Не все псковские хостельеры рискуют размещать свою вывеску на жилом доме.
Законопроект предполагает внесение поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации. С ними часть 3 статьи 17 ЖК РФ будет выглядеть следующим образом: «Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также гостиниц и иных средств размещения, оказания гостиничных услуг и иных услуг размещения».
На сегодняшний день законодательство позволяет открывать гостиницы или хостелы в домах только после перевода последних в категорию нежилых помещений. Но одновременно с Жилищным кодексом в России действует ГОСТ Р 56184-2014, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию, который устанавливает общие требования к хостелам и к предоставляемым в них услугам. Он дает возможность организовывать хостелы в жилом фонде.
Авторами законодательной инициативы стала группа депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по ЖКХ Галиной Хованской и ее заместителем Еленой Николаевой. Представлял законопроект на заседании курирующий Псковскую область депутат от ЛДПР, первый зампред Комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Катасонов, объявивший бой коммерциализации жилых домов.
«Любое проживание в квартире людей, не имеющих к ней отношения, является признаком коммерческой деятельности, которая запрещена в рамках Жилищного кодекса», – мотивировал он необходимость и актуальность законопроекта.
Депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Тарнавский сообщил, что до конца июля Дума окончательно примет данный законопроект, уже получивший неофициальное название «Закона о запрете хостелов». В Государственном комитете Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства не спешат разделять энтузиазм депутатов: «Хостелы – это не наш вопрос,– заявил «Псковской губернии» представитель комитета. – Если бы у нас было поручение от Госдумы заниматься, то информация была бы, а так – нет».
Сервис бронирования «Booking.com» показывает, что на сегодняшний день в Пскове действует семь хостелов, два из них, по информации «Псковской губернии», расположены как раз в жилом фонде. Среднегодовой доход псковского хостела составляет чуть около 900 000 рублей, но налоги их владельцы предпочитают платить лишь как «индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги средств размещения». Экономическая выгода размещения хостелов в жилых домах, помимо невысокой арендной платы, заключается и в коммунальных платежах, расценки на которые в помещениях нежилого фонда совсем другие. Кроме того, псковские хостелы в большинстве случаев представляют собой семейный вторичный бизнес, где нет наёмного персонала: это также отражается на прибыли.
Столичные депутаты, аргументируя необходимость скорейшего принятия законопроекта, говорили о многочисленных жалобах со стороны жильцов домов, где размещались хостелы. По словам главы Роспотребнадзора по Москве Елены Андреевой, с начала 2015 года в их ведомство поступило 360 жалоб. В марте 2016 года московские власти в связи с этим анонсировали массовые проверки хостелов.
«Нам жалуются на всякие «пиваськи», которые в домах расположены, а на хостелы – нисколько, – сообщил «Псковской губернии» руководитель территориального управления Роспотребнадзора Псковской области, главный санитарный врач Псковской области Александр Нестерук. – Жалоб на шум, на еще какие-либо неудобства к нам на них не поступало. Что касается проверок, то хостелы – это малый и средний бизнес, который по закону от проверок освобожден вообще, у них идут «каникулы». Я очень сомневаюсь, что у нас в Пскове какой-нибудь хостел работает больше трёх лет».
«Соседи узнали, что у них в доме размещается хостел, через год после его открытия, – признается один из псковских хостельеров. – Понимаете, я не стремлюсь афишировать свою деятельность, даже не вешаю вывеску на дом. Мои клиенты ищут информацию исключительно в интернете, а там мы представлены максимально широко. Когда турист приезжает, я связываюсь с ним по телефону и встречаю. Мы живем не в Петербурге, где скрыть подобное от соседей было бы просто невозможно. У нас хостелы принимают в среднем 150 человек в месяц, то есть где-то 5 человек в день. Да вы их не заметите никогда!»
Псковские хостельеры предпочитают арендовать помещения для размещения туристов в исторической части города. Обычно это вторичное жилье в старых домах, нуждающееся в ремонте, что сразу снижает его стоимость и одновременно помогает решить актуальную проблему с вентиляцией. Потолки в старом фонде, как правило, выше, а в хостельных комнатах чаще всего ставится несколько двухъярусных кроватей, и вопрос наличия свежего воздуха становится одним из самых важных.
Владелец жилья иногда даже не знает о том, что арендатор использует квартиру совсем не для себя. В случае возникновения претензий хостельер обычно демонстрирует ремонт помещения, сделанный за свой счет.
К нормам СанПиНа хозяева хостелов относятся щепетильно, так как это влияет на имидж заведения и отражается на его рейтинге в сервисах бронирования. Но требования к хостелам в плане пожарной безопасности, сигнализации и эвакуационных выходов в таких трансформированных под хостелы квартирах традиционно не соблюдаются.
«Это особенность ведения бизнеса в регионах: здесь надо сначала открывать, а потом думать,– объясняет руководитель псковского хостела. – Иначе начнутся всевозможные согласования с пожарными, с СЭС, с участковыми, с управляющими компаниями – проще договариваться со всеми потом, в том числе и с соседями. Именно поэтому у нас сначала строят дома, а потом согласовывают документы. Это же Псков – регион, где многие законы просто не работают».
Экс-омбудсмен Элла Памфилова в своем докладе о деятельности за 2015 год упоминала о необходимости ужесточения законодательства в отношении хостелов из-за ситуации с нелегальными мигрантами. «Особую остроту в последнее время приобретает вопрос появления в городах-миллионниках таких способов размещения приезжих, как расселение в хостелы.Ранее законодатель пытался решать проблему с незаконной миграцией посредством ограничения числа лиц, зарегистрированных на единице квадратных метров жилой площади, для чего был принят Федеральный закон от 21 декабря 2013 года N 376ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако реально он не препятствует превращению квартир в обычных жилых многоквартирных домах в подобие общежитий для мигрантов. Уполномоченный принимает участие в обсуждении законодательных инициатив в сфере миграции. В данном контексте устанавливаемые законом ограничения правового режима пребывания иностранных мигрантов в России оправданы императивами (требованиями – Л. С.) национальной безопасности», – подчеркивала она.
Владельцы хостелов в Пскове признаются, что спокойно заселяют беженцев, например из Сирии, при условии, что те оплачивают проживание и предоставляют необходимые документы. Сохраняя неофициальный статус, наши хостелы плотно сотрудничают с правоохранительными органами: информируют миграционную службу (теперь вошедшую в структуру МВД) о заселившихся иностранцах, помогают пограничному управлению ФСБ отследить передвижения нелегальных мигрантов. Нежелание надзорных органов привлечь их к ответственности хостельеры объясняют, во-первых, уровнем прибыли («пока ты не зарабатываешь миллион, ты неинтересен никому»), во-вторых, российским менталитетом («каждый хочет работать спокойно»).
Идею ограничения работы хостелов раскритиковал министр культуры Владимир Мединский, сказав, что в таком виде, как сейчас, «законопроект может стать ударом под дых внутреннему туристу, особенно социально незащищенному»
«Эта инициатива – крайне неприятная вещь. Я бы не сказала, что она убьет внутренний туризм, но это лишает туристов варианта бюджетного размещения, – соглашается с министром руководитель Общественного совета по туризму при Государственно комитете Псковской области по культуре, директор бюро путешествий «Континент» Светлана Баранова. – Хостел обычно выбирают те туристы, которые только-только начали ездить по своей собственной стране. Для них определяющим фактором является стоимость гостиничной услуги. В Псковской области вопрос работы хостелов всегда актуален. Если вы откроете «Букинг» и зададите поиск по Пскову, то увидите, что гостиничное размещение, которое там предлагается, – это преимущественно хостелы и апартаменты. Очень плохо, что эта инициатива Госдумы возникла тогда, когда по факту хостелы уже были открыты».
Светлана Баранова подчеркнула, что, помимо общего фона в виде борьбы с терроризмом и незаконной миграцией, необходимо также учитывать закон, согласно которому средства гостиничного размещения должны пройти сертификацию: «Этого требует вступление России в ВТО. Возможно, борьба с хостелами происходит и из-за того, что сложно придумать какие-либо стандарты для такого большого разнообразия мест гостиничного размещения».
«Может быть, в этот законопроект внесут какие-то поправки,– надеется руководитель хостела «Hostel W» Влада Николаева. – Малому бизнесу начинают перекрывать кислород, одновременно лишая туристов возможности путешествовать бюджетно. Не все помещения можно перевести на коммерческий вариант (нежилой фонд. – Прим. Л.С.), например, со вторым этажом, где мы размещаемся, это сделать нельзя. Да и у многих хостельеров просто нет финансовой возможности перевести помещение в нежилой фонд: это обойдется примерно в 800 тысяч рублей. Сейчас мы в полном смятении, не знаем, что делать дальше».
На сегодняшний день по закону для перевода квартиры в категорию нежилого помещения необходимо, чтобы она была расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но при этом помещения, расположенные непосредственно под переводимой квартирой, не были бы жилыми.
«Я бы не хотела, чтобы в моем подъезде какие-либо квартиры сдавались под хостелы, чтобы в них постоянно менялись люди, – делится Светлана Баранова. – Согласитесь, каждый из нас в своем собственном доме хочет чувствовать себя защищенным».
«Согласования с соседями могут вызвать какие-то затруднения, но не думаю, что они будут фатальными – все упрется в стоимость вопроса, – убежден владелец первого хостела в Пскове Андрей Харенко. – Зная специфику отечественного бизнеса, можно предположить, что хостелы сначала будут появляться, работать какое-то время, показывая соседям, что нет ничего страшного в соседстве с такими «мини-гостиницами», и затем постфактум получать от них согласие на продолжение деятельности».
По мнению Харенко, открыть новые хостелы станет не намного сложнее – скорее всего, достаточно будет добавить в перечень подготовительных мероприятий перевод помещения в нежилой фонд и установку звукоизоляции на общие с соседними квартирами стены. Не должно быть проблем и с обеспечением пожарной безопасности. Расставить указатели выхода, схемы эвакуации, датчики дыма и достаточное количество огнетушителей на видных местах нетрудно.
«Считаю, что с принятием законопроекта принципиально ничего не изменится – часть рынка предоставления жилья станет более прозрачной и цивилизованной, а оставшаяся часть будет лавировать между законом и неформальными договоренностями с проверяющими органами, то есть останется, по сути, в том же состоянии, что и до принятия закона. Если будет дан какой-то небольшой временной запас без санкций, то помещения просто-напросто будут постепенно переведены в нежилой фонд и продолжат свое существование», – добавил Харенко.
«Закон о запрете хостелов» сейчас находится на доработке: срок представления поправок для него истекает 11 июня 2016 года. Отельеры подчеркивают: если законопроект будет принят, Думе придется уточнять понятие «гостиничной услуги», которое сейчас не имеет точного юридического определения, что дает возможность толковать его в максимально широком поле.
Галина Хованская в ответ на критику позже уточнила, что её законопроект не коснется тех, кто сдаёт жильё внаём. «Речь идет о почасовом, суточном использовании жилых помещений, об общем входе в подъезд, – подчеркнула она и в интервью порталу «Правмир» пояснила, что храмам, расположенным в жилых домах, ничего не угрожает. – Богослужений законопроект не коснется, так как это не гостиничная услуга».