэтому ему приходится искать способы решить проблемы муниципалитетов в ситуации крайне тяжёлой финансовой ситуации. Турчака местные политические элиты слушались беспрекословно, что называется, «по праву рождения», у Ведерникова нет родимого пятна Путина. По той же причине у команды Турчака всегда был пониженный уровень социальной ответственности за результаты на выборах — Михаилу Ведерникову придётся нести за результат на президентских выборах отдельную ответственность. Ну и вдобавок: за Турчаком были финансы (которыми дирижировал его правая рука и теперешний замруководителя штаба Путина Александр Борисов) и лояльный бизнес, который его также поддерживал за «федеральную проходимость» и «право рождения», которое у нынешнего секретаря генсовета было уже на старте.
Андрей Турчак и Михаил Ведерников. Фото: Тимур Галимов
У Ведерникова ничего этого нет. Это нужно в лучшем случае нарабатывать — и не всё это можно сделать мастерством, силой или с помощью опыта работы в управлении внутренней политики администрации президента РФ. Нужны будут компромиссы, и именно поиск компромиссов вместе с перераспределением влияния среди второго эшелона элит и будут определять политическую жизнь региона на ближайшие несколько лет.
Второе важное изменение 2017 года – приход Александра Братчикова на пост главы администрации Пскова – несёт в себе меньше неизвестных, однако крайне интересны приоритеты, которые выберет администрация областного центра. Во-первых, как пройдёт переоценка роли главы Пскова Ивана Цецерского, который имел всё это время заметное медийное (и в меньшей степени политическое) влияние потому, что Игоря Калашникова и бизнес-интересы, которые он представлял, это устраивало. Братчиков может лоббировать политические интересы региональной власти, при этом он вполне заинтересован продвигать свои собственные интересы и проекты своих партнёров. То, что экономический и политический вектор будет изменён, доказывает и то, что в администрации Пскова произошла смена всех заместителей главы исполнительной власти: вместо Татьяны Ивановой, Светланы Исекеевой и Марины Михайловой на ключевые посты пришли Людмила Гребнева и Александр Коновалов. За Гребневой, которая до этого возглавляла региональный комитет по имуществу, стоят сразу несколько представителей крупного бизнеса, Коновалов – человек бывшего губернатора Псковской области Михаила Кузнецова, у которого в регионе также остаются бизнес-интересы, а также партнёры, которые за эти годы превратились в самостоятельных игроков на политической и экономической сцене.
Появление Гребневой на посту – показатель того, что крупнейшие бизнес-игроки могут чувствовать себя относительно спокойно. Это касается и одного из крупнейших псковских застройщиков и риелторов Яна Лузина, особенно если политическая рокировка, о которой писала «Псковская губерния» ранее, состоится: по нашей информации, переход бывшего главы администрации Игоря Калашникова на пост вице-губернатора Псковской области по-прежнему достаточно реален. Вице-губернатор Сергей Перников всё же предположительно должен покинуть пост заместителя главы региона после того, как доведёт до логического конца ряд инвестиционных проектов: это должно состояться в ближайшее время. Его и может сменить Калашников. В качестве возможно сменщика в кулуарах называют и руководителя ОЭЗ «Моглино» Ольгу Торбич, но это выглядит маловероятным.
Так или иначе, при всех трудностях Ян Лузин, видимо, удержит свои позиции в коридорах власти – во многом потому, что нынешняя администрация Псковской области и отделение «Единой России» нуждаются в финансовых средствах, а Лузин всегда был стабильным «кошельком» для областных властей.
Весьма интересно, как поведёт себя нынешнее руководство города Пскова по отношению к Псковскому району: в ближайшие несколько лет борьба за влияние в муниципалитете можут стать ключевой для городской власти. У Братчикова основные ресурсы – именно в Псковском районе. Земли муниципалитета также в ближайшие годы станут очень ценным активом, особенно с точки зрения жилищной застройки и появления новых сельскохозяйственных площадок.
При этом вопрос о поглощении Псковом Псковского района назрел уже очень давно и с медийной точки зрения может быть подан весьма позитивно. Во-первых, это решение проблем псковичей, живущих де-юре в Псковском районе и де-факто в Пскове. Во-вторых, это оптимизация расходов на две администрации и в целом сбрасывание с корабля современности депрессивной, неконкурентоспособной и «заплесневевшей» администрации Псковского района. В-третьих, упрощение по подготовке инвестпроектов и обороту бумаг. Для Братчикова и Ко это будет колоссальным усилением, которое, конечно, приведёт к усложнению работы, но окупится сторицей.
Представитель молодого поколения псковского бизнеса и политики Александр Братчиков претендует на реальное и единоличное руководство Псковом. Фото: Тимур Галимов.
С другой стороны, есть вопрос, Братчикову ли: в борьбе за объединённый муниципалитет (а по информации «Псковской губернии» тема обсуждается вплоть до проработки предпроектов документации) будут брошены силы каждой группы: и нынешнего главы администрации Пскова, и Ивана Цецерского, и группы Колпакова/Кухи/Шураева. Особенно острой будет борьба, если для единоначалия властям придётся вернуть прямые выборы мэра.
В том числе перспектива мэрских выборов (допустим, в условном 2020 году, который с политической точки зрения уже близко) может быть причиной достаточно акцентированной атаки на Цецерского со стороны одного медиа-холдингов, дружественных Братчикову и, к слову, одному из его новых замов. Настойчивые намёки с предложением перейти главе Пскова в Псковское областное Собрание вновь раздались 11 января: «Псковская лента новостей» вновь отправила Цецерского на пост вице-спикера парламента, который освободился после трагической гибели Валентина Каленского: дескать, вопрос уже обсуждался, Цецерский шёл на выборах от «Единой России» в первой тройке и ещё может принять мандат. Проблема, правда, заключается в том, что Каленский победил в одномандатном округе группа №14 (Бежаницкий, Новоржевский, Порховский, Островский районы). А значит, здесь необходимы довыборы по одномандатному округу.
Что это: журналистская ошибка или сознательный вброс с «непристойным предложением»? Пока ответа нет, но то, что подружиться у главы Пскова и главы администрации Пскова вряд ли получится (об этом накануне мечтал Цецерский), - факт.
Есть политическая группа сил, которая будет играть в Пскове и Псковском районе (вне зависимости, будут ли они вместе или нет) отдельную роль, и эта группа активизировалась в конце 2017 года, когда на политическую арену вернулся бывший глава Псковского района Владимир Шураев, который не только раскритиковал бывших коллег за районный бюджет, но и, по информации «Псковской губернии», опротестовал принятие бюджета в прокуратуре. Владимир Васильевич, а также его коллеги Виктор Герасимов, Александр Колпаков и братья Георгий и Рейн Кухи явно намерены взять реванш за потерянное влияние в муниципалитете. Необходимость в этом назрела и после того, как у них возникли проблемы с некоторыми крупными инфраструктурными проектами в областном центре, а городская свалка была официально закрыта.
Сейчас предположительно эта группа влияния в лице Шураева и Герасимова может бросить вызов команде главы муниципалитета Владимира Лавренова, позиции которого в районе и особенно на уровне региона достаточно слабы. В таком случае именно Владимир Шураев или Виктор Герасимов могут пойти на праймериз «Единой России» (выборы главы Псковского района пройдут в сентябре 2018 года) и, в случае поражения на предварительных выборах, выдвинуться от другой партии. И при поддержке блока Колпаков/Кухи (а также кулуарной поддержки ряда чиновников и депутатов в районе) его шансы на победу будут достаточно реальными.
Бывший глава Псковского района Владимир Шураев (слева) неожиданно стал яростным оппонентом действующего главы муниципалитета Владимира Лавренова. Фото: Артём Аванесов.
На сегодня вопрос, чью позицию займут региональные власти и какие рекомендации Ведерникову дадут политический вице-губернатор Николай Цветков и и.о. руководителя аппарата администрации Псковской области Андрей Карпов. Если у них нет стойкой аллергии на бизнес-группу братьев Кухи, то проще делать ставку на Шураева/Герасимова, чтобы не иметь в пассиве ещё один проигрыш «Единой России» на муниципальных выборах.
Напомним, несмотря на определённое отступление в Пскове и трудности с рядом крупных проектов, 2017 год для бизнес-группы не прошёл даром: партнёры фактически приватизировали Российско-Латвийский совет при Торгово-промышленной палате РФ, взяв под контроль ряд направлений приграничного сотрудничества.
Что даст борьба за Псковский район этой бизнес-группе, если он может быть объединён с Псковом? В Псковском районе есть вопросы и территорий, и жилищной застройки, и ТБО, и того же приграничного сотрудничества: за два-три года можно многое успеть. Во-вторых, когда подойдёт решающая борьба за Псков, объединение по принципу стопроцентного поглощения будет невозможно. Пусть не 50/50, но условные акции 75/25 главные персоны Псковского района в конечном пакете получат, а значит, нужно бороться за эти 25 процентов, которые дорогого будут стоить.
В ближайшие два-три года будут идти не только за Псков: во-первых, на фоне губернаторских выборов могут стать конкурентными кампании по выборам глав районов (они пройдут в семи муниципалитетах) – во всяком случае, если кто-то из оппозиции захочет навязать борьбу. Это наверняка будет в Псковском районе, это возможно и в кризисном Красногородском районе, где оппоненты власти могут сыграть и на полном бюджетном кризисе, и на крайне возможном объединении с Опочецким районом.
Окажутся муниципалитеты в центре внимания и у крупного бизнеса, который будет продолжать экспансию на территорию Псковской области. Будет расти потребность в территориях у Великолукского свинокомплекса: предприятие в январе имело 1 миллион свиней, но по инвестиционному проекту планирует завести в два раза больше. Уже сейчас откормочные центры, площадки и лагуны по отстою отходов находятся в семи муниципалитетах Псковской области, и свинокомплекс будет продолжать идти на север. В том же нищем Красногородском районе в ближайшее время появится семь площадок свинокомплекса – администрация без денег не способна сопротивляться крупному бизнесу.
Другие представители крупного петербургского (и не только петербургского) бизнеса также продолжат выводить производственные площадки в Псковскую область, где за небольшую копейку под названием «инвестиция» будут закрывать глаза и на проблемы с экологией, и на рушения нормативов. Возможно, будут на территории региона крупные проекты и у газовиков, и у нефтяников – во всяком случае, ходили разговоры, что один из нефтяных гигантов может проложить трубу через Псковскую область.
Несмотря на то, что ряд земельных вопросов передадут муниципалитетам, решать с нищими и бесправными районами вопросы мало кто будет, и с точки зрения земли вырастет роль региональной администрации и многострадального комитета по имуществу, который не единожды подозревали в коррупционных схемах.
И здесь появление в команде сити-менеджера Братчикова бывшего председателя этого комитета Людмилы Гребневой, знающую всю подноготную и всех основных персон, - это очень показательно. Ситуацией роста ценности земельных активов воспользуются псковские латифундисты, которые смогут с наваром продавать участки земель, скупленные в начале 2000-х годов.
В этой концепции роль Псковского областного Собрания продолжит ослабляться, но это, однако, не отменяет усиления позиций некоторых депутатов. В частности, спикера парламента Александра Котова. При этом трагический уход из жизни Валентина Каленского неизбежно должен привести к трансформации полномочий внутри слабеющего парламента. Однако обсуждать вопрос, кто займёт пост вице-спикера, кажется, не очень логичным: кресло зампредседателя создавалось именно под Каленского, он не был руководителем комитета: именно при его назначении возник тот самый мем про «уважаемых людей», которые в полном составе должны получить посты. К «уважаемым людям», например, относится и первый вице-спикер парламента, который де-факто из руководил фракцией «Единой России» всё это время: Каленский рутинной фракционной работой практически не занимался. И логичным будет, если именно Антонов станет руководителем фракции «ЕР».
Так вот, в сложившейся ситуации было бы логичным в принципе упростить эту должность, чем искать «уважаемого». Ведь, например, Владимир Яников, который после ухода Михаила Гавунаса (он тоже входил в состав «уважаемых людей») унаследовал от опального олигарха пост главы законодательного комитета, но не заслужил пост вице-спикера.
Тем более что ещё один пост зампредседателя может стать вакантен: уже не один месяц в коридорах власти говорят о том, что вице-спикеру и председателю комитета по бюджету Борису Полозову из-за состояния здоровья трудно исполнять депутатские полномочия, и он может в ближайшее время сложить мандат. Это ещё больше ослабит Псковское областное Собрание, которое вкупе со сложением полномочий Александром Братчиковым и Олегом Брячаком (заноза тоже даёт импульс) заметно потеряло в мотивации и амбициях.