Различия между российской и голландской культурами предоставляют большие возможности для дальнейших взаимных открытий
Йохан Микаэл Кац – мастер смахивать пыль дирижерской палочкой, то есть дирижировать оркестром, исполняющим незаезженную музыку. Он умело достает из большой стопки нот единственно подходящую в этот момент партитуру, выдергивает её откуда-то из-под низа, и стопка не рушится, а музыка звучит свежо.
Дирижер Йохан Микаэл Кац. |
Всё это можно сказать наверняка, потому что г-н Кац выступает в Пскове регулярно, примерно раз в год.
Каждый год этот английский голландец или голландский англичанин [ 1] дирижирует Симфоническим оркестром Псковской областной филармонии.
К именам композиторов на афише можно не присматриваться. Достаточно того, что на афише напечатана фамилия Каца. Это гарантия того, что прозвучит хорошо забытое старое. Или не такое уж старое и совсем незабытое, а просто большинству любителей академической музыки неизвестное. То, что здесь не на слуху.
Уильям Уолтон, Сэмюэл Барбер, Хоакин Турина, Лео Вейнер, Артюр Онеггер, Карл Антон Фодор, Давид Поппер, Тони Эйк…
Йохан Микаэл Кац умеет подобрать композиторов.
Учитывая тему нынешнего концерта («Симфония двух стран»), Йохан Кац познакомил слушателей филармонии с голландскими композиторами – Хендриком Андриссеном и Юлиусом Рёнтгеном.
Российскую сторону представляли произведения Александра Глазунова, Рейнгольда Глиэра и музыканты симфонического оркестра Псковской областной филармонии.
За Нидерланды выступили Хендрик Андриссен, Юлиус Рёнтген, Йохан Микаэл Кац и скрипачка Карла Лёрс.
Кроме того, на бис прозвучали Бах и Чайковский.
Йохан Микаэл Кац – путешественник. Не случайно один из его предыдущих концертов, сыгранных в Пскове, назывался «Вокруг света за 80 минут».
Даже если его выступление называется как-нибудь иначе, слушателям и музыкантам всё равно предстоит отправиться в путешествие, и чаще всего – вокруг света.
Все четыре композитора основной программы нынешнего концерта жили примерно в одно время, но общего у них – не так много. И это позволило сделать концерт максимально разнообразным.
Начало – медленное, таинственное: «Ричеркар» Андриссена.
Окончание – разухабисто-танцевальное (матросский танец «Яблочко» из балета Глиэра «Красный мак»).
В этот вечер в филармоническом зале прозвучали даже мотивы «Интернационала» – опять-таки благодаря революционному балету Рейнгольда Глиэра – лауреата трёх Сталинских премий первой степени.
Скрипичный концерт Глазунова наоборот – дореволюционно-безмятежный, наполненный светом.
Свет этот ощущался во многом благодаря Кларе Лёрс, образ которой хорошо сочетается с музыкой Глазунова.
В информации, разошедшейся по интернету перед псковским концертом, произошла некоторая путаница: автором «Ричеркара» значился Луи Андриссен, сын Хендрика Андриссена.
Путаница понятна – в семье Андриссенов композиторами были чуть ли не все.
Лауреат международных конкурсов Карла Лёрс (скрипка). |
Поэтому требуется уточнение: «Ричеркар», исполненный в Пскове, сочинил нидерландский композитор и органист Хендрик Андриссен, родившийся в 1892 году, чья музыка благодаря Йохану Микаэлу Кацу уже звучала в стенах псковской филармонии раньше.
В переводе (но не с голландского, а с итальянского) ричеркар – это «изыскание». Этот жанр многоголосной – как правило, инструментальной музыки был распространен в Западной Европе XVI—XVII веках. К нему обращался почитаемый Андриссеном Бах.
На новом музыкальном витке композиторы начала XX века снова вернулись к забытому ричеркару, в том числе Игорь Стравинский и Антон фон Веберн.
Хендрик Андриссен тоже не избежал искушения погрузиться в полифонию.
Дирижер Йохан Микаэл Кац производит своего рода изыскания, показывает миру музыкальное разнообразие – географическое, стилистическое.
С этим перекликается своего рода манифест, посвященный голландской культурной программе «в рамках перекрестного года Голландии в России».
Начинается он с восклицания: «Да здравствуют различия!», а далее объясняется – для чего всё это затеяно: «Искусство расширяет горизонты и расшатывает предрассудки. Различия между российской и голландской культурами предоставляют безбрежные возможности для дальнейших взаимных открытий. Цель не в том, чтобы свести эти различия к минимуму, а в том, чтобы воздать им должное и раздвинуть границы собственного мировосприятия».
Инициаторы проведения совместных культурных акций объясняют, к чему они стремятся.
Они стремятся к «взаимному вдохновению», причем – не только в области культуры:
«Сотрудничество с предпринимателями также является важным компонентом культурной программы. Используя взаимные преимущества, Голландия и Россия открывают новые рынки для своей (культурной) продукции и новые возможности для творческого вдохновения и инноваций. На этом пути культурное сообщество стремится служить примером и партнером для мира бизнеса…».
Трудно сказать, как культурные связи повлияют на развитие бизнеса, но определенно – филармонический вечер в Пскове при заполненном наполовину зале прошел не впустую.
Второе отделение началось с исполнения Симфонии № 8 Юлиуса Рёнтгена. Рёнтгену, чтобы передать переполнявшие его чувства, не хватило музыкальных инструментов, и композитору потребовалось включить в инструментальную партитуру человеческий голос – на правах инструмента. По этой причине на псковской сцене к оркестру присоединилась вокалистка Роза Сарибекян.
Псковский оркестр успешно справился с эмоциональной сдержанностью голландского композитора, а потом перешел к более раскованному и даже шумному Глиэру – с его китайскими и революционными мотивами, с матросскими танцами и вальсом-бостоном, наглядно продемонстрировав культурное многообразие, расширяя горизонты и расшатывая предрассудки.
Подобного рода расширение и расшатывание будет продолжаться на протяжении всего 2013 года – в Петербурге, Новосибирске, Архангельске, Кисловодске…
Предрассудков в музыкальном мире так много, что одного года будет явно недостаточно.
Алексей СЕМЁНОВ
1 Йохан Кац родился в Голландии, получил профессиональное музыкальное образование в США (Бостон) и Канаде. Совершенствовался на мастер-классах в Швейцарии, России, Израиле и Канаде. Последние 20 лет живёт в Великобритании, в пригороде Лондона. Дирижёр обладает огромной личной нотной библиотекой, которую начал собирать ещё в возрасте 14 лет. Его «фирменный стиль» — редко исполняемые сочинения и уникальные программы.