Окончание. Первую часть см. в № 38 (660) от 2-8 октября 2013 г.
Самым разнообразным получился второй день псковского этапа музыкального фестиваля Crescendo. [1] В этот вечер 30 сентября 2013 года на сцену Псковской областной филармонии рояль выкатывали дважды. В первом отделении – для Полины Осетинской, во втором – для Дениса Мацуева. Музыканты Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова почтительно отступали в сторону и ожидали, пока из правой кулисы прикатят «Steinway & Sons», увенчанный короной. Корону напоминал стул, водружённый на крышку рояля кверху ножками.
«А что это вообще за концерт? Петь будут? А танцевать?»
Денис Мацуев и Станислав Кочановский. |
Публика на Crescendo в Пскове приходит не совсем та, что обычно появляется на концертах классической и джазовой музыки в филармонии. Часто зрители, глядя на сцену, спрашивают друг друга: «Кто это? Что это?». Один из зрителей поинтересовался у своей соседки: «А что это вообще за концерт? Петь будут? А танцевать?».
А вот это уже как получится. Если настроение будет хорошее, то почему бы и не станцевать? С трубой или баяном наперевес. Но только в заключительный день.
30 сентября на сцене всё было чинно.
Организаторы Crescendo, несмотря на специфику фестиваля, стараются не заигрывать со слушателями, тем самым проявляя уважение.
Участники Crescendo не злоупотребляют популярной классикой, а если выбирают для исполнения нечто общеизвестное, стараются преподнести произведение неординарно.
Едва ли не главным героем двух первых концертов стал Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова (ГАСО).
Некоторое время назад, во время противостояния с дирижёром Марком Горенштейном, казалось, что этот оркестр выбит из колеи.
Но сейчас, с приходом на должность художественного руководителя Владимира Юровского, ГАСО производит впечатление хорошо отлаженного механизма.
К тому же молодой дирижер Станислав Кочановский, обычно выступающий с оркестрами Михайловского театра и Минеральных Вод, показал, что он соответствует уровню самого статусного российского симфонического оркестра.
Если и было на фестивале Crescendo-2013 открытие для псковских слушателей, то это, прежде всего, Станислав Кочановский. Но не он один.
30 сентября в первом отделении выступил Иван Почекин (скрипка), исполнивший «Поэму» для скрипки с оркестром Эрнеста Шоссона.
Иван Почекин играл на скрипке, изготовленной своим отцом.
Шоссон, по видимому, вообще композитор, близкий Ивану Почекину.
После победы на Московском международном конкурсе имени Никколо Паганини Иван Почекин записал и выпустил компакт-диск с сочинениями Паганини и Шоссона.
Больше всего букетов на концерте, разумеется, получила Полина Осетинская.
А наиболее требовательные и продолжительные призывы к выходу на поклон раздавались в адрес Нарека Ахназаряна (виолончель), исполнившего «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» Петра Чайковского.
Впрочем, атмосфера на Crescendo совсем не соревновательная. Участники внимательно слушают и поддерживают друг друга, после своего выступления не спешат в гостиницу, а в концертных одеждах дожидаются общего выхода на поклон.
Когда говорят «команда Crescendo», то имеется в виду не только футбольная команда под предводительством центрфорварда таранного типа Дениса Мацуева.
К тому же завершающий джазовый вечер позволяет окончательно смешать жанры и стили, выйти из привычных рамок.
«Я не понимаю, что может связывать сильнее, чем собственная совесть»
Полина Осетинская. Фото: colta.ru |
Незадолго до концерта 30 сентября, пока джазмены братья Ивановы, готовившиеся к следующему концерту, ещё не подошли, в одной из гримёрок репетировала Полина Осетинская.
Когда она закончила, я уточнил у Полины Осетинской: какую музыку она только что играла? Не всё было узнаваемо.
Полина Осетинская ответила:
- Сначала – Концерт Равеля, а потом одну пьесу, которую я начала разучивать для фестиваля «Территория», где мы играем много современной музыки с Антоном Батаговым и Алексеем Любимовым. Инициатор проекта – Теодор Курентзис.
- Недавно в Москве в кинотеатре «Мир» состоялся рок-концерт в поддержку российских политзаключённых [ 2]. Классические музыканты могут сделать что-нибудь подобное?
- Мы сейчас над этим работаем. Ко мне неделю назад обратились организаторы концерта «РокУзник» с этой идеей. Рок-музыканты выступили, а мы ещё нет. Сейчас будет процесс обзванивания, чтобы понять – кто не побоится выступить. Многие, наверное, откажутся, а хотелось бы, чтобы это были имена знаковые, известные, хэдлайнеры.
- За границей подобную акцию организует Гидон Кремер.
- Гидон Кремер организует концерт в Берлине 7 октября, и посвящен он 7-й годовщине убийства Анны Политковской и преследованиям политзаключенных. На этом концерте будут выступать мировые звезды – Марта Аргерих, Даниэль Баренбойм, Эммануэль Паю, Гия Канчели с премьерой нового сочинения – к 50-летию Михаила Ходорковского и мой друг Алексей Гориболь. Так что, как видите, это витает в воздухе. Безусловно, найдутся люди, которые захотят принять в этом участие.
- Наверное, наших классических музыкантов собрать сложнее. Они поддерживают власть, а власть поддерживает их. В этом смысле рок-музыканты всегда были более независимы, им проще.
- Конечно.
- Какие слова можно найти, чтобы не уговорить, а достучаться до сердец людей, обитающих в таких высоких сферах?
- Мне кажется, что человек должен, прежде всего, разговаривать со своей совестью. Если он считает возможным не заступаться за людей, которые безвинно, незаконно сидят в тюрьме, которых не выпускают даже на похороны матери, на похороны бабушки… Это явная несправедливость, которая творится на наших глазах. Понятно, что многие чем-то повязаны… Но я не понимаю, что может связывать сильнее, чем собственная совесть.
- Уверен, что в вашем окружении не все одобряют вашу активную политическую деятельность.
- Хотелось бы уточнить: у меня нет никакой активной политической деятельности. Я терпеть не могу политику, ненавижу политиканство, подковёрные закулисные игры, но выступаю против несправедливости, где бы она ни была.
Если несправедливость проявляется по отношению к узникам «болотного дела», то я против этого. Если несправедливость творится по отношению к больным детям, лежащим в реанимации, и туда не пускают родителей, то я буду говорить об этом. Если люди умирают от рака без обезболивания, потому что для получения обезболивающих препаратов надо пройти 9 кругов ада – это повод для того, чтобы об этом кричать.
Там, где я вижу несправедливость, мне хочется, по крайней мере, высказать своё мнение. Возможно, оно для кого-то важно. Просто имейте в виду, что это никакая не политическая деятельность, а проявление, банально говоря, гражданской позиции.
- Возвращаясь к сегодняшнему концерту. Концерт Равеля вы выбрали сами или это было предложение организаторов?
- Меня организаторы спросили: какой Концерт я хотела бы сыграть? Я предложила на выбор несколько вариантов. И руководство фестиваля сочло Концерт Равеля наиболее привлекательным для публики.
- Сегодня вы выступаете с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е. Ф. Светланова. Здесь постоянно подчёркивают, что по своему статусу это лучший оркестр России. Но музыка – не спорт. Как неискушённому слушателю отличить великий оркестр от обычного?
- Безусловно, это один из главных оркестров. Во-первых, этим оркестром руководил великий дирижёр Евгений Светланов. Если я не ошибаюсь, руководил 35 лет. Это практически последний из могикан. У оркестра огромный репертуар, и новый художественный руководитель Владимир Юровский, мне кажется, очень многое делает для того, чтобы оркестр расширял свой репертуар, формировал новый взгляд на музыку, на её исполнение. Вырабатывал в себе готовность играть любую музыку.
Мне очень импонирует такой интеллектуальный подход. У оркестра не просто программы, а программы, связанные какой-то идеей, они всегда чем-то объединены.
В этом смысле я аплодирую новому художественному руководству оркестра. Мне кажется, что в наше время это очень правильный путь: не просто играть в пятисотый раз одну и ту же симфонию Чайковского, а открывать новые произведения публике. Надо публику воспитывать, вести за собой.
- Новый взгляд… Иногда это звучит смело, иногда – пугающе… Взгляды-то бывают разные. И стремление соригинальничать, бывает, уводит классических музыкантов куда-то в сторону. Вы вообще готовы к экспериментам?
- Я считаю, что надо быть готовым к экспериментам. Иначе человек закостеневает в своём репертуаре. И только постоянная тренировка собственного интеллекта и собственного аппарата, связанного с тем, чтобы играть новую музыку, сложную музыку, непонятную музыку, неизвестную музыку – держит музыкантов в тонусе. Не важно – это музыкант оркестра или солист, или дирижёр. Надо расширять свой музыкальный кругозор, оттачивать свой музыкальный инструментарий, музыкальный язык, диверсифицировать навыки. Это самое главное в музыканте.
- Вы выступали в Пскове раньше?
- Нет, первый раз, хотя бывала здесь много раз – и в Пскове, и в Псково-Печерском монастыре. Но знаете, произошла одна интересная вещь. Я это поняла буквально только вчера вечером. Ведь сегодня 30 сентября – праздник Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
А два года назад я должна была приехать в Псков и открыть сезон в филармонии. 30 сентября должен был состояться благотворительный концерт, сбор от которого должен был пойти на строительство храма, который здесь строился общими усилиями. Уже висели по городу афиши.
Но дело в том, что тогда я была беременна сыном – на пятом месяце. И я, приехав с гастролей 24 сентября, обратилась к врачу. Меня немедленно положили на сохранение в больницу и запретили куда-либо ехать. Разумеется, я подчинилась – ребёнок мне, безусловно, важнее. Поэтому я бы хотела принести извинения всем псковским слушателям, которые собирались на тот концерт, и сказать, что это был третий в моей жизни концерт, который я отменила. Думаю, что по уважительной причине.
И так совпало, что концерт на фестивале был назначен на 30 сентября спустя два года! И вот я приехала и очень рада, что буду играть, и это хоть как-то компенсирует псковичам ту отмену.
«Этот голос мне нравится»
Участники Crescendo-2013: Айдар Гайнуллин, Паулин Джин, Андрей Иванов, Полина Орбах и Владислав Лаврик. |
Джазовый вечер Crescendo-2013 1 октября начался точно так же, как и год назад – с «Псковских перезвонов». На сцене был уже привычный по 2012 году симфонический оркестр Псковской областной филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр Геннадий Чернов). Отсюда и название концерта: «Симфоджаз и звёзды Нью-Йорка».
Под звездами Нью-Йорка подразумевалась американка Паулин Джин (вокал).
Часть слушателей поначалу слегка растерялась. «Симфо» довольно сильно перевешивало «джаз».
Контрабасист Андрей Иванов со сцены подтвердил: «Начало у нас, может быть, более классическое, чем обычно», но пообещал наверстать упущенное.
После исполнения двух известных пьес («Мой сон» Михаила Иванова и «Возвращение» Андрея Иванова) публика дождалась мировой премьеры. Ведущая концерта объявила автора: Дейв Брубек. Это была оговорка. Автор специально написанной пьесы – Крис Брубек (тромбонист и бас-гитарист), сын знаменитого Дейва Брубека, один из участников квартета братьев Брубеков.
С этим квартетом иногда выступает участник Crescendo-2013 трубач Владислав Лаврик. Отсюда и мировая премьера, когда на сцену вышел один из лучших трубачей России Владислав Лаврик.
Чуть позже, уловив импровизационную волну, он начнёт использовать трубу не по назначению, размахивая ею над головой. Его игривый порыв подхватит один из любимцев псковской рублики Айдар Гайнуллин (баян).
Но прежде на сцену выйдет Паулин Джин – для того чтобы исполнить проникновенный спиричуэл.
«Этот голос мне нравится», – произнесёт тот самый зритель, который в начале концерта поинтересовался: «А что это вообще за концерт?».
Когда зритель скажет: «Этот голос мне нравится», Паулин Джин ещё не начнёт петь.
Музыканты Государственного академического симфонического оркестра России им. Е. Ф. Светланова и Станислав Кочановский. Фото: Александр Сидоренко |
Один из самых ударных номеров симфоджазового вечера – исполнение колокольного блюза «Bells blues» (музыка Михаила Иванова, слова Джила Вэдди).
В прошлом году «Bells blues» в Пскове пел один из авторов – американец Джил Вэдди. В этом году были сделаны другие акценты.
Пьесу посвятили не только русским колоколам, но и Бэлзе – Святославу Бэлзе, постоянному участнику Crescendo, который накануне уехал из Пскова. Получился «Святослав Bells blues».
Ещё одним героем Crescendo-2013 закономерно стал Джордж Гершвин. Это единственный композитор, чьи произведения звучали в Псковской областной филармонии три дня подряд – и в джазовой, и в классической обработке.
Завершился концерт зажигательно – «Фиестой» авторства Михаила Иванова.
«Фиеста» – это как раз та пьеса, где могли себя проявить все участники концерта без исключения: Полина Орбах (вокал), София Петрова (скрипка, вокал), Паулин Джин (вокал), Айдар Гайнуллин (баян, вокал), Игорь Стариков (фортепиано), Михаил Иванов (фортепиано), Дмитрий Власенко (ударные), Андрей Иванов (контрабас) и Владислав Лаврик (труба). Плюс находившийся весь вечер на сцене симфонический оркестр Псковской областной филармонии.
Получилось полноценное народное гуляние, достойное прямой трансляции.
Не зря арт-директор фестиваля Crescendo Денис Мацуев, ссылаясь на немецкий опыт, говорил о том, что мечтает о прямых трансляциях в интернете.
Всё равно Большой концертный зал Псковской областной филармонии, рассчитанный на 900 слушателей, никогда не вместит всех желающих.
Алексей СЕМЁНОВ
1 См.: А. Семёнов. Лечебные процедуры. Часть первая // «ПГ», № 38 (660) от 2-8 октября 2013 г.; А. Семёнов. Истина в огне. Часть первая // «ПГ», № 37 (559) от 28 сентября – 4 октября 2011 г.; А. Семёнов. Истина в огне. Часть вторая // «ПГ», № 38 (560) от 5-11 октября 2011 г.; А. Семёнов. Осенний граммофон. Часть первая // «ПГ», № 38 (610) от 2-9 октября 2012 г.; А. Семёнов. Осенний граммофон. Часть вторая// «ПГ», № 39 (611) от 9-16 октября 2012 г.
2 См.: А. Семёнов. Тюремный рок // «ПГ», № 37 (659) от 25 сентября - 1 октября 2013 г.