Статья опубликована в №15 (587) от 18 апреля-24 апреля 2012
Политика

Кто сказал «мяу»?

Глава территориального избиркома Пскова не в курсе, кто вводил в ГАС «Выборы» главную на городских выборах формулу
Денис Камалягин Денис Камалягин 18 апреля 2012, 00:00

Глава территориального избиркома Пскова не в курсе, кто вводил в ГАС «Выборы» главную на городских выборах формулу

11 апреля состоялось первое заседание городского суда по процессу, в ходе которых предстоит выяснить, правильно ли избирательная комиссия г. Пскова после мартовских выборов распределила мандаты депутатов. В случае, если суд примет сторону заявителя, коим является региональное отделение партии «ЯБЛОКО», то три представителя от партии «Единая Россия» могут утратить статус городских депутатов.

Глава территориальной избирательной комиссии г. Пскова Владимир Кротов: «Я уже и не знаю, когда видел в последний раз буковки такие непонятные»
То, что споры с подсчётом депутатских мандатов возникнут, стало понятно практически сразу после выборов, когда городской избирком и партия власти заявили о своём видении персонального состава Гордумы, а оппозиция – о своём. В этот раз особого «властно-оппозиционного» пафоса в противостоянии сторон не оказалось, спор сводится к трактовке нескольких слов областного закона «Избирательный кодекс Псковской области».

Летом 2011 года по инициативе избирательной комиссии Псковской области депутаты областного Собрания внесли поправки в Избирательный кодекс, после чего одна из статей стала звучать так: «3. Сумма голосов избирателей, полученных каждым единым списком кандидатов по единому избирательному округу, допущенным к распределению депутатских мандатов, последовательно делится на числа из ряда возрастающих натуральных чисел (делителей), начиная с двух, до числа оставшихся нераспределенных по единому избирательному округу депутатских мандатов» (в случае с распределением мандатов в Пскове таким числом является 8 – Авт.).

Проще говоря, стороны спорят, должно ли делимое (число избирателей, проголосовавших за партию) после каждого действия при осуществлении последовательного деления меняться (то есть результат каждого деления – частное – само становится делимым, так полагает «ЯБЛОКО») или оставаться неизменным (так считает избирком)?

Вот такая математическая казуистика.

С учётом того, что законодатели не посчитали нужным каким-либо образом внести в закон формулу, возникло непонимание статьи закона и, как следствие – спорное правоприменение при первой же попытке использования закона на практике.

«Текущий процесс является первой попыткой толкования этого пункта, до этого эта норма не применялась», – пояснил судье руководитель Псковского «ЯБЛОКА» Лев Шлосберг, который и стал инициатором судебного разбирательства.

Позицию «ЯБЛОКА» открыто поддержала только ЛДПР в лице её псковского координатора Сергея Макарченко. Единороссы и справедливороссы предсказуемо поддержали позицию избиркома (то есть «Единой России»). Коммунисты своё отношение к судебному процессу завуалировали, видимо, потому, что при любом варианте расчетов (и ТИКа, и «ЯБЛОКА») количество депутатов от КПРФ останется прежним.

Возможно, учитывая политическую важность и возможный юридический прецедент, дело взяла к своему производству председатель Псковского городского суда Татьяна Синилова.

Большую часть времени стороны посвятили выяснению, что же такое последовательное деление и с чем его едят. Показательно, что в процесс не пригласили ни одного математика, который бы мог разъяснить, в чём суть да дело: путать алгебру с политикой, видимо, никому не хотелось. Стать героем громкого и прецедентного процесса, очевидно, готов не каждый.

«В связи с тем, что законодатель, как и лица, проявившие законодательную инициативу, не указали формулу для расчёта, мы имеем ситуацию юридической неопределенности», – заявил Лев Шлосберг.

По мнению г-на Шлосберга, последовательное деление – это термин алгебраический и вполне доступный для понимания. Более того – описанный много веков назад Евклидом. Как утверждает Лев Маркович, избирком произвел не последовательное, а поочередное деление.

Если бы территориальная избирательная комиссия производила подсчеты по «яблочной схеме», то ЛДПР, «Справедливая Россия» и «ЯБЛОКО» получили бы по два мандата депутата городской Думы, при этом потеряла бы все три мандата только «Единая Россия». На данный момент известно, что «пострадавшими» могут стать Андрей Аленичев, Александр Самуйлов и Игорь Шеменев.

Депутат Псковской городской Думы (фракция «Справедливая Россия») Евгений Самуйлов: «Мы переводим юридические нормы в бытовые»
«Такая формула формирования представительного органа расширяет права миноритариев и ограничивает мажоритариев, в этом её политический смысл», – описал для суда политические последствия применения своего расчета Лев Шлосберг.

«Я посчитала данные и получилось, что на один мандат «Единой России» пришлось 11 тысяч голосов, а, например, у «ЯБЛОКА» по вашей схеме один мандат – это 4,6 тысячи, – усомнилась Татьяна Синилова. – Вы считаете, это справедливо?».

«Есть справедливость, а есть законность, – возразил г-н Шлосберг. – Они могут не совпадать. Для права законность выше справедливости. В принципе я считаю, что новая норма – плохая. Но она законна, потому что так написан Закон. Я, например, предлагаю вернуться к старой системе распределения мандатов. И закон этот, принятый летом 2011 года, не поддерживал бы. И ведь вопросы тогда избиркому задавались… Но по каким-то причинам нормальный закон был отменён. При этом настоящего экспертного обсуждения не было».

Завершая выступление, Лев Шлосберг очно и заочно предложил тем, кто может оказаться разочарованным таким (предлагаемым г-ном Шлосбергом – Авт.) толкованием закона, выступить с законодательной инициативой о его изменении: «Может быть, эти события напомнят о том, что законы надо принимать качественно», – поставил точку руководитель «ЯБЛОКА».

Председатель территориальной избирательной комиссии Пскова Владимир Кротов не удержался и спросил Льва Шлосберга о том, как же распределялись мандаты после выборов в областное Собрание.

«Мне уже 10 раз этот вопрос задавали, – устало возмутился г-н Шлосберг. – К «ЯБЛОКУ» он не имеет отношения: при наличии у нас 6,72% голосов, мы получили не распределенный, а так называемый «переданный мандат». Ваш вопрос должен интересовать другие партии, прошедшие в областное Собрание. Кроме того, там вообще применяется другая статья Избирательного кодекса, а здесь – специальная глава, посвященная только муниципальным выборам. Не нужно притягивать к этой ситуации государственные выборы, там действуют другие статьи Избирательного кодекса.

После выступления г-на Шлосберга возможность изложить свои позиции получили все заинтересованные стороны. Никто из присутствующих руководителя Псковского «ЯБЛОКА» не поддержал. Депутат Гордумы от «Справедливой России» Евгений Самуйлов доложил Татьяне Синиловой, что его партия претензий к распределению мандатов не имеет. «Мы переводим юридические нормы в бытовые, – удивил нестандартным подходом г-н Самуйлов. – И мы не можем принять тот факт, что партия, которая набрала 46% голосов, получит всего в два раза больше депутатских мест, чем партии, набравшие по 9%».

Некие неназванные юристы, с которыми консультировались справедливороссы, по словам г-на Самуйлова, пришли к выводу, что разделение мандатов прошло в соответствии с законом.

«Закон не является математическим трудом, и очередность может рассматриваться как последовательность. Вам кажется, это принципиально?», – спросил Льва Шлосберга представитель городского отделения «Единой России» Николай Кирсенко.

«Я исхожу из того, что все написанные слова имеют смысл», – слегка удивленно ответил Лев Маркович.

«Единая Россия» считает, что в таком документе, как закон, можно расценивать последовательность и очередность как тождественные понятия», – не смутился г-н Кирсенко.

Владимир Кротов соглашаться с г-ном Шлосбергом не думал.

«Я сошлюсь на тот же пункт «Избирательного кодекса Псковской области», – взял в руки бумаги Владимир Михайлович. – В пункте написано: «сумма голосов избирателей делится…». Понимаете? Сумма. Голосов избирателей. Вот эту сумму и делят на разные делители. Это не математика! Вы же знаете метод Хейра, метод Империале. Все они отличаются от того, что говорил… Э-э-э… Я уже забыл имя этого старенького человека, который жил до нашей эры…», – под улыбки присутствующих высказался Владимир Михайлович.

«Евклидом его звали», – добродушно подсказал Лев Шлосберг.

Но математические подходы Евклида Владимира Кротова не убеждали.

«Вспомните, у ЛДПР на выборах в Невельском районе было больше 7% голосов, но они вообще не получили мандат! Я не согласен, что тот метод был хороший. Мне кажется, что нынешним методом подсчитывать удобно… И я не знаю, имели ли они (авторы поправки в Избирательный кодекс – Авт.) в виду Евклида или не имели… Я уже и не знаю, когда видел в последний раз буковки такие непонятные», - описал руководитель городского избиркома свое впечатление от чтения алгебраических формул, приведенных в заявлении псковского «ЯБЛОКА».

В итоге Владимир Кротов вернулся в понятные ему категории и посетовал, что г-н Шлосберг выступил против справедливости и посчитал, что «ЯБЛОКО» желает оспорить результаты выборов, после чего радостно посоветовал Льву Шлосбергу смириться с результатами: «Что вышло – то вышло!».

«Уточните, пожалуйста, кто рекомендовал так трактовать этот пункт Закона? Есть ли у вас чьи-то письменные рекомендации? Кто вводил формулу, которой нет в Законе, в государственную автоматизированную систему «Выборы» и, таким образом, задавал алгоритм расчета?», - настойчиво спросил Владимира Кротова г-н Шлосберг.

«Вы что, считаете, что я мальчик неопытный? – обиделся г-н Кротов. – Я и сам знаю, разбираюсь… И областной избирком недалеко, ногами можно дойти!».

«Так вы обращались в облизбирком? У вас есть письменный ответ?».

«Нет».

«То есть письменных рекомендаций нет? Так и скажите», – уточнила г-жа Синилова.

«Нет», – гордо признался Владимир Кротов.

«Так кто именно ввел именно эту формулу в ГАС «Выборы»?», – не отставал от Владимира Кротова Лев Шлосберг.

«Я не знаю, кто это делает, я не настолько знаком с программой, – раздраженно признался г-н Кротов. – ГАС «Выборы» не настолько открыта, чтобы мы что-то там делали».

«То есть формула была введена неизвестным вам человеком? Есть какое-то другие лицо или другой орган, который может давать указания существенного характера системному администратору вашей комиссии? Но под протоколом комиссии стоит ваша подпись?!», – недоумевал руководитель «ЯБЛОКА».

Владимир Кротов попытался убедить г-на Шлосберга, что программа есть программа, и все параметры расчетов она содержит, что называется, априори. Но выглядело это неубедительно: как показывает практика, система распределения мандатов в каждом регионе – своя, регионы и муниципалитеты по одному алгоритму мандаты не распределяют.

«Программа – это оболочка. Изначально алгоритма в ней нет и не может быть. Формула заводится человеком. Кем была введена формула, которой нет в Законе, в данном случае?», – в очередной раз повторил вопрос Лев Маркович. – «Оператором…». – «Так оператор имеет право вводить её лично, он сам решает, какой алгоритм вводить?» – «Нет».

Депутат Псковского областного Собрания (фракция «ЯБЛОКО») Лев Шлосберг: «Может быть, эти события напомнят о том, что законы надо принимать качественно»
Лев Шлосберг напомнил оппоненту, что на заседании территориального избиркома 7 марта, когда принималось спорное постановление, он просил Владимира Кротова пригласить для пояснений системного администратора ГАС «Выборы», но г-н Кротов отказал. И вопрос остался без ответа.

Диалог сторон исчерпал себя, но судью не заинтересовал. Татьяна Синилова посчитала, что к главному вопросу – правильна ли примененная территориальной комиссией формула распределения мандатов – это не имеет отношения.

Ходатайство Льва Шлосберга вызвать в суд в качестве свидетеля системного администратора ГАС «Выборы», работающего в территориальной комиссии города Пскова, г-жа Синилова в итоге отклонила.

Интересно, что при выяснении позиций сторон справедливоросс Евгений Самуйлов заявил, что он «не видит в этом необходимости». Правда, за месяц до суда в интервью «Псковской Ленте Новостей» он отмечал, что эту просьбу г-на Шлосберга считает правильной. «Надо было Владимиру Михайловичу [Кротову] быть готовым, пригласить специалиста, повесить на стеночку плакатик, нарисовать схему, чтобы наглядно все было понятно», – высказался ещё 7 марта эсер. Теперь же мнение стало другим.

Представитель прокуратуры обмолвилась, что «основания для введения формулы, очевидно, давал руководитель избиркома», и на этом основании посчитала, что вызывать свидетеля в суд необходимости нет.

«Мы исходили из здравого смысла и справедливости, – в очередной раз противопоставил закон и «здравый смысл» г-н Кротов. Но тут же поправился. – Я обращался в юридический отдел областного избиркома, где мне сказали, что мы всё сделали в соответствии с законом».

На вопрос Льва Шлосберга, известно ли председателю территориальной избирательной комиссии Пскова, что в великолукском горизбиркоме сначала подсчитали количество мандатов депутатов городской Думы, избранных по спискам политических партий, по той же схеме, на которой настаивает «ЯБЛОКО», но после указания, полученного от областной избирательной комиссии, ввели в ГАС «Выборы» «нужную» формулу расчёта, руководитель городской избирательной комиссии сообщил, что ему на этот счёт ничего неизвестно.

В связи с тем, что непосредственно заинтересованные лица – трое депутатов «Единой России», у которых в случае удовлетворения судом заявления «ЯБЛОКА» могут быть изъяты мандаты – в суде не присутствовали, Татьяна Синилова отложила слушание на 2 мая, постановив вызвать в суд этих господ: Аленичева, Самуйлова и Шеменева.

Изучать азы алгебры и дебри юриспруденции стороны могут ещё почти три недели. Но весьма принципиальный вопрос «откуда есть пошла таинственная формула», на повестке дня суда уже не стоит.

Денис КАМАЛЯГИН

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.