Русская православная церковь сближается с мусульманами в борьбе с Римом
Католический епископ из Саксонии Клеменс Пикель (Clemens Pickel), работающий в Саратове на Волге, чувствует себя так, «будто наблюдает за песочными часами». Песок «тянется струйкой вниз», а он в неведении, сможет ли остаться со своими прихожанами после истечения в октябре срока своей визы. Из опасений, что ему не позволят вернуться назад, Пикелю пришлось отказаться от визита на свою прежнюю родину.
То, что переживает Пикель, показательно для настроений среди католиков в России. После преобразования Римом в феврале четырех апостольских администраций в постоянно действующие епископаты в лицо им дует холодный встречный ветер. В более чем 20-ти городах православные христиане выходили на демонстрации, направленные против «экспансии» Ватикана.
Кампания сама по себе не нова, она началась еще на стыке 1996-1997 годов. Тогда на дверях православных монастырей и церквей впервые появились плакаты с надписями: «Наркоманам, алкоголикам и католикам вход воспрещен!» После последних административных мер Ватикана полемика о состоянии отношений между двумя ведущими церквами переросла в «холодную войну». Агитация русской православной церкви против Рима доходит до обвинений в силовом захвате чужого владения и угрозы изгнания католиков с «нашей канонической территории».
В борьбе против Рима дело доходит до образования необычных коалиций. Верховный муфтий России Талгат Таджуддин заявил «от имени мусульманского населения» о своей солидарности с подстрекателями из Московской патриархии. Это является изменением позиции, на что на Западе почти не обратили никакого внимания. «До сих пор, - говорит корреспонденту «Die Welt» ректор католической Коллегии Востока в Айхштетте Андреас Тирмейер (Andreas Thiermeyer), - мусульманские республики России проявляли при регистрации католических общин, скорее, великодушие. Теперь есть опасность, что положение изменится». 11 сентября 2001 года является примечательной датой для «братания» православных и мусульман. Патриарх Алексий II и его «министр иностранных дел» митрополит Кирилл в целом встали на сторону мусульман в их объяснении причин разрушения Международного торгового центра в Нью-Йорке: виноват, по их словам, Запад, который создал основы «мирового порядка несправедливости». Запад, мол, желает ничего иного, как навязать свои стандарты цивилизации всему человечеству, терроризм - реакция на «экспансию светского гуманизма».
Как и в 1999 году, митрополит Кирилл протестовал против «диктата гуманистических ценностей». В то же время он выступает за уважение «традиционной структуры» отношений между народами. С этим связан отказ от понятия «права человека» и «свобод вероисповедания», которые заложены в основу Хельсинкского акта. Это позиция, которая соответствует позиции представителей радикального ислама. Страна, сказал сановник, создает веру и религию. За этими словами кроется прелюдия в стремлении превратить Русскую православную церковь (РПЦ) в церковь государственную. Любое изменение веры будет рассматриваться как «преступный прозелитизм».
Патриарх Алексий II всегда оспаривал наличие планов создания государственной церкви. Но уже во время православного Рождества в январе он называл всех русских, исповедующих католицизм, «врагами государства». Примечательно, что уже в декабре 2001 года дело дошло до совместной молитвы православных и Верховного муфтия. Такое же мероприятие совместно с католиками было решительно отвергнуто. Это было бы «грехом», обосновало свое «нет» руководство РПЦ. «Крайне странным является, конечно, принятое во время так называемого народного собора заявление», - считает эксперт Тирмейер. В тексте, в частности, говорится, что между исламом и православием «не существует каких-либо противоречий духовного и религиозного характера».
Римская церковь в глазах духовных упрямцев в Москве - неполноценная церковь, она не является настоящей дочерней церковью, она всего лишь «остаток от милости». В «народном соборе» приняли участие президент Путин и лидер коммунистов Геннадий Зюганов. Зюганов, по оценке Тирмейера, является для православия «человеком на все случаи жизни», патриарх уже сейчас идет с ним на тесную связь. Но какую позицию занимает Путин, который не раз заявлял о своем интересе к визиту Папы? «Путин, разумеется, мог бы прекрасно использовать такой визит для своего международного имиджа. Но ему нужна в стране и РПЦ, - размышляет Тирмейер. - Путин, возможно, понимает, что он не так уж и силен, как его представляют себе на Западе».
Это означает следующее: чем сильнее будут его внутриполитические позиции, тем большее значение будет придавать президент благотворному сотрудничеству конфессий и религий. Однако нынешние процессы дают пищу для сомнений в этой внутриполитической стабильности. Путин вынужден учитывать старый груз коммунистического прошлого, от которого РПЦ не может освободиться до сегодняшнего дня. 80 процентов православных священников, согласно серьезным исследованиям, проведенным на Западе, не подходят для своей роли. Отсутствие теологического образования возмещается национализмом и враждебностью к чужакам. Где те «профессиональные представители экуменизма», которые смогли бы найти мужество выступить против курса РПЦ, задается вопросом ректор Тирмейер.
А что же Рим? Представитель Ватикана Хоакин Наварро-Валс (Loaquin Navarro-Valls) выражает уверенность, что визит Папы состоится: «Мы ждем встречи и надеемся, что это вскоре может произойти».
Гернот Фациус,
«Die Welt», Германия.