Статья опубликована в №15 (687) от 16 апреля-22 апреля 2014
Общество

Похищение Европы

Всё чаще на странный вопрос: «Европа ли Россия?» – звучит не менее странный ответ: «Нет, не Европа»
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 30 ноября 1999, 00:00

Всё чаще на странный вопрос: «Европа ли Россия?» – звучит не менее странный ответ: «Нет, не Европа»

Парламентская ассамблея Совета Европы исключила российскую делегацию из всех руководящих органов ПАСЕ и лишила представителей России права участвовать в миссиях наблюдателей Ассамблеи до конца 2014 года. Это стало следствием политики России на Украине. В резолюции действия России названы «аннексией Крыма» и «вооружённой оккупацией».

«Россия не Европа»

Похищение Европы. Валентин Серов, 1910.

Ответы многих российских политиков на действия Парламентской ассамблеи были как никогда лаконичны и сводились к фразе «Вам же хуже». Но некоторые наиболее языкастые зашли дальше и снова принялись рассуждать на старинную тему «Европа ли Россия?».

Нет, пока участвовать в Лиге чемпионов российские футбольные клубы не отказываются, как и в Лиге Европы. Но слова: «Отстаньте от нас, мы не Европа!» звучат всё чаще.

В Министерстве культуры РФ возник проект «Основ государственной культурной политики». Документ подписан первым заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым и направлен на рассмотрение в администрацию президента. Именно Владимир Путин 2 октября 2013 года дал поручение администрации Кремля и Совету при президенте по культуре и искусству подготовить «Основы государственной культурной политики». Полугодовая работа привела к тому, что появился проект, в котором сказано: «Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к «Западу», ни к «Востоку». Краткой формулировкой данной позиции является тезис «Россия не Европа», подтверждаемый всей историей страны и народа». [1]

Неужели всей?

Что бы по этому поводу ответил г-ну Аристархову Пётр I? Или участники псковского и новгородского веча.

В конце концов, даже традиционалисты любят повторять рождённую на Псковской земле формулу «Москва – Третий Рим». Заметьте, Третий Рим, а не Третий Шанхай, Третий Пномпень или Третий Каир…

В апреле 2014 года Россия постоянно живёт с оглядкой, тоскуя не только по СССР, но и по более давним временам. Мысль некоторых истосковавшихся легко перелетает в ХIХ век и там задерживается надолго. Вряд ли эти мыслители скажут что-нибудь новое. Всё уже было сказано Николаем Данилевским [2] в книге «Россия и Европа», в третьей главе под названием «Европа ли Россия?». Вопрос для Данилевского был риторический. Ответ у него всегда был наготове: «Конечно, нет».

Данилевский объяснял своим читателям, что такое Европа. По его мнению, «Европа есть поприще германо-романской цивилизации, ни более, ни менее; или, по употребительному метафорическому способу выражения, Европа есть сама германо-романская цивилизация».

Россию действительно трудно отнести к германо-романской цивилизации. Значит, не Европа.

«А я думал, что это ошибка географов»

Быть в Европе действительно непросто. Римское право и прочие ограничения. Хочется вырваться на степной простор и нестись – до середины Днепра и дальше. «Да, скифы мы… И чо?»

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. 30 марта 1998 года Россией была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. За прошедшее время Россией ратифицировано более 50 конвенций Совета Европы. Они касались прав человека, правового сотрудничества, борьбы с терроризмом и преступностью, культурных и социальных проблем. 50 конвенций – это 50 обременений. Чуть что, и вам указывают: «А что это там у вас?», «Почему не так, как договаривались?». Это раздражает. Дескать, какие права человека? Какие свободы? Не учите нас жить. И вообще, кто вы такие? Европейцы? А мы – нет. Катитесь в свою Европу.

Можно было бы по этому поводу всенародный референдум провести: европейцы ли мы? Однако не проводит Россия никаких референдумов. Ни по каким вопросам не проводит.

В качестве последней надежды для многих отчаявшихся российских граждан существует Европейский суд по правам человека, в который обратилось более тысячи человек из России. Но если Россия не Европа, то Европейский суд будет уже ни при чём. Наверное, потому что мы не Европа.

Данилевский полтора века назад утверждал: «Ни истинная скромность, ни истинная гордость не позволяют России считаться Европой. Она не заслужила этой чести и, если хочет заслужить иную, не должна изъявлять претензии на ту, которая ей не принадлежит. Только выскочки, не знающие ни скромности, ни благородной гордости, втираются в круг, который считается ими за высший; понимающие же свое достоинство люди остаются в своем кругу, не считая его (ни в каком случае) для себя унизительным, а стараются его облагородить так, чтобы некому и нечему было завидовать».

В общем, мы слишком скромные и слишком гордые, чтобы оставаться в Европе. В Европе тесно и много законов. Мало того, что их много, так их ещё обязывают соблюдать. И это уже наглость. У нас ведь свои традиции.

Когда в России нашлись деньги на издание «Евгения Онегина», Пушкин в порыве радости написал: «Какова Русь, да она в самом деле в Европе - а я думал что это ошибка географов».

Впрочем, самого Пушкина правительство в Европу безошибочно не выпустило ни разу.

Хотя никакой даже самый отъявленный российский либерал не будет спорить, что Россия – это не только Европа. Недаром же Пушкин однажды назвал Петербург «северным Стамбулом», а Россию – «родной Турцией».

«Мы что-то не видим родительских чувств Европы в её отношениях к России»

Похищение Европы. Харменс ван Рейн Рембрандт, 1632.

Получается, что прорубили окно в Европу, одновременно вышибив ногой или головой дверь в Азию. Устроили сквозняк. Простудились. Получили воспаление. Вину, разумеется, свалили на Европу, потому что ветер-то был западный.

У панслависта Данилевского в рассуждениях о России и Европе есть интересный пассаж, в котором автор как бы намекает на то, при каких условиях Россия всё же может сделать одолжение и признать себя Европой.

«Но если Россия, скажут нам, не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления,- писал Данилевский.- Она усвоила себе (или должна стараться усвоить) то, что выработала Европа; она сделалась (или, по крайней мере, должна сделаться) участницей в её трудах, в ёе триумфах. Кто же её усыновил? Мы что-то не видим родительских чувств Европы в её отношениях к России».

То есть у Европы вначале должны проснуться родительские чувства. Европейцам прозрачно намекают: «Признайте нас такими, какие мы есть, полюбите нас чёрненькими, и тогда мы в ответ, так и быть, сделаемся европейцами». Точнее говоря, на словах сделаемся европейцами.

Ведь кто такой европеец? Ким Чен Ын, проучившийся много лет в Швейцарии, – европеец? Или Пол Пот, учившийся в Парижском университете?

Российское государство тоже «проучилось» в Европе долгое время, но потом обиделось и решило, что нам не по пути.

В проекте «Основ государственной культурной политики» сказано: «Никакие ссылки на «свободу творчества» и «национальную самобытность» не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей».

Осталось внятно ответит на вопрос о том, что такое «традиционные ценности». Пушкин – это традиционные ценности или нет?

В записке о народном образовании, поданной им Николаю I в 1826 году, Пушкин недвусмысленно выступал в поддержку европейского образования и того, чтобы русских юношей отправляли на учёбу за границу, причём не в Китай, а в Европу.

Когда Пушкин писал о своём «душном азиатском заточении», шутя называя Петербург «северным Стамбулом», - это было в нашей традиции или нет?

Может быть, завтра в Госдуме появится законопроект о запрете брить бороды – чтобы не нарушать традиции?

Данилевский в позапрошлом веке писал о том, что славяне – это «седьмое арийское племя». В ХХI веке у него обнаружилось немало последователей – в том числе и среди депутатов Госдумы РФ.

На сайте Госдумы опубликованы слова депутата-единоросса Вячеслава Никонова: «Всегда необходимо помнить, в какой стране живешь и работаешь, знать её традиции. У нашего Отечества великое прошлое. Ветвь арийского племени спустилась с Карпатских гор, мирно заселила Великую Русскую равнину, Сибирь, самую холодную часть планеты, дошла до Тихого океана…» [3]

По Никонову «соки» Европы Россия всё же впитала, но Европой так не стала. Не уместилась.

Уровень аргументов Никонова примерно соответствует тому, что приводил в своих многочисленных трудах украинский «учёный» Валерий Бебик (тот самый, что в 2009 году опубликовал сенсационное «исследование» о Великом украинском расселении, якобы произошедшем в VІ - ІІ тыс. до н. э.). У Бебика арии - это украинцы, не исключая Будду, который будто бы жил на территории Древней Украины (Бебик доказывал, что Будда - украинец, потому что «его имя сохранилось в названиях населенных пунктов Середина-Буда (Сумщина) и Буда (Черниговщина)»).

Такие фантазии возникают из-за комплекса неполноценности. Человека или государство гложет комплекс неполноценности, и он (оно) желает «пристегнуть» к своей родословной недостающие страницы, не понимая, что выставляет себя на посмешище.

И что же тогда получается? «Тихие» швейцарские банки – это хорошо, а «громкий» Брюссель – это плохо. Европа как место сбыта газа – это хорошо, а Европа, объявляющая санкции за «аннексию Крыма», - это плохо. Шопинг в Милане – это хорошо, а Гаагский трибунал – это плохо. И так далее.

Искусства и науки в России стали развиваться только тогда, когда правители поняли, что они – европейцы. Появились академии, театры, газеты, университеты, музеи, модернизированная армия… Самобытности это не мешало.

Теперь – мешает.

«Русская мечта как укоризна и упрёк для Запада»

Почему сегодня модно открещиваться от Европы? Потому что в разное время под словом «европеец» понималось разное. Европеец мог быть образованным, законопослушным, работящим… А мог быть варваром, фашистом, жадным эксплуататором- капиталистом, в лучшем случае – грязным панком. Сегодня «антиевропейцам» мерещится на Западе даже не Европа, а «Гейропа», хотя для того, чтобы ощущать себя европейцем, не обязательно вступать в однополый брак.

В недавнем своём тексте, опубликованном на сайте «Изборского клуба», Александр Проханов ещё раз объясняет, что именно Россия может противопоставить Европе и кто является российским героем: «…Сталин – красная эпоха. Несмотря на всю его жестокость, в основе лежала идея справедливости. Пускай не божественной, пускай не религиозной, социальной, но справедливости. Вот это постоянное русское стремление построить мир не на чистогане, не на мамоне, не на золотом тельце, не на насилии, не на правах человека, за которыми следуют бомбардировщики и крылатыми ракетами бомбят столицы и страны, стирая их с лица земли, а построить их на правде. Вот эта русская мечта, которая была каждый раз сформулирована в том или ином веке, она являлась укоризной и упрёком для Запада. Она говорили Западу, что ты, Запад, живёшь неправедно. Внутри тебя живут другие ценности». [4]

Как у Проханова всё просто. Сталин – идея справедливости, Европа – идея обогащения. Праведники и бессребреники против алчных развратников. Вопрос ставится ребром: вы за праведников или за развратников? Ответ напрашивается сам собой.

Но дело в том, что сегодняшняя российская «элита» меньше всего напоминает праведников и бессребреников. Да и Сталин как носитель справедливости – это какой-то однофамилец Сталина-Джугашвили. Теория и практика находятся на разных полюсах.

По этой причине идеологам «антизападничества» постоянно приходится прибегать к каким-то уж совсем отвлечённым высказываниям вроде того, что сделал недавно Александр Проханов, когда по поводу присоединения Крыма заявил: «Наш принцип – божественной справедливости, он носит вселенский характер. Поэтому Россия – это вселенская, даже не мировая держава, это вселенская держава. Держава грядущего». [5]

Какой Крым, какая ООН, если мы мыслим вселенскими категориями?

То есть Россия по Проханову не Европа, потому что не хочет мелочиться. Вселенской державе как-то несолидно ютиться в коммунальной Европе с её кухонными порядками. Широкая душа требует размаха.

Если Россия не Европа, то, может быть, это остров Свободы типа Кубы? (только у нашего «фиделя» борода не растёт). Может быть, Россия – это Южная Америка? Находится где-то между Венесуэлой и Боливией.

А Волга впадает в озеро Титикака.

Алексей СЕМЁНОВ

 

1. См.: Краеугольным камнем основ государственной культурной политики должен стать тезис «Россия не Европа» // «Независимая газета», 04.04.2014.

2. Николай Данилевский (1822-1885) - русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма.

3. См.: Вячеслав Никонов: Отношение к стране во многом зависит от того, что будет написано в учебнике истории // duma.gov.ru. 7 апреля 2014.

4. См.: А. Проханов. Цветение крымских садов // dynacon.ru.

5. См.: А. Проханов. Цветение крымских садов // dynacon.ru.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.