«Он был гвардейцем статным,
По всем статьям герой.
Она была принцессой знатной,
Их встреча стала роковой».
В. Уфлянд, слова песни из фильма «Небесные ласточки»
Наконец-то поиски национальной идеи, о которой долгие годы любили рассуждать в России, завершились успехом. Путём проб и ошибок национальная идея найдена и уже воплощается в жизнь. И называется она «Национальная гвардия», она же – Росгвардия. Эта гвардия – сила более серьёзная, чем, допустим, малозаметное пока движение «Мушкетёры Путина» - молодёжная радикальная группировка, действующая в Петербурге. Сравнивать национальных гвардейцев и «Мушкетёров Путина» вроде бы неуместно. Однако формально цель, которую декларируют «мушкетёры» («борьба с изменниками Родины и агентами западных спецслужб»), совпадает с целями создаваемой Путиным и его бывшим телохранителем гвардии. Национальная идея – это защита власти и лично Путина.
Словом «гвардия» в нашем государстве назывались очень непохожие друг на друга формирования. То это были преображенцы, семёновцы, измайловцы… Очень часто русские гвардейцы действовали не так, как этого требовало начальство. Достаточно вспомнить восстание Семёновского полка 1820 года.
Казимир Малевич, «Гвардеец». Холст, масло: 1913-1914 гг.
При слове «гвардия» сразу вспоминается роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». Понятие «белогвардейцы», по-видимому, впервые стали использовать во время боёв в Москве в октябре 1917 года. Первыми белогвардейцами были не царские офицеры, а отряд московских студентов и гимназистов с белыми повязками на рукавах (сейчас бы их назвали «белоленточниками»). Они действовали в пику красногвардейцам.
Трудно спутать элитный полк преображенцев с появившимися в апреле-мае 1917 года красногвардейцами, формировавшимися на базе фабричных и заводских комитетов. Но у тех и других, как ни странно, было нечто общее. Те и другие были гвардейцами, то есть, по-русски говоря, стражами. Например, Красная гвардия должна была дать отпор приближающимся к Петрограду немцам. Красногвардейцы об этом постоянно заявляли. Однако попутно они решали и совершенно противоположную задачу. Их командиры готовились захватить власть в столице России и заключить с Германией сепаратный мир.
У гвардейцев вообще часто бывают явные и тайные цели, расходящиеся друг с другом.
Численность красногвардейских отрядов в России перед Октябрьской революцией достигла 250 тысяч человек. Военно-революционный комитет Петроградского совета легально вооружал и обучал петроградских красногвардейцев – отборные части рабочих. Красногвардейцы, дождавшись нужного момента, взяли под контроль петроградские мосты, почтовые отделения, вокзалы и телеграф.
Если существует угроза государственного переворота – ищите поблизости каких-нибудь гвардейцев. Они либо предотвращают переворот, либо его осуществляют. Наиболее талантливым удавалось делать то и другое одновременно.
В эпоху дворцовых переворотов в ХVIII веке в России гвардейские части играли важнейшую роль. Так было, начиная с ночи с 27 на 28 января 1725 года, когда умер Пётр I. Тогда же гвардейские офицеры объявили, что «разобьют голову всякому, кто осмелится пойти против матушки-императрицы». С тех пор правители в России менялись, а вероятность получить по голове вблизи престола от руки гвардейца была очень высока.
Стражи не забывали, что лучшая защита – это нападение. Перевороты, поочерёдно приведшие к власти Анну Иоанновну, Елизавету Петровну и Екатерину II, без гвардейцев были бы немыслимы. Причём они брали не числом. Елизавете, чтобы установить полный контроль над Зимним дворцом, а заодно и над всей страной, достаточно было 308 гвардейцев. Считается, что только в одном дворцовом перевороте – в убийстве Павла I - гвардейцы участия не принимали (но без них, мастерски обращающихся с "гвардейской" табакеркой, всё равно не обошлось).
Гвардейцы – это всегда дело личное. Они – личная гвардия. Будь-то Gardes du cardinal (знаменитые гвардейцы кардинала Армана Жана дю Плесси Ришелье) или наши современники - Корпус Стражей Исламской революции, они же - Революционная гвардия. Изначально они создаются при ком-то – Петре I, Ришелье, аятолле Хомейни, Владимире Путине… Но, как правило, в перспективе они решают не только задачу охраны. Это не охрана в привычном смысле слова. Это воинские части, вплоть до целой армии. Они участвуют в войнах. Корпус Стражей Исламской революции, принимающий участие в нынешней сирийской кампании, состоит из сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил. В него же входят силы народного ополчения. Римский император Октавиан Август создал 9 преторианских когорт (гвардию римских цезарей). В каждой было по тысяче человек.
В проекте путинского указа говорилось, что отправку за рубеж Национальной гвардии предполагается включить в компетенцию главы государства (санкцию на использование вооружённых сил за рубежом даёт Совет Федерации).
Гвардейцы, как правило, в идеологическом смысле - особые силы. У них специальный статус. Это должны быть идейные и лично преданные императору, хану, царю, кардиналу, аятолле, президенту военнослужащие. И эта личная преданность должна проявляться в любой точке земного шара, а не только на подступах ко дворцу, в котором живёт тот, кому они лично преданы. Поэтому ханские нукеры или императорские гвардейцы сражались вдали от дома. Они расширяли дом до максимально возможных размеров. Если надо, весь мир для них был домом.
Все военнослужащие присягают Отечеству, а гвардейцы, по существу, – Отечеству и своему верховному командиру. Для них разницы между Отечеством и верховным командиром быть не должно.
Особенность гвардии ещё и в том, что она, как правило, возникает не от хорошей жизни, а в переломные моменты истории. Но так как гвардейцы – это войска отборные, а дело их – личное, то часто гвардейцы действуют вопреки верховным ожиданиям. Близость к власти рождает веру в безнаказанность. Гвардейцы, особенно гвардейские офицеры, так часто видят властителей в упор, не с парадной стороны, что сакральность власти для них – пустой звук. Они уже сами чувствуют себя высшей властью.
Многие римские императоры были убиты преторианцами – как знаменитый властолюбец и мастер древнего политического троллинга Калигула. Бывало, что следующим императором становился как раз префект преторианцев. Император-страж.
Предполагается, что в России в состав Национальной гвардии войдёт около 400 тысяч человек. Это бывшие военнослужащие Внутренних войск, ОМОН, СОБР, ФГУП «Охрана»… Так что на наших глазах омоновцы превращаются в военнослужащих. Охранявший Ельцина, Собчака, Путина Виктор Золотов стал директором Федеральной службы войск национальной гвардии РФ - главнокомандующим войсками национальной гвардии РФ (сокращённое название – Росгвардия).
Когда было объявлено, что гвардия многонациональной России будет называться национальной, у многих возникли вопросы: как же так? К тому же возникли свежие ассоциации с украинской Национальной гвардией. Возможно, по этим причинам слово «национальная» в процессе подготовки президентских указов быстро отошло на второй план, а в новостях только что созданную федеральную службу стали называть «Росгвардия». Но дело не столько в названии, сколько в перераспределении сил. С появлением Росгвардии в российском силовом блоке произошли сдвиги.
Почти сразу же заинтересованные люди обратили внимание на то, что в указе Путина от 5 апреля 2016 г. N 159 говорится: Виктор Золотов включён в Совет Безопасности Российской Федерации «в качестве постоянного члена». А спустя шесть дней, 11 апреля, вдогонку, появился другой указ Путина - № 170, где в п. 2 сказано о внесении изменения. Оно одно: из указа № 159 перед фамилией «Золотов» исключено слово «постоянный». Объяснений этому пока нашлось два: или влиятельные недоброжелатели Золотова из ФСБ постарались, опасаясь новоявленного гвардейца, или просто произошёл мелкий юридический казус и нынешний уровень Федеральной службы войск национальной гвардии пока ещё не позволяет Золотову стать постоянным членом Совета Безопасности.
О необходимости создавать Национальную гвардию говорилось с ельцинских времён. Но создана она только сейчас. По-видимому, настал тот самый переломный опасный момент, когда Владимиру Путину понадобилась личная гвардия, которой командовал бы человек с определённой репутацией. Человек ближнего круга, способный выполнить любой приказ. Хотя, казалось бы, чем плоха для выполнения любого приказа, допустим, базирующаяся в Пскове 76-я гвардейская десантно-штурмовая дивизия? Но отечественная история конца ХХ века (тбилисская «ночь сапёрных лопаток» в 1989 году и многое другое) показывает, что с силовой борьбой с «внутренними врагами» справляются не все. Нужна особая подготовка.
Если до недавнего времени в современной российской политике слово «гвардия» чаще всего употреблялось в сочетании «Молодая» (председателем Координационного совета «Молодой гвардии» одно время был нынешний губернатор Псковской области Андрей Турчак), то сейчас всё будет значительно серьёзнее. Это вам не «Мушкетёры Путина», пускающие в глаза оппозиционерам едкий газ.
В распоряжении бывшего телохранителя Ельцина-Собчака-Путина появится всё, включая разведку, авиацию, артиллерию, инженерные и морские части. Гвардейцы «разобьют голову всякому, кто осмелится пойти против матушки-императрицы», в смысле против батюшки-президента.
Образно выражаясь, формирующаяся Росгвардия – это такая частная военная компания (ЧВК), в том смысле, что она создаётся Путиным и специально для Путина (в отличие от МВД, ФСБ и Российской армии, созданных давным-давно). Но, в отличие от ЧВК, всё происходит официально.
ЧВК уместно упомянуть и по другой причине. Такие компании существуют для того, чтобы осуществлять операции в разных точках планеты, но при этом не быть связанными государственными формальностями. И это не только охрана нефтяных месторождений или защита от морских пиратов.
В присутствии Путина создание российских частных военных компаний публично обсуждалось ещё весной 2012 года. Тогда «РИА Новости» сообщили: «Премьер-министр Владимир Путин поддерживает идею создания в России системы частных военных компаний, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей без участия российского государства» а сам Путин тогда же произнёс: «Считаю, что это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства. Считаю, что над этим можно подумать и посмотреть».
Скорее всего, подумали и посмотрели. В пользу того, что от идеи создания ЧВК не отказались, говорят публикации о нашумевшей в узких кругах ЧВК «Вагнер» (также см. Д. Коротков. «Они сражались за Пальмиру»). Закона о ЧВК в России нет до сих пор, но, если верить этим публикациям и неофициальной информации, фактически российские частные военные компании уже существуют (пишут об их участии в событиях в Крыму, Донбассе и Сирии). Теоретически участники ЧВК должны бы подпасть по статьи уголовного кодекса: статью 359 УК РФ «Наёмничество» и 208 УК РФ «Организация незаконного вооружённого формирования» но очевидно, что случайных людей на тренировочный полигон в Молькино в Краснодарском крае, находящийся рядом с базой спецназа ГРУ, не пустят.
Есть основание говорить, что ЧВК, скорее, напоминает частно-государственное партнёрство. Не ЧВК, а ЧГВК.
ЧВК приписывают как выполнение «деликатных» поручений по устранению вышедших из-под контроля лидеров донбасских «ополченцев», так и участие в полноценных боевых операциях в Сирии.
За последний год под позывным «Вагнер» в публикациях называли разных людей. К апрелю 2016 года авторы, кажется, определились, что «Вагнер» – позывной подполковника запаса Дмитрия У., до 2013 года служившего командиром дислоцированного в Печорах Псковской области 700-го отдельного отряда спецназа 2-й отдельной бригады ГРУ Минобороны.
Стрелков-Гиркин утверждал, что «в Сирии «Вагнер» и другие ЧВК уже понесли чувствительные потери». «В том-то и прелесть дешёвых наёмников из числа выброшенных на улицу в результате реформы армии офицеров, - писал бывший «министр обороны ДНР» Стрелков-Гиркин, - что их даже хоронить не требуется – так, песочком присыпали, и хватит».
Саму идею частной военной компании, ссылаясь на положительный зарубежный опыт, поддерживают не только сторонники Путина, но и некоторые его противники. По их мнению, в «солдатах удачи» нет ничего плохого. Самое время перечитывать роман «Псы войны» Фредерика Форсайта. А заодно ещё и изданный в 1984 году американским писателем Томом Клэнси роман «Охота за «Красным Октябрём»», в котором нашлось место и Пскову, и человеку по фамилии Путин.
Нет сомнений, что новые российские военные структуры (тайные и явные) в ближайшее время без дела не останутся. Но никогда не надо сбрасывать со счетов то, что на одного «белогвардейца» может приходиться один «красногвардеец».
Стражи не дремлют. Гвардейцы разных цветов и оттенков точат клинки.