Я много раз задавал себе вопросы: «Что такое провинциальный город? Почему «провинциальный» в сознании людей ассоциируется со словами «тихий», «спокойный», «зеленый», «небольшой», но в то же время «затхлый», «серый», «скучный»?»
Ответ, казалось бы, прост: мало людей, мало машин, мало заводов – меньше напряжения, суеты, больше спокойствия.
Но откуда же берется представление о затхлости, серости и даже убогости таких городов?
Это было бы легко объяснить надменностью, снобизмом и самодовольством жителей более крупных городов, приезжающих к нам. И отчасти это очень верно – везде полно напыщенных, самолюбивых людей с весьма невыразительным внутренним миром и обостренным чувством собственного достоинства, а, проще говоря, с самомнением, раздувшимся до невероятных размеров. Эти люди, видимо, реализуют таким образом свою потребность в самоуважении, ибо подсознательно не могут найти для него иных оснований нежели те, что они принадлежат к «другому миру» – «более умному», «более яркому», «более изящному и интересному.» И чем больше город, из которого они приезжают, тем более выраженно это бывает.
И все бы было замечательно, да только не всех гостей города можно отнести к этой категории. По крайней мере большая, если не бoльшая часть приезжающих в Псков туристов или отдыхающих – вполне нормальные, состоявшиеся в личностном плане люди. Но ведь и они также отмечают некоторую «серость» быта, «затхлую» атмосферу жизни в нашем городе, хотя и не в столь вызывающей форме, как это делают другие.
Так в чем же причина? Это очень трудный вопрос, и я не смею утверждать, что отвечу на него всесторонне и правильно. Я лишь попытаюсь изложить некоторые мысли, явившиеся результатом долгих и мучительных рассуждений. Возможно, кому-то это покажется банальным, общеизвестным, а кому-то – весьма спорным. Пусть так. Я не ставлю целью написать что-то абсолютно новое, доселе неизвестное. Я лишь пытаюсь сформулировать через призму своего мироощущения более или менее оформленные мысли и настроения, общие, как мне представляется, для многих людей.
Причина, на мой взгляд, заключается в людях, населяющих наш замечательный, а я считаю его именно таким, город. Да, именно в людях – именно люди создают ощущение затхлости, серости и скуки.
Пройдите по городу в любой день. Что вы увидите? Потоки людей с каменными, ничего не выражающими лицами, движутся в разных направлениях, сталкиваются, пересекаются, растворяются и собираются вновь. Даже одежда, ее цвета, покрой, материалы до ужаса одинаковы, и порой создается впечатление жизни в каком-то фантастическом мире, наподобие описанного Дж. Оруэллом в романе «1984 год», или, на худой конец, в Китае времен культурной революции. Нет никакого самовыражения. Оно отрицается, подавляется и даже считается постыдным в массовом сознании людей любого возраста, от подростка до пенсионера.
Многие скажут: «Ну как же? Тинэйджеры самовыражаются так много и так часто, что в глазах рябит. Разве не так?» Увы! Это лишь поверхностное впечатление. Это так называемое «самовыражение» носит настолько массовый, стадный характер, что является почти обязательным для человека, который не хочет оказаться выброшенным из своего естественного круга общения, возрастного или профессионального. Общество с раннего возраста пестует в людях конформизм, желание слиться с толпой, быть «таким как все» - с таким усердием, будто бы ему поручено выпускать людей подобного формата в соответствии с каким-либо ГОСТом.
Иногда, конечно, можно случайно увидеть в толпе на улице или в автобусной давке чье-то лицо, «искаженное» «гримасой» мысли или улыбкой, фигуру действительно красиво или хотя бы просто стильно одетого человека. Но это все же редкость. Такие люди стараются уехать из нашего города при первой же реальной возможности, поскольку здесь их выбор, к сожалению, невелик – либо сохранить Себя и находиться в постоянном напряжении под давлением окружающей атмосферы, либо сдаться, подчиниться и находиться в войне с самим собой, безжалостно подавляя в себе остатки того, что когда-то было индивидуальностью.
Кто-то может сказать: »Мы такие, какими делает нас жизнь. Мы одеваемся в то, что у нас продают.» Может быть. Но, с другой стороны, трудно отрицать, что наша жизнь такая, какая она есть, в большой степени именно потому, что мы делаем ее такой. А что до одежды, так нам привозят лишь то, что мы покупаем.
Очень грустно!
Сергей БАКЛАГИН.
Редакция «Псковской Губернии» приглашает неравнодушных читателей к дискуссии на поднятую автором тему.