Бессменный лидер группы «Сплин» Александр Васильев. Фото: Афиша.ру
В этот раз «Сплин» прилично рисковал. Презентовать не просто новый альбом, а сразу двойной альбом – это всегда вызов. Не только для себя, но и вызов публике. «Сегодня будет много новых песен, не пугайтесь. Не пугайтесь, потому что они не кусаются», - был краток в «прологе» Александр Васильев.
Концерт был полностью отдан обеим частям «Резонанса». Все 20 песен в основной части концерта и еще две «резонансных» на бис - «Мороз по коже» и «Песня на одном аккорде». Будь на месте «Сплина» кто-то другой, такую дерзость — не разбавить новый репертуар старым творчеством — могли бы и не простить. Но Александр Васильев не стал оправдывать ожидания публики, а предпочел этому свое свежее высказывание.
Васильев вообще позволяет себе многое: уход от акцента на музыку и чрезмерное увлечение поэзией готовы принять не все любители русского рока.
Но у группы «Сплин» особый слушатель.
Какие-то вещи, как, например, «Пожар» и «Шахматы», до недавнего времени вообще было трудно представить в дискографии «Сплина». «Эти песни были написаны к фильмам ужасов. Но фильмы так и не сняли, потому что все режиссеры в ужасе разбежались, когда услышали эти песни», - заигрывал с публикой со сцены Васильев.
Он на сей раз вообще был на редкость интерактивен. В свои предыдущие визиты в Псков Васильев в этом смысле был аскетичен, как другой «монах» рок-индустрии – Вячеслав Бутусов: минимум слов, больше музыки. В этот же раз почти каждая песня имела как минимум тезисное сопровождение. Например, композиция «Старый дом», которая стала отсылом к известной песне «Короля и шута», и вовсе была предвосхищена стихотворной формой.
«Резонанс» псковская публика приняла довольно тепло. Хотя кажется, что все, к чему прикасается Александр Васильев, обречено на успех. Если не сразу, то со временем уж точно. И даже повторяющиеся из текста в текст образы волны, камня и песка всякий раз находят свою удачную музыкальную интерпретацию, свое место и строку.
Хотя вот музыкальный контекст у «Сплина» прилично деформировался. Почти все выступление не покидало ощущение чрезмерной фоновой загруженности, напряжённости. Но это сегодняшний «Сплин». Не тот, что с композициями «Тебе это снится» или «Ленинград-Амстердам», а вот такой – деформированный, уплотненный, если угодно. Плотности стало больше даже в текстах, в которых Васильев все чаще переходит на речитатив. Именно поэтому подпевать псковичам на сей раз было довольно трудно. Тем более что львиная доля пришедших на концерт была по возрасту ровесниками, если не моложе, песен «Выхода нет» и «Моё сердце». Но «Резонанс» псковичи и без этого приняли благосклонно. Публика и Александр Васильев перекидывались обоюдными «реверансами»: первые - аплодисментами, а лидер группы — постоянно поднятым вверх большим пальцем.
Да, Александр Васильев работал с публикой не переставая. «Если кто-то доживёт до тех светлых дней, когда рубль будет стоить дороже евро, то передайте потомкам, как нам было сегодня кайфово в Пскове», - вряд ли лукавил перед песней «Нефть» фронтмен группы.
«Сплин» по-прежнему метафоричен и эмоционален. Васильев подтвердил своё «клише» чуть ли не единственного в стране рок-поэта. Даже обязывающий подстраиваться под определенные рамки формат радио, который привык вытаскивать из альбомов в ротацию исключительно синглы и одну-две вещи для всех, в случае со «Сплином» вынужден принимать правила игры, а не сам их устанавливать.
Тот же «Рай в шалаше», который пошел в эфир прицепом к «Морозу по коже» из первой части «Резонанса», поэтичен и обособлен, что для радио не всегда «в жилу». Но тут выбирать не приходится: либо так, либо будьте любезны — держите еще более перетянутую метафорами композицию. Ну или вообще ничего не берите. Правда, в случае со «Сплином» этот вариант невозможно представить.
На бис музыкантов пришлось ждать долго. Александр Васильев, как только вновь появился на сцене, прежде всего поблагодарил всех за терпение. Только имел он в виду не свое пятиминутное отсутствие, а те 20 новых песен, что псковская публика, разбавленная небольшим «десантом» из Санкт-Петербурга, терпеливо слушала, ожидая наконец-то старых вещей. Вознаграждением стали культовые композиции «Гни свою линию», «Романс», «Остаемся зимовать» и «Феллини».
Конечно, говорить, судить и вспоминать в дальнейшем о группе «Сплин» будут не по «Резонансу». Этот альбом вряд ли станет культовым и уж тем более не пойдёт в массы. Может статься, что сильнее «25-го кадра» и «Гранатового альбома» группа, быть может, больше творческому миру не явит. Да и принципиально ли это? «Сплин» и Васильев идут своей дорогой, на которой есть место экспериментам и свойственным только этой группе традициям.