Статья опубликована в №44 (616) от 14 ноября-20 ноября 2012
Культура

Сидя на чёрной полосе

Константин Кинчев: «Всё, как всегда, тупое стадо пасёт слепой поводырь»
Алексей СЕМЁНОВ Алексей СЕМЁНОВ 30 ноября 1999, 00:00

Константин Кинчев: «Всё, как всегда, тупое стадо пасёт слепой поводырь»

Группа» «Алиса» выпустила новый альбом, мрачный и политизированный. Достаточно перечислить названия композиций: «Крах», «Кошмар», «Взрыв», «Черви», «Чёрная полоса»… Название альбома тоже соответствующее: «Саботаж». Для недогадливых в пресс-релизе сказано, что именно Константин Кинчев и его группа намерены саботировать. Речь идет о «саботировании поощряемого саморазрушения и вырождения страны».

Константин Кинчев: «Тем, кто поставил на фарт, не подняться с колен. Это пульс перекошенных фар, перекошенный трон перекошенных нар» Фото: alisa.net

Это примечательно, потому что Константин Кинчев почти все нулевые годы был идейным и последовательным сторонником Владимира Путина. Кинчев и сейчас этого не очень стыдится, объясняя свои прежние взгляды тем, что «в нулевые годы Путин был полезен для страны – мы действительно находились на грани развала. Путин предотвратил дробление на удельные княжества». [ 1]

Но долго хвалить Путина Кинчев не в состоянии. Хвала незаметно переходит в хулу.

«С каждым движением растёт ощущение взрыва»

Рассуждая о противодействии развалу страны, лидер «Алисы» подчеркивает, что Путин «предотвращал это дробление несколько странными, только ему понятными, методами. Круг замкнулся, и мы опять на грани развала страны. Плюс к тому – за время его правления русский народ был забыт и унижен…». [ 2]

Об этом как раз альбом «Саботаж», название которого прилетело из 1975 года, когда английская группа Black Sabbath выпустила альбом «Sabotage».

Звук многих песен «Алисы» из «Саботажа» тоже оттуда, из семидесятых-восьмидесятых.

Из колонок доносится суровый хард-энд-хэви. Если в предыдущих своих альбомах «Алиса» с удовольствием воспроизводила немецкое звучание, то сейчас – лишь отчасти немецкое, индустриальное, а в остальном – скорее английское.

Концертные презентации «Саботажа» запланированы на 17 ноября 2012 года – в Москве, и 1 декабря – в Санкт-Петербурге.

Тот, кто вслед за самим Кинчевым, заявляет, что это лучший альбом «Алисы» за 30 лет – смелый человек. В «Саботаже» множество самоповторов, открытия там обнаружить сложно, но некоторые вещи схвачены точно. Они перепеты, воспеты, отпеты. Те, например, что, выражены в строчке: «С каждым движением растёт ощущение взрыва», и подкреплены соответствующими гитарными пассажами.

Возможно, самая удачная строфа в «Саботаже» посвящена Кремлю: «За высокой стеной, // Там, где мутят дела, // Страхом дышит покой, // Тени входят в тела. // И поди отчитай // Эту зыбкую масть, // Ей, как с гуся вода... // Власть».

Пресс-релиз к новому альбому «Алисы» написал Андрей Бледный (Позднухов), лидер рэп-группы «25/17». По словам Андрея Бледного, «четырнадцать новых песен деревянными башмаками блокируют работу ткацких станков хаоса, чтобы мы успели сохранить то, что мы ещё не смогли забыть, то, что у нас ещё не смогли отнять».

В общем, претензии у «Алисы» немалые.

Луддиты ровно двести лет назад ткацкие станки останавливали не только башмаками. В попытке остановить промышленную революцию, они разрушали станки, вооружившись молотами.

Ноттингемшир, Йоркшир и Ланкашир гремели так, что земля содрогалась. Это был настоящий хард-энд-хэви.

Нет, не случайно, луддизм в словарях пишут через запятую со словами «саботаж», «антимодернизм» и «технофобия».

«В город врывается звук – буревестник погрома»

«Алиса». 2012 год. Обложка альбома «Саботаж».

Не знаю, есть ли у Константина Кинчева технофобия, но антимодернизм он определенно поддерживает. Если, конечно, под модернизмом подразумевать путинскую империю нефтяной иглы, о которой «Алиса» тоже поет: «Некто А и Б // Присосались к трубе, // Но если А закрыть, // То крякнет и Б».

Кинчев не сомневается, что «Б» – крякнет, обязательно крякнет, и он даже невежливо, пальцем, указывает – с какой стороны придет конец: «В город врывается звук – буревестник погрома, // Все это только начало атаки, смотри…».

Когда Константина Кинчева как у православного человека спросили: «Допустимо ли неповиновение власти?», то он ответил: «Недопустимо сопротивление и неповиновение первых лиц государства своему народу. Если первые лица сопротивляются и не повинуются своему народу, то участь этих лиц предрешена. Это дело времени. Вот что хотелось бы донести до первых лиц, и возможно, как-то их предостеречь». [ 3]

«Саботаж» – это, отчасти, тоже предостережение. Хотя, разумеется, обращается он, прежде всего, не к власти, а к своей армии – знаменитой «Армии «Алисы». Эта та армия, которая в реформах не нуждается и в которой министры обороны регулярно не меняются.

Этой консервативной среде пока что не очень везёт, потому что «тем, кто поставил на фарт, // Не подняться с колен. // Это пульс перекошенных фар, // Перекошенный трон перекошенных нар».

Не так давно, рассуждая о выборах, Кинчев сказал, что выбора у него нет никакого, потому что «все, за кого бы я голосовал, сидят по 282-й статье или в розыске по ней же». [ 4]

Он об этом и на альбоме «Саботаж» высказался: «Нам дают понять, // Что мы пыль и ботва, // А тем, кто не догнал, // Тем – 282».

В общем, к Путину он свое отношение изменил, а к русским националистам – нет. Он по-прежнему поет о «русском духе», «русском взгляде», «русском разговоре» и «русской Голгофе».

Менее православным он тоже не стал. Однако кое от каких вещей ему спешно пришлось открещиваться.

Не так давно Кинчев высказался на тему сращивания власти и церкви: «Я всегда ратовал за симфонию властей, но та симфония, которая звучит сейчас, меня скорее удручает. Потому, что я считаю, что власть светская должна прислушиваться к мнению власти духовной. Но, пока, с печалью вижу, что все происходит наоборот. Такая симфония звучит фальшиво». [ 5]

О фальши в этой роковОй симфонии свидетельствует история с «промо-акцией по популяризации православия в массы», к которой недавно попробовали приобщить и Константина Кинчева.

На всю страну раструбили, что Кинчев участвует в Межрегиональной акции «Мы – Православные!».

Акцию, проводимую обществом «Соборяне», приурочили к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. И в ней, будто бы, вместе с депутатом-боксером Николаем Валуевым, телеведущим Аркадием Мамонтовым, певцом Олегом Газмановым, киноактером Томом Хэнксом и прочими принимал участие лидер «Алисы» – с благословения протоиерея Всеволода Чаплина.

Кинчев этому был очень удивлен, потому что ни о какой акции «Мы – Православные!» ничего не слышал.

Задним числом «Соборяне» у Кинчева все-таки попросили разрешения использовать на уличных плакатах его изображение.

Вскоре на сайте группы «Алиса» появился официальный и в то же самое время неформальный ответ: «Мой ответ был категоричным – НЕТ!

Меж тем, СМИ пестрят новостями на эту тему, рассказывают об этой акции, как об уже свершившемся факте. Если честно, меня возмущает и подход к процессу, и сама история – ненужная, пошлая, какая-то кривая-косая. С каких это пор Церковь нуждается в рекламе?! Зачем?!

И еще, коль скоро эти деятели, заранее не задают вопросов одному человеку, быть может, они и у других не спрашивают?

И чего добились СОБОРЯНЕ?! Поставили людей в идиотское положение, себя заодно, и Церковь опять странно выглядит…»

О чем-то похожем поется и в «Саботаже»: «Все как всегда, тупое стадо // Пасет слепой поводырь». Кинчева явно не устраивает симфония тупого стада и слепого поводыря.

Многие его тексты можно легко иллюстрировать телевизионной хроникой: «Псам, что лизали с руки, // Дали по конуре. // Все, что подняли себе, // Превратили в закон».

Власть приручает и развращает. Красочная телевизионная картинка с помощью шулерских приемов подменяет жизнь.

«Так и живет страна, // Ставит народ на счет. // И все хорошо, // Если судить по TV, // Только вот, счёт не тот».

Альбом «Саботаж», несмотря на взрывы, кошмары и крах не кажется совсем уж мрачным. Бывали у «Алисы» и более мрачные вещи.

Кинчев и на эту тему успел высказаться в своей песне: «Я знаю точно, что мой rock-n-roll // Чёрен, и тем красен».

Вскоре возникают лучи любви, пробивающиеся через мрак. И вот тут-то и появляется где-то вверху «ангел с обожжённым крылом – последний довод Любви! // Ангел с обожжённым крылом – дар Неба, вечник Неба!».

Архаичное слово «вечник» в песне «Ангел» присутствует не случайно. Во-первых, если прочесть фамилию «Кинчев» наоборот, то получится как раз «вечник». Во-вторых, вечник – это еще и бунтовщик, мятежник. На тюремном арго вечник – человек, приговоренный к пожизненному заключению, каторге.

Ангел с обожженным крылом обречен вечно метаться туда-сюда. Огонь то ярко вспыхивает, то затухает.

* * *

Заканчивается «Саботаж» бодрым русским призывом: «Нальём!», сопровождаемым музыкой, сделанной в подзабытом «Алисой» стиле «новой волны». То и дело мелькают подозрительные тени: «Снегами сыты, морозом пьяны, // Покровом неба укрыты, // Изгои мира, подранки войны – // Цепи, шипы, биты».

Судя по сочувствию в голосе – это скинхэды. Буревестники погрома.

Алексей СЕМЁНОВ

 

1 См.: А. Дмитриева, «Мы опять на грани развала страны» // http://www.online812.ru/2012/02/07/007/ 07/02/2012

2 Там же.

3 См.: Online-интервью с Константином Кинчевым. Часть 2. // «Коммерсантъ-Online», 17.01.2011 г. http://www.kommersant.ru/doc/1569337

4 См.: А. Дмитриева. «Мы опять на грани развала страны» // http://www.online812.ru/2012/02/07/007/ 07/02/2012

5 См.: Online-интервью с Константином Кинчевым. Часть 2. // «Коммерсантъ-Online», http://www.kommersant.ru/doc/1569337

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.