Смена руководства городской культурой в Пскове привела к череде ультимативных конфликтов с людьми и зачистке учреждений культуры
Пусть отправят его для управы
В тюрьму на Веселой Горе!
(Хор) В тюрьму на горе,
Где бы он и помре…
Вольная любовь, реформа духа,
(Хор) Реформа духа
По форме псюха.
«Баллада о Перссе ОэРейлли» из «Поминок по Финнегану» Джеймса Джойса в пересказе Анри Волохонского.
На наших глазах на ходу создается новая концепция городской культуры, меняются приоритеты. Активная часть культурной общественности Пскова воспринимает происходящее как уничтожение. Осталось разобраться – что же именно уничтожается и что вместо этого создается.
В последние дни городские власти предприняли некоторые усилия, чтобы сгладить конфликт. Очевидно, это была реакция на открытые письма и призывы к здравому смыслу. Но даже в этих обстоятельствах городская администрация предпочла провести брифинг для узкого круга лиц. Соответственно, многие вопросы не прозвучали. Смысл перемен по-прежнему не совсем ясен и дает пищу для домыслов.
Стрела на болоте
Елена Шишло, начальник управления культуры администрации города Пскова. |
Но если не прибегать ни к каким сравнениям, то разговор все равно рано или поздно зайдет о болоте. В прямом смысле.
Виктория Чубченко проработала заместителем начальника управления культуры города Пскова много лет и хорошо помнит те времена, когда под полом главного помещения псковского Летнего сада (так называемой «таблетки») квакали лягушки. Тоже в прямом смысле. Помещение тогда находилось в жалком состоянии.
Нынешний директор МП «Городской парк культуры и отдыха им. А. С. Пушкина» Юрий Мартынов подтвердил, что наследство ему в 2001 году досталось с отягощением. Почти всё было запущено и заброшено. Работала лишь четверть аттракционов. Порядка не было никакого. Не имелось ни денег, ни достаточного количества сотрудников. По этой причине даже для того чтобы сделать ремонт, директору пришлось самому засучить рукава. «Нанять было некого, денег не было вообще, - вспоминает Юрий Мартынов. – Ремонт собственноручно делали с друзьями».
Постепенно, используя кредиты, капитально отремонтировали все аттракционы. Научились зарабатывать деньги. 50% прибыли перечисляли в городской бюджет. Из оставшейся суммы выплачивались зарплаты, налоги, коммунальные платежи и прочее. На дорогостоящие аттракционы денег уже не оставалось, но финансовое положение с каждым годом становилось все лучше.
Электрошок
Мирон Литвак, директор детской музыкальной школы № 5. |
В 2008 году в Летнем саду открыли каток. Казалось бы, это не самое лучшее место для катания. Разогнаться негде. Но многие псковичи именно Летний сад считают лучшим открытым катком Пскова. Это связано с набором услуг: куплен станок для заточки коньков, открыта теплая раздевалка, раздается бесплатный чай…
«Зимние доходы стали соизмеримы с летними, – продолжает рассказ Юрий Мартынов. – У нас все налажено, создан отлаженный механизм, каждый человек знает свое место. Рушить отработанный механизм я считаю неправильным».
«Почему вы думаете, что происходит разрушение? – спросил я Юрия Мартынова. – На брифингах о разрушении ничего не говорится».
«Сергей Калинкин (заместитель главы администрации г. Пскова. – Авт.) предложил нам: «Напишите, что вы отказываетесь от мастерской в Детском парке». Но мастерская – это центр всего Детского парка. Там стоит главный электрощит, и оттуда идут кабели ко всем аттракционам. 70% наших доходов – от этого», - ответил Юрий Анатольевич.
Отхожий умысел
Юрий Мартынов получал от городского руководства и более странные предложения. Наиболее анекдотичным было предложение еще одного заместителя главы администрации г. Пскова, Александра Вологжанина. Он настоятельно посоветовал взять на балансовую стоимость Городского парка… туалет возле Власьевской башни. «Александр Владимирович, зачем он нам нужен?» - удивился Юрий Мартынов, учитывая то, что этот туалет находится далеко и от Летнего сада, и от Зеленого театра, и от Детского парка.
Александр Вологжанин ответил, что это ненадолго и всего лишь формальность.
Формальность обернулась большими денежными потерями. Балансовая стоимость заброшенного общественного туалета в 70 кв. метров оказалась фантастической: около 7 миллионов рублей. Для сравнения: стоимость всего остального имущества, закрепленного за Городским парком, – 2 миллиона рублей. В эту сумму входит оценка всего комплекса Летнего сада, колесо обозрения, Зеленый театр, все аттракционы в Детском парке…
В результате «Городской парк культуры и отдыха им. А.С.Пушкина» полтора года выплачивал налог на имущество с туалета по 30 тысяч рублей в квартал. Лишь две недели назад «формальное» обременение было снято.
Возмутители спокойствия
Иногда создается впечатление, что отхожее место перевешивает всё остальное не только в бухгалтерской документации. Не видеть разницу между заброшенным общественным туалетом и творческими коллективами, состоящими из живых людей, – для этого надо обладать специфическим зрением.
Больше всего претензий псковские деятели культуры предъявляют к Елене Шишло. Возмутителем спокойствия оказалась именно она. Встав в 2010 году во главе городского управления культуры, Елена Шишло, прежде всего, провела «творческий аудит» всех коллективов культуры, оценивая их профпригодность. Судя по всему, уровень некоторых из них нового начальника управления культуры не устроил. Изменила она и порядок проведения планерок.
«Такое ощущение, что мы приходим на поминки, – высказал свои впечатления от планерок Юрий Мартынов. – Как будто кто-то умер. Мое личное предположение, что городскую культуру убили процентов на 70-80. Скоро ее больше не будет».
В этом месте критики прежнего руководства должны воскликнуть: «Так ей и надо!» В смысле, культуре. Претензий к Феде Тесленко, возглавлявшей управление по культуре до Елены Шишло, со стороны привередливой публики предъявлялось немало. Особенно часто говорилось об устаревших формах подготовки массовых городских мероприятий. Правда, массовые мероприятия 2011 года наводят на мысль, что планку опустили еще ниже [ 1 ]. Намного ниже.
Грубая сила
Александр Вологжанин, заместитель главы администрации г. Пскова, куратор сферы культуры. |
О преемственности, а точнее о том, что она под угрозой, говорит и директор детской музыкальной школы № 5 Мирон Литвак [ 2 ]. Его протестующий голос в последнее время оказался самым громким. Недаром он руководит уникальной школой духовых инструментов. Таких школ на всю Россию – три. Две в Москве и одна в Пскове.
Письмо на губернаторский сайт Мирон Литвак назвал коротко и ясно: «Развал сферы культуры». В письме сказано:
«Уважаемый Андрей Анатольевич!
Мы, работники культуры города Пскова, не понимаем, что происходит в нашем городе, который всегда славился своим бережным отношением к культуре. Никакой критики не выдерживает «работа» руководителей культуры города, таких как А. В. Вологжанин, Е. Г. Шишло и Н. Л. Овчаренко. Ложь, грубость, некомпетентность по многим вопросам, полный развал сферы культуры, которую создавало не одно поколение специалистов своего дела. Своими действиями вышеуказанные руководители склонили к уходу семь лучших специалистов сферы культуры, и эта тенденция продолжается. Необходимо хранить и приумножать культурное наследие города, а не разрушать его! Просим Вас прекратить этот произвол! Мы очень хотим, что бы власти нас услышали!
Директор МОУ ДОД «ДМШ № 5», Заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель и дирижёр сводного оркестра духовой и эстрадной музыки ГКЦ и ДМШ № 5 Мирон Исаакович Литвак». [ 3 ]
О Мироне Литваке глава городской администрации Пётр Слепченко на недавнем брифинге тоже упомянул, не согласившись с утверждением, что ситуация конфликтная. «На мой взгляд, она не конфликтная – она искусственно педалируется», – высказал свое мнения глава администрации города Пскова. Из его ответа было не понятно, кто же заинтересован в том, чтобы нажимались определенные педали.
Вскоре после публикации результатов брифинга я поинтересовался у Мирона Литвака: «А теперь, после разъяснений, вы как работник культуры понимаете, что в нашем городе происходит?». «Пятьдесят на пятьдесят», – ответил один из создателей детской музыкальной школы № 5. – Проблемы частично сглажены». – «Так был ли конфликт? И в чем проблемы?».
Свой ответ дипломатичный Мирон Литвак начал с благодарностей: «Я чрезвычайно благодарен Андрею Турчаку, Ивану Цецерскому и Петру Слепченко за то, что они с пониманием отнеслись к моим проблемам и проблемам нашей школы, – заявил Мирон Литвак. – Благодаря мощнейшей поддержке родителей, педагогов, бывших учеников школы нам удалось отстоять все наши позиции». – «И все-таки, в чем же был конфликт?». – «Эта история длится год – с 20 ноября 2010 года. В тот день Шишло и Овчаренко (заместитель начальника управления культуры. – Авт.) заявили мне, что на всех уровнях власти вопрос о переводе нашей школы на Рижский проспект, 66 в помещение учколлектора уже решен. Мы не согласились с этим, и с помощью родителей нам удалось отстоять школу.
Шишло и Вологжанин не смогли забрать помещение для ТЮЗа, и тогда они решили «сковырнуть» меня с директорства. Но у меня по этому поводу свои планы. С их стороны это было неосторожно. За моей спиной стоит большая армия – педагогов, родителей, учеников. Спасибо им большое. Нагнетаем обстановку не мы».
Вот здесь как раз и выяснилось, кто же «искусственно педалирует» ситуацию.
Мирон Исаакович показал нам уведомление о прекращении трудового договора. Уведомление № 4445 было подписано 10 ноября 2011 года. В нем директор музыкальной школы №5 предупреждался, что трудовой контракт с ним будет прекращен 20 декабря 2011 года. Под документом стоит подпись Петра Слепченко.
Только после получения уведомления Мирон Литвак обратился к губернатору, получил приглашение на встречу с руководителями города и после переговоров удостоился устного обещания от того же Петра Слепченко. Глава городской администрации пообещал, что договор все-таки будет продлен. Если бы не публичная активность директора музыкальной школы, вряд ли бы Пётр Слепченко свое уведомление отозвал.
«Я никак не мог допустить того, чтобы меня здесь заживо похоронили, – пояснил свою позицию Мирон Литвак. – Не они здесь создавали культуру. Вместо того чтобы приумножать и ценить, они занялись методичным развалом».
Ставка на страх
Уведомление о предстоящем разрыве контракта с Мироном Литваком подписал лично глава администрации Пскова Петр Слепченко. После возникшего скандала уведомление было отозвано. |
Во-первых, речь идет не только и не столько об уровне самодеятельных творческих коллективов, сколько о недвижимости в центре города. Летний сад, Городской культурный центр и прочие учреждения в коммерческом смысле очень привлекательны, и немаловажно, кто ими управляет.
Во-вторых, имеются в виду бюджетные деньги. По словам Виктории Чубченко, которая в сентябре 2011 года была вынуждена покинуть пост заместителя начальника управления культуры г. Пскова, так много денег на городскую культуру никогда еще не выделялось. Предполагается, что в будущем финансирование, несмотря на бюджетный кризис, только увеличится.
Можно предположить, что желание оказаться поблизости от денежных потоков многое определяет. Ставки растут. Но они растут для одних, а для других – падают. Объявлено о том, что в Городском культурном центре освобождается 30 ставок (полгода назад говорили только о 13). Одновременно создается 29 ставок для создаваемого Театра юного зрителя. Как было сказано на брифинге, актерами ТЮЗа стали выпускники колледжа искусств и артисты псковского драмтеатра. Репетиции новогодней программы уже начались. Первая премьера состоится в конце декабря. Очень логично допустить, что театральный режиссер Елена Шишло, оказавшись во главе городской культуры, воспользовалась шансом воплотить свой проект в жизнь – создать ТЮЗ. Совместила приятное с полезным.
Существует и третья особенность. Те действия, которые предпринимаются в сфере культуры Пскова, вовремя не разъясняются и обрастают слухами. Руководители творческих коллективов и муниципальных учреждений культуры часто сталкиваются с грубостью и бесцеремонностью. Это создает нервозную обстановку.
«Наши планерки у начальника управления культуры превратились в траурные посиделки, – считает Мирон Литвак, практически повторяя сравнение директора Городского парка Юрия Мартынова. – Если раньше люди приходили туда с творческим настроем, то сейчас все резко изменилось. Нельзя даже получить ответ на свой вопрос. Мне кажется, что Шишло не всегда понимает, о чем идет речь. Зачем нам тогда нужен такой посредник, как Шишло, которая ничего без Вологжанина не решает?»
Когда Мирон Литвак отвечал на вопросы, то было заметно, что многие вещи он уже высказывал, причем высказывал не в кулуарах, а прямо в глаза руководителям города. Поэтому Петр Слепченко и Иван Цецерский вряд ли удивятся, когда прочтут высказывание Мирона Литвака о той системе, которая сформировалась в Пскове за последний год.
«Я считаю, что культура с приходом Шишло и Вологжанина находится в системе страха, – утверждает Мирон Литвак. – Она заключается в том, что руководители учреждений культуры не хотят связываться с начальством, опасаясь, что завтра их выкинут, пришлют очередную ревизию и что-нибудь «нароют». Система страха угнетает, но я не в том возрасте, чтобы позволять обращаться с собой грубо».
В завершении Мирон Литвак обратился с пожеланием к Елене Шишло и Александру Вологжанину: «Нужно уметь слышать людей, любить их, понимать их, а не считать, что вокруг вас быдло. И когда контакт с людьми наладится – все изменится. Я верю в то, что разум восторжествует. Противостояние никому не нужно».
* * *
Чтобы в полной мере оценить ситуацию в городской культуре, надо знать тех, кто руководит учреждениями культуры и творческими коллективами.
Среди них нет непримиримых оппозиционеров. Это люди открыты для общения и вовсе не склонны к сжиганию за собой мостов. Большинство из них прошли через безденежье девяностых и сумели сохранить для Пскова то, что во многих других российских городах было утрачено. А во многих городах – никогда не существовало. Эти люди готовы на компромиссы и лишь одного не могут себе позволить – своими руками уничтожить то, что сами создавали много лет. Тем удивительнее, что новые руководители городской культуры не смогли найти со своими подчиненными общий язык.
Не смогли, потому что не захотели. Другой причины придумать невозможно.
Алексей СЕМЁНОВ
1 См.: Л. Шлосберг. Город, которого нет // «ПГ», № 29 (551) от 27 июля – 9 августа 2011 г.
2 См.: И один в поле воин. Интервью с Мироном Литваком. Беседовал Сергей Сидоров // «ПГ», № 19 (189) от 26 мая – 1 июня 2004 г.
3 http://turchak.ru/problemu/5886, 18 ноября 2011 г.