Статья опубликована в №15 (637) от 17 апреля-23 апреля 2013
Культура

Установка на весну

Запоздалую весну в Пскове пытаются разбудить всеми возможными способами, в том числе - сильнодействующими
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 30 ноября 1999, 00:00

Запоздалую весну в Пскове пытаются разбудить всеми возможными способами, в том числе - сильнодействующими

Творческое объединение "ПсковАрт" устроило очередную выставку в галерее современного искусства "Дом на Набережной". Концепция размещения работ на выставке была построена на слепом жребии. Художники тянули бумажки. Так рождалась выставка "Весенняя мозаика". Слепой жребий напоминал псковское солнце в пасмурный день.

Анатолий Портнягин. "Весенний мотив".

Собственную весну художники "ПсковАрта" составляли из своих работ.

Но для мозаики [ 1] необходима основа.

За основу взяли три небольших зала Дома Сафьянщикова, прикрепив к стенам работы - от невыносимо реалистичных до абстрактных и провокационных.

На один из залов пришлось прикрепить бумажку с надписью "+18", означавшую совсем не температуру в помещении.

Впрочем, ничего такого, чего не пишут на стенах школьных туалетов, за дверью не оказалось (это касается иконокомикса "Буковски 2010" Александра Донецкого и Ольги Дроздовой").

Сам факт "чудесного" обретения, - утверждается в сопроводительном тексте к иконокомиксам, написанном на двух языках, - способен спровоцировать рождение новой религии имени "святого алкаша" Чарльза Буковски".

Александр Донецкий снова примерил на себя образ апостола "новой религии", разложив бумажки с афоризмами Чарльза Буковски на подоконнике.

Гораздо интереснее на выставке "Весенняя мозаика" были более традиционные работы.

Например, "Человек, рассматривающий руки" Ильи Сёмина.

Юрий Жулин. "Гадалка".

Руки ли он свои рассматривает? Скорее, человек смотрит внутрь себя. И бездны там открываются несравнимые с теми, что нарисованы на "иконокомиксах".

Весна у художников "ПсковАрта" началась намного раньше, чем у большинства других псковичей.

У Дмитрия Яблочкина на картинах уже черемуха зацвела, и розовый лёд весело поплыл по реке Великой. У Ираиды Самойленко весна давно в разгаре, Галине Дячок удалось зафиксировать "Рождение весны", а Ирина Гурская схватила, как букет цветов, "Весеннее настроение".

Анатолий Портнягин вообще дотянулся до начала лета. Если верить Портнягину, лето все-таки будет.

А название выставки, по-видимому, пришло от Вероники Кучеровской, у которой есть работа "Весенняя мозаика", попавшая в особую нишу.

"Современное так называемое "общество" боится художников, - утверждает еще один художник "ПсковАрта" Эдуард Шарипов. - На подсознании оно понимает, что художник не только предлагает новые формы, он работает на уничтожение этого "серого" мира. Проблема "серого" человека в том, что он живет только интересами сегодняшнего дня - он хочет сейчас и сразу".

Не исключено, что современные так называемые художники не меньше боятся так называемого современного "общества" и отталкивают потенциальных ценителей.

Правда, к большинству художников "ПсковАрта", включая Эдуарда Шарипова, это не относится. Они "серого мира" не боятся и хотят его раскрасить - сейчас, хотя и не сразу.

В зале, на двери которого скотчем приклеили предупредительную бумажку "+18", разместились не только прозрачно-невинные работы Анатолия Портнягина, но и провокативные, вышедшие из-под кисти Анатолия Жбанова (включая "Брачную ночь", "Ловушку Евы" и "Грехопадение").

Но одна из самых заметных картин - та, на которой нет ни одной Евы, зато изображены тянущиеся вверх ладони.

Илья Сёмин. "Человек, рассматривающий руки".

Анатолий Жбанов объяснил, что на написание этой работы его вдохновили депутаты Псковской городской Думы.

Я помню ту сессию, состоявшуюся незадолго до нового 2013 года. В Малый зал ГКЦ пришло полдюжины художников.

Депутаты гордумы тогда активно интересовались помещениями, которые занимают псковские художники [ 2].

Было даже подсчитано, что если все выставочные залы и мастерские, находящиеся в городской собственности, немедленно продать, то можно выручить целых 4,5 миллиона рублей.

Анатолий Жбанов после той сессии пришел в мастерскую и под впечатлением увиденного изобразил на холсте процесс голосования.

Так появилась работа, на которой руки вместе с воздушными шариками всех цветов радуги тянутся вверх. Как подснежники.

Такая у Анатолия Жбанова получилась запоздалая весна.

У этой картины есть продолжение, но оно в экспозицию не поместилось. Поэтому пришлось подняться в мастерскую и посмотреть вторую часть диптиха.

Анатолий Жбанов. "Праздник шариков".

Вторая часть более брутальна. Она называется "Растоптанный человек".

Человек на картине выглядит так, как будто он утонул в псковской уличной весенней грязи где-нибудь на подходе к "Дому на Набережной".

Человек упал в лужу, а прохожие, не замечая его, по нему прошлись. Втоптали в грязь.

"А чью кисть вы прикрепили в верхнем правом углу?", - спросил я Анатолия Жбанова, разглядывая "Растоптанного человека". - "Это кисть творца", - ответил художник и принялся рассказывать об "идее путаного разума", которая ему близка.

Анатолий Жбанов не любит останавливаться на достигнутом. Ему важен поиск, он хочет двигаться вперед и нарочно путает следы.

Что или кто вдохновит его завтра - вряд ли скажет даже гадалка, изображенная на одноименной картине Юрия Жулина.

* * *

Запоздалую весну в Пскове пытаются разбудить всеми возможными способами, но она не поддается.

Весна ведет себя так, как будто боится современных псковских художников и современное российское общество.

Алексей СЕМЁНОВ

 

1 Мозаика - итал. mosaico, позднелат. mosaica, от лат. musivum - "посвященное музам".

2 См.: А. Семёнов. Переменная участь // "ПГ", № 47 (619) от 5-11 декабря 2012 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.