Озеро Але Бежаницкого района.
В шестидесятых годах впервые услышал много хорошего о южной части Псковской области. Какие там прекрасные реки и озера, великолепные леса, потрясающие пейзажи. Но именно «услышал», поскольку широкой рекламы тех мест не было, а ехать в неизвестные условия опасался. В зрелые годы увлекся диким туризмом – сначала был катер, затем пересел на машину. И всегда лелеял мечту пожить с палаткой на природе Псковщины. Я приобретал карты, книжки и брошюры, описывающие удаленные районы. К сожалению, то, что мне было нужно, я там не находил. Меня интересовали описания природы, сведения о местах рыбной ловли, сбора грибов и ягод, с красивыми пейзажами. Однако мне эти брошюры рассказывали об истории создания и работе местных революционных ячеек до 1917 года, о радостной коллективизации, об организации социалистического соревнования и прочих исторических событиях. Поэтому сведения о возможностях отдыха в те времена приходилось черпать или из рассказов местных жителей, или из уст, побывавших в этих местах. На юге Псковщины, очевидно, турбаз и баз отдыха либо не было совсем, либо было очень мало. А об отдыхе в частном секторе в те времена и речи не было.
После приобретения машины в первые годы мы с семьёй в основном посещали Прибалтику - там были везде хорошо организованы и туристские базы, и «зеленые стоянки», и торговля продуктами питания. К любой такой стоянке были выполнены подъезды.
Однажды мы решили поехать на отдых в город Канев на Украине. Нам обещали красивые места на Каневском водохранилище. Мы приехали туда и разбили лагерь, но хватило нас всего на несколько дней. Вода в хранилище вся зацвела и была подобна густой зелёной масляной краске. За питьевой водой приходилось ездить в Канев. В водоеме ни купаться, ни ловить рыбу было невозможно. В окружающих нас зарослях не было ни грибов, ни ягод.
И мы загадали поехать в сторону дома, а поскольку наш путь лежал через Псковскую область, решили осуществить нашу давнишнюю мечту, посетить интересующие нас места и, чтобы хорошо с ними ознакомиться, пожить среди предполагаемых красот.
Приехали в первый город – Себеж, о котором я ранее слышал мнение, что это рай на земле. Осмотрелись – все правильно, красота неописуемая – лесов, озер более чем достаточно. Но где жить? Ни турбаз, ни организованных «зеленых стоянок» нет. Описаний возможных мест отдыха нет. Стали спрашивать на улице местных жителей, где можно обосноваться на 10-15 дней. Никто ничего не знает - такое у нас не принято. Тогда мы и вспомнили рассказы об озере Алё и решили попробовать обосноваться на его берегах.
Проехали несколько деревень, но въехать ни в одну из них на нашей машине невозможно. По таким дорогам можно было ездить только на тракторе. Наконец нашли деревню, в которую можно въехать и подъехать к самому озеру. Убедились, что мы действительно в сказочно красивых местах и, если нам удастся зацепиться за них, мы найдем здесь все, о чем мечтали. И начались наши хождения в поисках жилья. Мы обошли все дома этой деревни, спрашивали людей, где можно снять комнату, ещё лучше – с арендой лодки. Но жилья свободного не оказалось. После долгих поисков нас приютил егерь на одной из баз отдыха Бежаницкой транспортной конторы. Он боялся, что нас увидят его руководители, и просил прятаться при появлении посторонних. В первый день мы надеялись наловить рыбы и решили пойти в деревню купить картошки для приготовления пищи. Ни один сельский житель не согласился продать нам ее. Жить в подобных условиях оказалось невозможно.
Через несколько часов мы покинули пределы Псковской области и въехали на территорию Эстонии. В первом же населенном пункте почти у каждого дома были выставлены многочисленные ящики, заполненные всеми выращиваемыми в данной местности фруктами и овощами. В огороде копошились хозяева дома. Как только они слышали, что около их дома остановилась машина, один из них откладывал в сторону лопату и с приветливой улыбкой выходил навстречу с проезжающими. Через некоторое время мы приехали на «зеленую стоянку» в районе селения Каукси на берегу Чудского озера, где нас ожидали подготовленные площадки для палаток, места для разведения костров, туалеты, места для мусора. Здесь мы провели оставшуюся часть отпуска. Ходили за грибами и ягодами, ловили рыбу, любовались закатами на озере.
Тогда, 30 лет назад, наши беды казались следствием длительного советского воспитания о позорности стремления заработать дополнительные деньги, «частно-собственническим» инстинктом, который вытравливался семьдесят лет из сознания людей. Эти люди искренне осуждали жителей Кавказа, Литвы, Латвии, Эстонии, которые использовали все возможные способы для получения дополнительных доходов. Я лично убежден и думаю, что со мной согласятся многие, что большинство отпускников с удовольствием обменяли бы южные курорты на отдых в средней полосе России, если бы там были созданы элементарно приемлемые условия для отдыха.
Почему я описал эти события, происходившие много лет назад, при другом государственном устройстве? Я совсем не хотел плевать в наше прошлое. Меня, конечно же, больше интересует настоящее и еще больше будущее. За прошедшие годы мне пришлось посетить различные курортные места в Литве, Латвии, Чехословакии, в этих местах жители в большей части живут за счет отдыхающих. Я убедился, что существует много стран, где на доходы от туризма живет большая часть населения. Был уверен, что после перехода России на новые политико-экономические рельсы местные жители должны были почувствовать возможность повышения своего жизненного уровня за счет использования богатства и красоты места своего проживания. С этими мыслями я решил заглянуть в интернет и ознакомиться с сегодняшним положением туризма и сельского отдыха в описанных здесь местах.
Сейчас на исходе 2015 год. Уже 25 лет Россия живет по новым законам, которые пропагандируют предпринимательство и приветствуют проявление личной инициативы. Правительство призывает население к использованию всех возможностей для создания бизнеса, хотя бы мелкого, который давал бы доход семье и повышал уровень жизни населения. Как мне кажется, за прошедшие 25 лет у многих туристов поугасла страсть к отдыху в Турции, Египте и «других югах», и многие россияне с удовольствием переключились бы на отдых в средней полосе России. И здесь юг Псковской области мог составить серьезную конкуренцию другим областям. С этим настроением я начал в интернете выборочно изучать раздел - «деревенский отдых в Псковской области». Деревенский отдых в Себежском районе. Мидино, Рудня, Озерево. По пять человек. Бежаницкий район (здесь находится озеро Алё). Одна база отдыха - Полист. Пушкиногорский район - Заозерье, Загостье. Просмотрел и другие районы: Великолукский, Невельский, Опочецкий, Пустошинский. Сплошное расстройство - от трёх до пяти мест на площадке далеко не в каждом районе, где можно отдохнуть с семьёй или компанией. Ничего не изменилось, отдыхать здесь негде.
Чтобы расстроиться еще больше, выполнил подобную работу по отношению к соседним районам, находящимся в той природной зоне, но в других республиках: Белоруссии, Литве, Латвии, Эстонии. Расписывать все прелести и комфортность отдыха, рекламируемого этими республиками, не буду, интересующиеся могут сами посмотреть. Просто приведу как пример рекламное обращение к будущим отдыхающим одного только Браславского района Витебской области Белоруссии, находящегося в той же природной зоне.
«На Браславских озерах вас ждут базы отдыха разной степени комфортности, русские бани, вольеры с дикими животными, на территории всего парка на берегах озер расположены более 20 платных туристических стоянок. На базе лесоохотничьего хозяйства национального парка имеется возможность проводить охотничьи туры. Организовано платное любительское рыболовство. Организуются водные походы по рекам и озерам парка. Проводятся экологические туры с наблюдением за дикими животными и птицами».
И это только для диких туристов, а гостиницам, санаториям счета нет.
Правительство призывает к развитию в стране импортозамещения. Для руководителей и жителей Псковской области развитие баз отдыха могло бы стать полезной и плодотворной областью деятельности, которая преобразила бы область. Начнет развиваться сеть дорог, у жителей появится возможность приложения труда, около своего дома, он перестанут покидать свои родные места, начнет меняться облик псковской деревни. Возможности Псковской области безграничны. Я проверяю это уже тридцать лет.
Артём КРЕСИН. Израиль