Статья опубликована в №50 (772) от 30 декабря-31 декабря 2015
Общество

Весь в «делах»: 2015 год в сюжетах «Псковской губернии»

В завершающем номере года мы вспоминаем 12 ключевых сюжетов «Псковской губернии» в уходящем 2015-м
 Редакция 30 ноября 1999, 00:00

В завершающем номере года мы вспоминаем 12 ключевых сюжетов «Псковской губернии» в уходящем 2015-м

Все постсоветские годы маленькая, депрессивная и мало кому нужная Псковская область была на задворках медийной жизни и редко появлялась в федеральных СМИ – если только не в связи с какими-то бытовыми происшествиями. Но последние три года ситуация – разумеется, невольно – поменялась: в 2013 году всероссийский резонанс получили история вокруг усыновления Максима Кузьмина и убийство отца Павла Адельгейма, в 2014 году Псковская область и вовсе в центре международного внимания в связи с расследованием гибели десантников. В 2015 году, и это выглядит уже как правило, а не исключение, Псков постоянно находился в центре всероссийской информационной повестки. Но при этом – и для нас это очень важно и показательно – словом года в «Псковской губернии» стало слово «волость».

1. Слияние сельских поселений в рамках оптимизации

Объединение волостей проходило со скрипом и скандалами, не видимыми в областном центре. А в Изборской волости и Печорах история с объединением и вовсе закончилась массовым отказом депутатов от мандатов из-за второго гражданства. Фото: Александр Захаров

Принятый в октябре 2014 года курс администрации Псковской области по оптимизации бюджетных расходов привёл к тотальному объединению городских и большей частью сельских поселений. Сокращение волостей коснулось почти всех районов, серьёзный отпор на местном уровне смогли дать только Псковский, Пустошкинский (ни одного объединения) и Гдовский районы. В последнем и вовсе развернулась борьба между районным Собранием, прокуратурой и администрацией Псковской области – по большей части из-за спорного, но дерзкого моратория на объединение сельских поселений, который ввели муниципальные депутаты.

В большинстве других волостей объединение (не без административного ресурса, конечно) произошло. Это привело к целому ряду судебных процессов населения против чиновников, абсолютное большинство из которых предсказуемо закончилось в пользу последних. Драма с объединением волостей и потерей деревнями статуса волостного центра продолжает беспокоить сельское население до сих пор: последняя жалоба пришла в адрес «Псковской губернии» в конце декабря из Лычёвской волости Великолукского района.

2. Война и мир

Тема войны и мира была в «Псковской губернии» одной из двух ключевых тем года в 2015 году. И, судя по всему, останется такой и в 2016-м. Фото: Reuters

Тема войны и военных действий досталась 2015 году в наследие от 2014-го. Полузатухший военный конфликт на востоке Украины, участие в котором постепенно (и в определённой «военной сфере») признавало российское руководство, военные действия в Сирии и борьба с террористами, конфликт с Турцией. Параллельно российские общественники в течение 2015 года боролись с засекречиванием Владимиром Путиным «военных потерь в мирное время», которые могли бы стать неприятным подтверждением, что российское государство в этих военных действиях есть агрессор. Окончательно заседание Апелляционной коллегии Верховного суда РФ, прошедшее в ноябре 2015 года, решило, что президент, он же верховный главнокомандующий, имеет право скрывать, где и как погибли российские военнослужащие [1].

А ещё был отголосок прошлого года и страшная история о том, что родные участников военных действий на территории Украины даже год спустя боятся говорить о погибших и живых [2].

3. «Дело Кашина»

Дело о нападении на журналиста Олега Кашина по факту раскрыто, но организатор и заказчик по-прежнему не арестованы и даже не допрошены. При этом подозрение в причастности к избиению Кашина отправило Андрея Турчака в хвост губернаторских рейтингов. Фото: newsrbk.ru

«Дело Кашина», в котором в одной из главный ролей оказался губернатор Псковской области Андрей Турчак, стало одним из главных политических скандалов в России в 2015 году: после задержания исполнителей преступления следственный комитет РФ игнорировал и игнорирует до сих пор заявления исполнителей о причастности к делу Андрея Турчака (его называют заказчиком) и топ-менеджера «Ростеха» Александра Горбунова (его называют организатором). Сами Турчак и Горбунов называют «дело Кашина» борьбой за активы то ли «Ленинца», то ли какой-то другой коммерческой структуры, а Владимир Путин по этому поводу рассказывает анекдоты про шубы и, как всегда, уверяет, что следствие во всём разберётся, что, собственно, тоже вполне себе хороший анекдот.

4. Борьба за независимость Дедовичской ЦРБ

Неформальными лидерами борьбы за независимость Дедовичской ЦРБ стали экс-депутат областного Собрания Алексей Мешков и экс-глава района Дмитрий Гуйдо. Фото: Александр Захаров

Дедовичская районная больница в этом году с боями отстояла статус юридического лица, несмотря на то что администрация Псковской области ещё в ноябре 2014-го подписала ей окончательный приговор, заявив о её присоединении к Порховскому межрайонному медицинскому центру. «Псковская губерния» в течение полугода подробно освещала эту борьбу, которая начиналась митингами в самих Дедовичах, продолжилась проведением всеобщего опроса населения, а закончилась обращением к министру энергетики Александру Новаку, который, видимо, и смог переломить ситуацию.

Однако 2016-й может быть для больницы не менее тяжёлым испытанием: «Если больница не будет финансово обеспечена, то по итогам года мы получим ухудшение финансового положения. А это значит, что в следующем году появится причина вернуться к разговору о лишении статуса юридического лица», - уверяет лидер псковских профсоюзов Ульяна Михайлова.

5. Закрытие «Телекома»

Одним из основных сюжетов 2015 года стало уничтожение псковского канала «Телеком», который тоже попал под нож оптимизации. Ставший ненужным после выборов, «Телеком», незадолго до закрытия вошедший в состав государственного медиахолдинга, был быстро закрыт. Сначала региональные власти обещали его сохранить, потом обещали сдать базу «Телекома» под студенческое телевидение, потом говорили, что проект будет заморожен и, может быть, с улучшением финансового состояния области сможет ожить. В итоге ничего позитивного в истории с «Телекомом» так и не произошло. Кроме одного: в декабре экс-работникам канала удалось хотя бы истребовать причитавшиеся им задолженности по заработной плате.

6. Застройка «Электрона»

Городской стадион «Электрон», находящийся в отвратительном состоянии, чуть окончательно не «уплыл» от горожан: на его месте собирались (и пока ещё не отказались окончательно от своих планов) построить новый жилой квартал. Фото: Тимур Галимов

Судьба многострадального «Электрона», который находится в запустении уже несколько десятков лет, могла и ещё по-прежнему может стать такой же, как и у многих других аппетитных участков Пскова, близких к центру города. Тенденция последних лет, когда застройщики с помощью лобби во власти отвоёвывают дорогие клочки земли (причём иногда имена покупателей так и остаются неизвестными), добралась и до такого важного, но запущенного объекта, как «Электрон». Ноябрьское заявление Минспорта о готовности вложить деньги в реконструкцию «Электрона» [3] частично обнадёжило горожан, однако в России таким обещаниям нужно доверять только по факту.

7. «Дело Шлосберга»

История неожиданного депутатства лидера псковского «Яблока» Льва Шлосберга закончилась классически, так, как и бывает с настоящими оппозиционерами: его изгнали из парламента руками самих депутатов. История лишения Шлосберга мандата получила широкий резонанс, а в Псков прибыл целый десант из политиков и журналистов, готовых защитить политика [4]. Результатом этого и других последних событий стал рост популярности Льва Шлосберга в российских демократических кругах. Венцом политических перипетий «яблочника» в 2015 году стала борьба за пост лидера «Яблока», которая тоже закончилась драматически и имела большой федеральный резонанс [5].

8. «Дело Разумнова»

Глава Гдовского района Михаил Разумнов стал одной из наиболее заметных политических фигур в Псковской области в 2015 году: местная, а потом и региональная прокуратуры обвинили его в коррупции и использовании служебного положении при «раздаче слонов» своим родственникам [6]. Основной проблемой было то, что в марте 2015 года глава района, «являясь заказчиком и действуя незаконно в интересах коммерческой организации с признаками фактической аффилированности», подписал документы о приёмке работ и справку о их стоимости, зная, что работы проведены не были.

Правда, отставка Михаила Разумнова так и не состоялась, несмотря на то что прокуратура и следственное управление продолжают его «шпынять» [7], а местная оппозиция умело пользуется политической слабостью нынешнего главы муниципалитета.

9. Разрушение пригородного железнодорожного сообщения в Псковской области

После зимнего коллапса, когда Псковская область на какое-то время осталась практически полностью без пригородных поездов, вторая волна кризиса железнодорожного движения наступила в июле: было принято решение об очередном сокращении рейсов, в том числе и по ключевому (теперь) направлению Псков – Луга.

Ну а 26 октября впервые с 22 февраля 1859 года движение поездов по линии Псков – Санкт-Петербург и вовсе было прекращено по решению федеральных властей [8].

10. «Дело Малова»

Алексей Малов, этакий «депутат Шрёдингера», который то ли депутат, то ли не депутат, в 2015 году прославился уже не только на весь регион, но и на всю страну своим вторым эстонским гражданством, которое долгое время не мешало занимать ему кресло народного избранника в Гдовском районе. После давления прокуратуры районное Собрание лишило его мандата, но Малов вернул его через суд, после чего несколько месяцев продолжалась смешная возня, в которой прокуратура долгое время не могла ничего поделать. И только 25 декабря районный суд удовлетворил жалобу надзорного ведомства и потребовал у представительного органа мандат у Малова опять забрать. Тот в свою очередь планирует обжаловать решение. Сюжет плавно перетекает в 2016 год.

11. «Дело Кохвера»

Эстонец Эстон Кохвер получил 15 лет тюрьмы, после чего был почти сразу обменян на российского агента в Эстонии Алекса Дрессена. Фото: inosmi.info

История с поимкой сотрудника эстонской государственной полиции (КаПо) Эстона Кохвера на границе Псковской области летом этого года получила международный резонанс, в центре которого оказался именно Псков, поскольку процесс вёл Псковский областной суд. Сам судебный процесс по делу Кохвера оказался максимально закрытым для прессы и общественности, при этом он то, казалось, затягивался, то резко ускорялся. В итоге суд вынес Кохверу обвинительный приговор и избрал меру наказания в размере 15 лет лишения свободы. Правда, как и предсказывала «Псковская губерния», почти сразу эстонский агент был обменян на своего коллегу по несчастью Алексея Дрессена, который отбывал 16-летний срок в Тартусской тюрьме.

12. Борьба за «Фармацию»

Одной из главных побед псковских общественников, политиков, да и в какой-то мере прессы стало сохранение организацией «Фармация» статуса государственного предприятия. Кто-то (большинство наших собеседников называли фамилию вице-губернатора Сергея Перникова и лиц, с ним аффилированных) очень хотел приватизировать фармацевтическое предприятие, приносящее неплохую прибыль [9]. Однако сделать это не удалось, опять же – не без вмешательства «сверху», в том числе главы Росздравнадзора Михаила Мурашко. В итоге имеем главный факт: в бюджете на 2016 год предприятие в плане приватизации не значится.

Редакция

 

1. См.: А. Семёнов. Тайны Московского двора // «ПГ», № 44 (766) от 18-24 ноября 2015 г.

2. См.: А. Семёнов. На условиях анонимности // «ПГ», № 42 (764) от 4-10 ноября 2015 г.

3. См.: В. Капустинский. Билет в лучшую жизнь // «ПГ», № 44 (766) от 18-24 ноября 2015 г.

4. См.: А. Семёнов. Изгнание из ада // «ПГ», № 37 (759) от 30 сентября - 6 октября 2015 г.

5. См.: Д. Камалягин. Зелёная миля // «ПГ», № 49 (771) от 23-29 декабря 2015 г.

6. См.: Д. Камалягин. И вашим, и нашим // «ПГ», № 37 (759) от 30 сентября - 6 октября 2015 г.

7. См. в этом номере текст В. Капустинского «Квартирник»

8. См.: Л. Шлосберг. Последнее ускорение // «ПГ», № 40 (762) от 21-27 октября 2015 г.

9. См.: Л. Шлосберг. Они снова хотят «Фармацию» // «ПГ», № 24 (746) от 24-30 июня 2015 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.