Статья опубликована в №47 (67) от 29 ноября-05 ноября 2001
Общество

Москва бьет регионы по рукам,

  29 ноября 2001, 00:00

чтобы они перестали наконец воровать у себя

На заседании Экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям заместитель представителя Президента РФ в Северо-Западном округе Любовь Совершаева высказалась категорически против проводимой Кремлем налоговой реформы.

Констатируя кризисную ситуацию с исполнением бюджетов регионов Северо-Западного округа в текущем году, г-жа Совершаеава называет основной причиной сложившейся ситуации воплощенную в соответствующих кодексах налоговую и бюджетную политику Москвы, которая выразилась в перекосе бюджетных доходов в пользу федерального центра, в то время как основная часть расходов по-прежнему висит тяжелым бременем на региональных и местных бюджетах.

При всем уважении к г-же Совершаевой и занимаемой ею должности позволим не согласиться с ее выводами.

Попытаемся проанализировать основные цели проводимой правительством налоговой реформы.

Не секрет, что основные финансовые потоки в России до сих пор не контролируются государством, а значит - выпадают из налогооблагаемой базы. И происходит это не столько из-за врожденной жадности наших «новых» русских, а благодаря неграмотной налоговой политике государства в течение последних 10 лет.

Все эти годы государство только и делало, что пыталось фискальными мерами наполнить свой бюджет. За этими действиями логично потерялась другая функция власти – перераспределение национального богатства с целью благотворного влияния на экономическое развитие страны.

Впервые государство применяет не только «кнут», но и «пряник». Властью делается попытка озаботиться проблемами экономики и ее субъектов, а не просто нуждами бюджета. Проводимая налоговая реформа призвана вывести из тени огромные деньги, в сравнении с которыми нынешние доходы как федерального, так и региональных бюджетов - просто копейки.

И подсчитывать виртуальные потери бюджета от снижения налоговых ставок просто смешно в сравнении с возможными потенциальными выгодами. А эти выгоды очевидны: вывод российского капитала из теневой экономики. Отсюда – резкий рост бюджетных доходов. Наконец, просто улучшение налогового климата благодаря низким налоговым ставкам. Приведем лишь один пример. Несмотря на отмену прогрессивной шкалы подоходного налога, сразу же за первые два месяца применения плоской шкалы зафиксирован рост его собираемости на 70%.

Да, этот потенциал нужно еще отработать. Но в этом и состоит вторая цель налоговой реформы – брать не количеством, а качеством. Предстоит серьезная и кропотливая работа по выработке этого неформального соглашения между властью и бизнесом, где «волки должны остаться сыты, а овцы целы».

Причем этот процесс должен идти на всех уровнях с одинаковым качеством, начиная с федерального и заканчивая муниципальным. В противном случае пробуксовка на одном уровне неизбежно приведет к тому же на другом. Ярким примером такого дисбаланса является жилищно-коммунальное хозяйство.

Постепенный переход отрасли на самофинансирование, несомненно, проходит очень болезненно. На 2002 год федеральный стандарт уровня платежей граждан установлен в размере 90% от затрат на жилищно-коммунальные услуги. В то время как реальная оплата населением в том же Пскове сейчас не дотягивает и до 50%. И вновь, вместо конструктивного подхода к проблеме финансирования отрасли, мы опять слышим лишь разговоры об огромных убытках бюджетов.

Ответ же мы сможем найти в маленькой статье в «Псковской губернии» (№ 45 от 15-21 ноября 2001) «Европа объявляет войну Псковским свалкам», где сообщается о создании в Пскове компании ООО «АСПО», которая будет заниматься сверхприбыльным (!) бизнесом – уборкой бытового мусора! Что самое интересное – за тот же тариф. Заметим, что нынешнее МУП «АРС», на которое пока возложена эта обязанность, погрязло в значительных убытках.

Вывод очевиден: вместо постоянных споров о повышении тарифов на коммунальные услуги лучше отдать эти услуги в руки тех, кто действительно может распорядиться коммунальным хозяйством без излишней расточительности и с прибылью для себя.

Но вернемся к налоговой реформе. Основной темой, активно обсуждаемой в последнее время московской и региональными элитами, стало перераспределение налогов между федеральным центром и бюджетами субъектов Федерации. И, похоже, что победу в этом споре одерживает Москва.

Тенденция централизации доходов в федеральном бюджете, несомненно, есть. Если в 2000 году доля доходов федерального бюджета составляла 56,5% в консолидированном бюджете России, то в проекте бюджета на 2002 год она уже составляет 62%.

С другой стороны, наблюдается значительное сокращение налоговой базы региональных бюджетов. Однако отметим, что в последние годы региональные бюджеты вместо того, чтобы развивать региональную экономику и, таким образом, расширять собственную налогооблагаемую базу, только и занимались, что ходили с протянутой рукой вокруг Кремля. Конечно, политика Москвы страдала перекосами в бюджетной политике. Было модно держать на поводке губернаторов с помощью трансфертов. И вот впервые Москва предлагает регионам зарабатывать деньги самим и, тем самым, получить реальную независимость от центра. В ответ же мы слышим только бесконечные разговоры об отмененных региональных и местных налогах, о дополнительных процентах налоговых ставок.

Да, отмена того же налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы лишило муниципальные бюджеты «халявных» денег, когда налог с оборота поступал вне зависимости от усилий муниципальных властей. Теперь им приходится не только собирать «муниципальный налог на прибыль» (терминология г-жи Совершаевой), но и развивать экономику своего района, дабы эта прибыль у хозяйствующих субъектов появилась.

И не стоит искать причины в «кремлевском заговоре» против региональных и местных властей. Многое раскрывается сразу же за поверхностью витиеватых рассуждений о налоговой реформе.

Исполнение региональных и муниципальных бюджетов ясно показало несостоятельность властей ввиду высокой степени казнокрадства и нецелевого использования бюджетных средств. Яркий пример – Приморский край, где региональный бюджет служил своего рода экономическим рычагом для достижения политических целей губернатора, что в значительной степени способствовало кризису в этом субъекте Федерации.

С другой стороны, свою эффективность доказала казначейская система исполнения бюджетов, на которую был в свое время переведен федеральный бюджет. При всей затратности системы Федерального казначейства, развитие которой идет уже 8 лет и до сих пор не завершено, нецелевого использования бюджетных средств в ней значительно меньше. В этом году пал последний «бастион бюджетной вольности» - начался перевод министерства обороны на казначейскую систему исполнения бюджета. На очереди повсеместный федеральный контроль за региональными бюджетами.

И то, что сейчас происходит в межбюджетных отношениях, является закономерным продолжением политических процессов последнего времени. Москва ясно показала регионам, что если они хотят распоряжаться деньгами, то должны сделать две вещи:

- отказаться от казнокрадства;

- научиться зарабатывать собственные деньги.

И через выполнение этих двух правил перейти к функции экономического развития региона. А пока за них это будет делать федеральный центр.

Валентин Чесноков,
экономист.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.