Священник Павел Адельгейм в храме свв. Жен Мироносиц.
Во-первых, крестом называют внешние скорби. В жизни каждому человеку приходится нести болезни и труд; сносить оскорбления и клевету, предательство; лишаться имущества, родных и друзей. Эти скорби образуют для человека крест, то есть испытание и подвиг. Трудности неизбежны, невозможно спрятаться от скорбей и испытаний. Один человек несёт свои скорби с терпением и смирением. Другой старается вывернуться из-под креста и уклониться от скорбей. Тогда возникает ропот и недовольство своим крестом, обида на судьбу и хула на Бога.
Есть у христианина иной крест – внутреннего подвига. Это крест покаяния, перемена образа мыслей, изменение своего сознания. Этот крест оказывается еще более трудным, нежели крест внешних скорбей.
Мы привыкаем смотреть на себя через призму самолюбия и самодовольства. Если человек посмотрит на себя через покаяние, осознает нечистоту своей души, увидит свои страсти: жадность и зависть, похоть и гнев, тщеславие и высокомерие, которые не умеет преодолеть.
Человек исполняется величайшей скорби от своей беспомощности. Если человек не ищет помощи Божией, его подстерегает опасность, ибо скорбь приводит одного к покаянию, а другого погружает в уныние или ожесточение.
Есть еще третий крест – самоотверженной любви и преданности Богу. Его несут избранники Божии, кого мы называем святыми и праведниками. Во имя величайшей любви и преданности Богу, человек отвергается себя, переступает через себя на пути к Царству Божьему: «Кто хочет по Мне идти, пусть отвергнется себя, возьмёт крест свой и по Мне грядёт», – призывает Христос. Это крест добровольного самоотвержения и совершенного предания себя Богу.
Священник Павел Адельгейм после окончания Киевской семинарии, 1959 год.
В Святом Евангелии мы находим прообразы трёх крестов.
Прообразом креста внешних скорбей был крест Симона Киринейского.
Когда Иуда предал Господа, его привели из Гефсиманского сада на суд к архиереям. Всю ночь продолжался допрос. Архиереи вынесли смертный приговор, но не имели права его исполнить.
Утром они привели Христа на допрос к Пилату. Допросив Христа, Пилат не нашёл в Нем вины, заслуживающей смерти. Но архиереи настаивали на смертном приговоре, ссылаясь на политический мотив: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю. Всякий, называющий себя царем, противится кесарю». И устояло слово архиереев и народа. Пилат взял воду, умыл руки на глазах всего народа и сказал: «Неповинен я в крови праведного сего. Смотрите вы!». – «И народ ответил: «Кровь Его на нас и на детях наших!».
Тогда Пилат отдал им Христа на распятие. Воины повели осуждённого во двор для бичевания. Затем, на обессилевшего в страданиях Христа воины возложили тяжелый крест, и страшная процессия двинулась за пределы Иерусалима на Голгофу.
Впереди шел Господь, неся свой крест, за Ним шли два осужденных разбойника. Их окружали воины, за ними шли плачущие женщины, Иоанн Богослов и толпа народа. Сказалась ночь, прошедшая без сна, сутки без пищи и бичевание. Человеческие Иисуса Христа силы изнемогли, Христос стал падать под крестом.
Видя, что осуждённый не может нести крест, воины остановили шествие. В это время с поля возвращался Симон Киринейский. Это был человек крепкого телосложения. Воины остановили его и возложили ему на плечи крест Христов. Симон проходил мимо случайно. Когда воины возложили на Симона крест, он безропотно принял его и покорно понес на Голгофу. Симон не знал Христа. Он понес крест по послушанию Промыслу Божьему. Каждый человек принимает внешние скорби и испытания, подобно Симону Киринейскому.
Промысел Божий ведет нас своими путями, и мы не можем предугадать эти пути, не всегда умеем понять их смысл. Принимая промысел Божий с послушанием, мы покоряемся ему и несем свой крест с терпением. Это и есть крест внешних скорбей. Мы принимаем и несем его по послушанию Промыслу Божьему.
Когда шествие поднялось на Голгофу, Господа распяли на кресте. Рядом с ним распяли двух разбойников. Как и Христос, оба разбойника претерпевали физические страдания. Один из них, в муках, в ожидании неминуемой смерти, вдруг понял, какую нелепую жизнь он прожил. Мысленным взором он охватил прошлое и осознал, как много ему было дано сил и возможностей, и как бесплодно он расточил их. Творя зло, он оставил в жизни следы, которое люди вспомнят с ужасом.
Сожаление о недостойной жизни пробудило в разбойнике покаяние. Хорошо, когда пробуждается совесть и человек может исправить свою жизнь, послужить и Богу и людям. Горько позднее раскаяние, когда не остается времени что-либо изменить. Приближается мучительная смерть и безнадежность. Но разбойник не впал в отчаяние. Он вдруг узнал в Распятом Владыку жизни и смерти, Который имеет власть простить и спасти. В поздний час жизни он обратился ко Христу с молитвой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Твое Царство».
Христос принял его покаяние: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Это звучит непонятно для окружающих. Как может разбойник, войти в рай? Слова Христовы исполнены глубокого смысла. Разбойника больше нет. Произошла перемена, которая называется покаянием. Она возрождает грешника. Рядом со Христом умирает на кресте мученик, покаянием преодолевший нечистоту своего сердца.
Покаяться человеку непросто. Иногда говорят: «Подумаешь, согрешил! Поди, покайся и забудь». Это духовное заблуждение человека, который не понимает, что значит покаяние. Кто приносит покаяние, не должен возвращается к прежним грехам. Он начинает жить новой жизнью.
Пережитое покаяние, переоценка внутреннего содержания не остаётся без плода. Покаяние меняет человека. Это происходит не сразу. Человек меняется постепенно. Грех – хроническая болезнь, и его власть над человеком преодолевается во времени. Это и есть второй крест – покаяния и преображения.
Есть и третий крест, который понёс Сам Господь Иисус Христос. Это Крест величайшей любви, самоотвержения и преданности Богу. Этот Крест исполнен такого величия, что о нем лучше не говорить, а лишь созерцать его великое достоинство. Об этих трех крестах нам говорит сегодня Евангелие: о кресте внешних скорбей, о кресте внутреннего покаяния и возрождения. И о кресте самоотверженной любви и верности Богу.
Есть ещё один, четвертый крест, от которого да избавит нас Бог. Это крест второго разбойника. Это крест бесплодных страданий. Когда страдания, скорби, испытания не приводят человека к покаянию, а ведут к ожесточению и богохульству. Да избавит нас Бог от этого креста.
Кресты, о которых говорит нам святое Евангелие – это образы служения, которое необходимо принять человеку, чтобы преобразиться и войти в вечную жизнь. Завершая повесть о крестах, евангелист говорит: «Некоторые от здесь стоящих не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе».
Царство Божие начинается не за горизонтом земной жизни. Царство Божие начинается на земле подвигом несения креста. Царство Божие завершает путь, который проходит христианин с терпением и любовью по земле, чтобы «принять венец жизни, который приготовил Богом любящим Его».