Кадр из фильма Дениса Шабаева.
Посмотреть документальный фильм и встретиться с режиссёром Денисом Шабаевым на заседание киноклуба «Молоко и сено» [см.: А. Семёнов. Попасть в «Молоко»; Масло и мёд] пришло человек пятьдесят. Сюжет фильма прост: отец (Денис Шабаев) едет на машине со своей 9-летней дочкой (Анна Шабаева) в Швецию – в Музей сказок Астрид Линдгрен Junibacken. Отец – в то время, когда не за рулём - снимает на камеру дочь, дочь снимает на камеру отца (или то, что ей в этот момент интереснее). Третья камера висит на автомобиле и снимает обоих.
Денис Шабаев на встрече упомянул о «зоне змеи». «Зона змеи» – это личная зона сантиметров в семьдесят, за которую ядовитая змея не подпускает и может ужалить. По мнению Марины Разбежкиной, такая зона есть и у человека (у кого-то больше, у кого-то меньше). Ученики школы Марины Разбежкиной учатся входить в «ближний круг» и снимать кино не «наблюдательное», а «жизненное», вплотную подходя к своим героям.
Денису Шабаеву было проще подойти к своим героям, чем многим другим режиссёрам-операторам, по той причине, что одним из героев был он сам, а героиней – его дочь. Правда, когда это путешествие в Швецию состоялось, дочь жила от отца отдельно и поначалу раздумывала: не вернуться ли домой? В дороге соскучилась по дому.
Это первая напряжённая часть фильма. Дочь капризничает в гостинице. Плачет. Денис Шабаев во время монтажа решал: вырезать эту сцену или не вырезать? Оставил. Если бы вырезал, кино могло бы и не получиться.
«Может, поедем домой?» – спрашивает дочка. «Пеппи тогда не повидаем», - отвечает отец. – «Совсем?.. Дома – школа, надо учиться, а впереди Пеппи увижу… Не знаю…»
Девочка рассуждает так: «Поехали, наверное, вперёд. Это называется «смельчак». Если думать о «сейчас», надо ехать назад, а если о «потом» - надо ехать вперёд. Я лучше подумаю о «потом».
Если бы они не поехали дальше, то фильма не было бы. Или это был бы совсем другой фильм. Неизвестно, получил бы он приз «Лавровая ветвь-2014» и другие награды.
Разговоры в машине, в гостинице, в кафе, на пароме ведутся о самом важном. Взгляды отца и дочери временами расходятся.
Денис Шабаев в Пскове. Фото: Алексей Семенов
Дочка: «Мне хочется, чтобы мне всегда было 5 лет».
Отец: «Мне хочется, чтобы ты выросла и стала талантливой и интересной девушкой».
Отец и дочь обсуждают то, что нельзя купить за деньги. «Нельзя купить за деньги любовь, надежду…» - говорит 9-летняя девочка.
Не всегда отец учит дочь. Иногда она учит его - играть в детские игры: «Главное, это твои фантазии, - говорит она. - Для взрослых качели – это качели, самолёт – это самолёт…»
Кто-то из зрителей удивился, что с помощью штатива в «Школе Разбежкиной» снимать запрещено, а детей снимать – можно. Всё-таки, ребёнок на экране – это огромная фора, «эмоциональный костыль» посильнее любой музыки.
Взрослые на экране часто бывают тусклыми. Они следуют заведённым правилам. Притворяются. В детстве они были другими, но когда «учились жить», то потеряли непосредственность.
Сам музей сказок Junibacken показался гостям из России каким-то несказочным. Приехали они, что ли, не вовремя – к закрытию. Увидели скучнейшую возню с участием ряженой Пеппи Длинныйчулок, прошлись по пустому «сказочному» городку, подёргали запертые двери…
После показа фильма Денис Шабаев произнёс фразу: «Сказки нет».
То есть как - нет? А что же в фильме всю дорогу сочиняла Анна?
Сказка есть. Много сказок. Но они не там, где кажется. Чтобы убедиться в этом, надо отправиться в дорогу. В Стокгольм, в Псков… Куда-нибудь.