Статья опубликована в №48 (770) от 16 декабря-22 декабря 2015
Политика

Никакой

Бюджет Псковской области завис в странном состоянии между стагнацией и кризисом
Денис Камалягин Денис Камалягин 16 декабря 2015, 11:00

С экономической точки зрения главный финансовый документ региона ничем не отличается от последних двух лет, когда экономику России начало лихорадить от беспорядочной международной политики российского руководства. Падение доходов, выплаты по долгам, рост госдолга удалось практически стабилизировать – конечно, в первую очередь потому, что падать уже практически некуда, а основные жёсткие сокращения социальной сферы были проведены в конце 2014-го и в 2015 году.

Диаграмма: Лев Шлосберг

При обсуждении бюджета в стенах областного парламента руководитель фракции ЛДПР Сергей Макарченко употребил на удивление точный термин к бюджету Псковской области на 2016 год: «никакой». Он действительно оказался никаким с экономической точки зрения: никаких революций, никаких новаций, отсутствие потенциала, замедленное, но падение почти всех ключевых показателей, снижение и доходной, и расходной части.

В Новгородской области, которая и в прошлом году верстала отличный от Псковского региона бюджет и чуть ли не стала дефолтной, в этом году пошли на новый эксперимент и готовятся принять бездефицитный бюджет, сократив почти все сомнительные расходы на экономические проекты и поддержку близкого к власти бизнеса. В Псковской области в категории собственных доходов и расходов экономическая политика практически не изменилась вообще – словно текст с основными шагами и понятиями просто скопировали из папки «2015» в папку «2016». Ключевая разница была лишь в размере федеральных дотаций и субвенций, которые оказались заметно урезаны по сравнению с 2015 годом: в грядущем году регион рассчитывает на 3 млрд 269,4 млн рублей, что на 363,2 млн меньше, чем в уходящем. Субсидии снизились на ещё большую сумму, потеряв в целом почти 1,5 млрд рублей.

Итого объем областного бюджета по доходам снизился с 24,6 млрд рублей в 2015-м до 21,5 млрд в планируемом 2016-м. Если держать в уме, что в 2014-м он составлял 26,8 млрд рублей, то получается, что всего за два года областной бюджет усох ровно на четверть.

В целом доходную часть поддержало увеличение налоговых сборов – практически все из них показали (в перспективе) положительную динамику, включая ключевой налог на прибыль, который поступательно растёт (хоть и минимально). В этот раз администрация региона предполагает, что поступления налога на прибыль увеличатся почти на полмиллиарда и составят 3,64 млрд рублей. Правда, два года подряд чиновники при планировании бюджета именно по налогу на прибыль стабильно ошибались на одну и ту же цифру – 200 миллионов рублей, так что с точки зрения статистики можно предполагать, что сумма налога на прибыль будет колебаться на уровне 3,4 миллиарда.

Диаграмма: Лев Шлосберг

При этом общие экономические показатели региона показывают негативную динамику, что во многом объективно объясняется внешнеполитической ситуацией. Внешняя торговля в 2015 году в Псковской области сильно потеряла позиции: как сообщили «Псковской губернии» в Федеральной таможенной службе, товарооборот региона в январе-июне 2014 года составлял 419,3 млн долларов, а за тот же период времени в 2015 году снизился до 268,5 млн долларов. Львиная доля падения была спровоцирована снижением показателей по импорту.

При этом экспорт в Псковской области как минимум последние два года остается на катастрофическом уровне: он составляет всего порядка 0,1% от всего экспорта Северо-Западного федерального округа и в среднем в 22-23 раза меньше, чем у региона, занимающего предпоследнее место по этому показателю – Новгородской области.

В 2014 году импорт Псковской области превышал экспорт в 13 раз, после введения санкций и продуктового эмбарго дисбаланс между импортом и экспортом стал составлять «всего-навсего» 9 раз. При этом сокращение разницы, к сожалению, произошло не из-за увеличения экспорта, а из-за сокращения импорта.

«Сложившийся стереотип о том, что Псковская область ничего не производит и что регион является вторичным комплектатором в промышленности со слабой производственной базой, можно и нужно разрушать», - заявил в бюджетном послании губернатор Андрей Турчак. Заявление очевидное, но пока абсолютно не подкреплённое результатами. Провал в экспортном направлении ставит промышленности Псковской области неутешительный диагноз.

Диаграмма: Лев Шлосберг

Общее сокращение социальных, инвестиционных и общегосударственных расходов в 2015-м и грядущем 2016 году смогли привести лишь к тому, чтобы регион смог реализовывать госпрограммы (их планируется профинансировать почти в полном объеме) и мог закрывать ключевые расходы по социальным направлениям. Активная оптимизация и филиализация не дали реального эффекта по очень простой причине: государственной и региональной экономике был нанесён мощный ущерб со стороны политики. В итоге крайне непопулярные и действительно жёсткие меры экономии, произведённые администрацией Псковской области, привели к ухудшению в общей управляемости и развитии самих сфер (здравоохранение, местное самоуправление, образование), но и финансы выправить не удалось.

Внутренний предел госдолга вырос вновь, даже после таких сокращений: на конец 2016 года он составит 15,45 млрд рублей против 13,96 млрд рублей на конец текущего года. Несмотря на то что часть коммерческих кредитов была замещена государственными под минимальный процент (выплата части долга и реструктуризация кредитов привели к временному сокращению расходов на обслуживание госдолга с 963 млн до 917 млн), в 2016 году региональная власть планирует брать новые коммерческие кредиты, причём в большем объеме: их общая сумма должна увеличиться с 6,5 млрд до 8,5 млрд рублей.

Псковские эсеры поддержали бюджет во многом именно из-за реструктуризации кредитов. «Времена пришли непростые, надо отдать должное руководителю региона. В государстве денег нет, но ему удалось заместить более 3 млрд коммерческих кредитов бюджетными. Их даже сложно назвать кредитами, скажем так, удалось получить денег из бюджета. Процентная ставка символическая и смешная», - серьёзно заявил Олег Брячак, словно реструктуризация кредита из коммерческого в бюджетный даёт право его и вовсе не возвращать.

Объем коммерческих кредитов может увеличиться в заметно большую сторону, поскольку прогнозы администрации будут иметь значительные расхождения с реальностью. Да, с одной стороны, дотации и субвенции в общей сумме наверняка превысят планируемую цифру, однако ряд других статей, и в первую очередь прогноз приватизации государственного имущества, региональными чиновниками традиционно заметно завышен. Так что окончательная сумма дефицита и, как следствие, госдолга в конце 2016 года может существенно отличаться от предложенных цифр. В конце декабря областные депутаты будут рассматривать бюджет во втором чтении и эти показатели корректировать уже не имеют права.

Денис КАМАЛЯГИН

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.