Статья опубликована в №17 (789) от 04 мая-10 мая 2016
Общество

Пешеход «при исполнении»

Родственники погибшего военнослужащего из Пскова пытаются доказать, что он погиб как герой, а не стал жертвой заурядного ДТП
Людмила САВИЦКАЯ Людмила САВИЦКАЯ 04 мая 2016, 11:15

Летом 2015 года Вадим Грицан, подполковник в отставке, а ныне владелец ювелирного салона, в состоянии сильного алкогольного опьянения протаранил КПП закрытого административного территориального округа Краснознаменска и сбил насмерть 33-летнего псковича Александра Данилова. Житель Пскова майор Данилов, по информации «Псковской губернии», в тот момент исполнял свои обязанности на посту.

Таран КПП как ДТП

Именно вокруг исполнения обязанностей на посту и развернулась дальнейшая судебная тяжба: в уголовном деле, возбужденном по п.4 ст. 264 УК РФ, произошедшее представлено как рядовое гражданское дорожно-транспортное происшествие, где имело место «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека».

В медицинском свидетельстве о смерти Александр Данилов фигурирует как «пешеход, пострадавший в результате неуточнённого неустановленного недорожного несчастного случая». Вадим Грицан в настоящее время находится под домашним арестом. Та статья, которая ему вменяется сейчас, это вполне допускает.

Трагедия произошла в ночь с 23 на 24 июля 2015 года, когда майор, старший инженер испытатель испытательного центра Александр Данилов в/ч 32103, был в наряде в качестве помощника дежурного на КПП-1 в Краснознаменске. По инструкции Данилов был обязан следить за соблюдением пропускного режима и поддержанием порядка на КПП-1, через который осуществляется въезд/выезд из города. Около 00:40 Вадим Грицан (родственники погибшего и ряд федеральных СМИ утверждают, что Грицан – подполковник в отставке, уволенный в запас в 2000 году) на внедорожнике попытался проехать через КПП, но, по информации издания «Блокнот», при проверке документов поругался с военнослужащими. Из-за чего Грицан надавил на педаль газа и протаранил пост, сбив майора Данилова. После чего сдал назад (вновь переехав погибшего) и уехал обратно в Краснознаменск.

Погибший пскович был любимцем солдат. После его смерти жители города устроили сбор средств в помощь семье. Фото: vkrasnoznamenske.ru

Полиция задержала Грицана спустя несколько минут на улице Гагарина, при опознании в его крови было обнаружено около 1 промилле алкоголя, пишет «Московский комсомолец».

Краснознаменск – город со статусом закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) со своими органами местного самоуправления. Статус ЗАТО объясняется, вероятно, тем, что в Краснознаменске находится, в том числе, главный центр управления орбитальной группировкой Минобороны РФ и НИИ испытаний и применения специальных космических аппаратов Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами, инженером на котором и служил погибший пскович. Как и положено городу с закрытым статусом, Краснознаменск имеет пропускной режим и огорожен забором. Правда, в последнем, по словам местных, есть многочисленные проемы, которыми «туристы» активно пользуются, минуя КПП.

Случившиеся вызвало резонанс среди жителей Краснознаменска, которые сообщили, что часто водители даже могли не замечать КПП, так как освещение вокруг него оставляло желать лучшего, светоотражающей разметки вокруг тоже не было. Кроме того, ворота КПП-1 подвергались попыткам тарана регулярно, особенно в тёмное время суток: это «Псковской губернии» подтвердили и родственники Данилова, которые по-прежнему проживают в Краснознаменске.

При опознании в крови виновника ДТП было обнаружено около 1 промилле алкоголя. Фото: vkrasnoznamenske.ru

После трагедии с гибелью Александра Данилова жители города собрали подписи с требованием обеспечить безопасность военных на КПП-1. Спустя два месяца появилось несколько столбиков, которые, очевидно, должны выполнять роль преграды для несогласных с пропускным режимом. Других видимых мер для обеспечения безопасности военных предпринято не было.

«…Но меня подкосило»

Расследование гибели Александра Данилова с самого начала приобрело странный характер. 24 июля 2015 года начальник испытательного центра испытаний и применений специальных космических аппаратов войсковой части 32103 полковник Олег Самарский в своем докладе сообщал руководству, что майор Данилов скончался в результате ДТП. При этом он не упоминал, что виновником ДТП был бывший военнослужащий (родственники погибшего говорят, что Грицан служил в этой же части. – Л.С.)

Объяснительные, которые предоставили подполковнику Евгению Синяковичу (он вел следствие на начальном этапе) свидетели-военнослужащие, ситуацию, скорее, запутывают, чем проясняют. В ту ночь Александр Данилов был помощником-подчиненным дежурного по КПП Артёма Зверева, который пишет, что в момент события был в помещении, а о гибели майора узнал от рядового солдата. Солдат, по словам Зверева, также был одним из его помощников. Если следовать инструкции, то именно сам дежурный по КПП, то есть Зверев, должен «исключить несанкционированный проход (проезд) через КПП».

Другого свидетеля – солдата Нечаева – в момент трагедии неожиданно «подкосило». В своей объяснительной он сообщает (орфография и пунктуация автора сохранены. – Л.С.): «Я услышал звук металла и начал оборачиваться, но меня подкосило, и я упал на асфальт и повернул на право я увидел котящуюся трубу от ворот которая остановилась в метре от меня. Я стал поворачивать голову дальше и увидел машину джип темного цвета у того места где была сбита труба от ворот». Солдат Роман Доскальчук изначально тоже стоял отвернувшись, но часть событий всё-таки зафиксировал: «В это время внедорожник снес загрождения и дежурного по КПП маёра Данилова после чего внедорожник здав назад развернулся и уехал в город». – рапортует он (орфография и пунктуация автора сохранены. – Л.С.).

В медицинском свидетельстве о смерти указано, что смерть Данилова произошла от «несчастного случая, связанного с производством». В графе «Первоначальная причина смерти» судмедэксперт Дмитрий Санду заявил, что Данилов – «пешеход, пострадавший в результате неуточненного неустановленного недорожного несчастного случая».

В заключении «об итогах расследования факта гибели», появившегося 24 июля 2015 года, причиной смерти называется нарушение правил дорожного движения.

При этом в документе указано, что погибший находился «при исполнении обязанностей в составе суточного наряда на КПП-1».

В этот же день следственный отдел межмуниципального управления МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям на особо важных и режимных объектах Московской области возбудил уголовное дело в отношении Вадима Грицана по п.4 ст. 264 УК РФ. В постановлении было указано, что Грицан нарушил пункты 1.3, 1.5, 2.5, 2.7, 10.1. ПДД В постановлении погибший майор Данилов обозначался как «пешеход, получивший в результате ДТП телесные повреждения, от которых скончался на месте происшествия».

Задержать Грицана удалось спустя несколько минут после трагедии. Фото: vkrasnoznamenske.ru

26 июля Грицан по решению Одинцовского городского суда был взят под домашний арест, который отбывает и сейчас. Других мер пресечения к нему не применялось. По словам супруги погибшего псковича, Грицан просил не заключать его в СИЗО, так как «в этом случае он не сможет оказать помощь семье пострадавшего». Предложение о помощи последовало тем же летом: адвокат Грицана предлагал семье Даниловых 300 тысяч рублей, называя это первым взносом и предлагая пойти на мировую. Проживающий в Пскове отец Александра Юрий Данилов утверждает, что в правоохранительных органах ему говорили о возможности закрыть уголовное дело – при условии, что стороны договорятся. Даниловы денег не взяли и на мировую не пошли.

Александр Данилов был похоронен 27 июля в Пскове на кладбище в Крестах со всеми воинскими почестями. В церемонии прощания участвовал и командир воинской части 32103 генерал-майор Андрей Ильин. «Сына хоронили как героя, – делился Юрий Данилов. – А потом взяли и превратили в простого пешехода – отряд не заметил потери бойца».

Без звезды

Юрий Данилов не может согласиться со статьей, по которой было заведено уголовное дело, и пытается добиться того, чтобы провоохранительные органы её переквалифицировали. Сложности у отца погибшего начались ещё в августе 2015 года, когда ему пришлось писать отдельное заявление о признании его потерпевшим в данном деле. «Им (следствию. – Л.С.) казалось, что мать идет как потерпевшая и этого достаточно», – негодовал он. По мнению Юрия, расследование трагедии как стандартного гражданского ДТП, во-первых, противоречит обстоятельствам дела, во-вторых, дискредитирует правовой статус военнослужащего, находящегося при исполнении обязанностей военной службы.

Пока Юрий Данилов добивался статуса потерпевшего, военные озаботились составлением характеристики погибшему, причем описывали его в настоящем времени. «Решения принимает своевременно, реагируя на изменения обстановки.Оптимист по натуре», – говорилось в документе, утвержденном командованием части 24 августа 2015 года.

2 декабря 2015 года Юрий Данилов после консультаций с юристами направил в Третью прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Московской области жалобу на постановление о возбуждении уголовного дела по п.4 ст.264 УК РФ. В ней он просил переквалифицировать дело на ст. 317 УК РФ - «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность». По этой статье обвиняемый мог получить от 12 до 20 лет лишения свободы, а также высшую меру наказания.

Основанием для изменения статьи отец погибшего считает то, что Грицан знал о порядке вьезда-выезда с территории с особым режимом, но, игнорируя установленный порядок, пытался незаконно пересечь КПП, понимая последствия наезда автомобилем на военнослужащих. Юрий Данилов также убежден в том, что Грицан умышленно направил автомобиль на дежурных.

Вдова Александра Данилова Елена Данилова, которая после гибели супруга одна воспитывает двоих детей, имеет свою версию происшедшего. «Мой муж был очень старательным на службе, тщательно всё проверял, –заверила она «Псковскую губернию». – Грицан, когда подъехал к воротам, явно не рассчитывал попасть на дотошного дежурного. Мой супруг попросил его предъявить пропуск, тот отказался и сдал назад. Муж решил, что Грицан таким образом уехал от КПП, и отвернулся в сторону шоссе, не думая, что будет опасность. Грицан же в это время просто разогнался и ударил по воротам с мыслью проехать на Москву, а уже потом, осознав, что сотворил, скрылся с места преступления», - такова версия жены Данилова.

Елену оскорбил тот факт, что командование предпочло умолчать о геройском поступке её мужа: по словам Даниловой, в момент трагедии Александр оттолкнул от себя рядового и тем самым спас ему жизнь. «Но когда стали снимать показания, выживший солдат говорил уже совсем другое, видимо, по чьей-то просьбе, – комментирует она. – Я считаю, что утаивание того, что мой муж спас рядовому жизнь, и то, что после трагедии на КПП не навели порядок, – это непризнание руководством вины. Если бы факт не был скрыт и состоялось посмертное награждение моего мужа «Звездой героя», то встал бы вопрос: что такое происходит в закрытом Краснознаменске, что офицеров приходится посмертно награждать?! Со всех спросили бы за это, потому и скрывают, это ж не война с ИГИЛ (запрещенная в России террористическая группировка. - Л.С.)!»

Третья прокуратура отказалась удовлетворять жалобу отца погибшего, назвав законным возбуждение уголовного дела «по факту нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть Данилова А.Ю.». Также прокуратура сообщила Юрию Данилову о том, что предварительное следствие по данному уголовному делу продлено до 1 января 2016 года.

Юрий Данилов направил жалобы с той же просьбой о переквалификации в Главное следственное военное управление, Минобороны России, Следственный комитет РФ, но в ответ, по его словам, получает лишь отписки. Одной из последних реакций правоохранительных органов стало перенаправление 9 февраля 2016 года Следственным комитетом РФ жалобы Юрия Данилова в Генеральную прокуратуру.

«Мне важно понять, кем мой сын ушел из жизни, – пытается осмыслить произошедшее Юрий Данилов. – Этим летом я собираюсь ставить памятник на его могиле. Что мне там писать? Погиб как герой на службе или погиб как пешеход в ДТП?»

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.