Статья опубликована в №12 (534) от 30 марта-05 марта 2011
Культура

Охранная зона Отечества

Псков интересен России и миру именно как Псков со всей его тысячелетней историей, которую охранные зоны и берегут вернее всего
 Валентин КУРБАТОВ 30 марта 2011, 00:00

Псков интересен России и миру именно как Псков со всей его тысячелетней историей, которую охранные зоны и берегут вернее всего

В минувшем выпуске «Псковской губернии» вышла в свет статья председателя Псковского областного отделения ВООПИиК Ирины Голубевой «Заложники хаоса. Пскову грозит утрата всех завоеваний дела охраны памятников истории и культуры, достигнутых в ХХ веке» [ 1 ]. В публикации описана возникшая угроза отмены на территории Пскова утвержденной в 1995 году объединенной охранной зоны, позволяющей сохранить особый режим историко-культурной градостроительной среды, в которую вписаны почти 500 памятников истории и культуры федерального и регионального значения. Редакция получила эмоциональные и содержательные отклики на публикацию от писателя Валентина Курбатова и жительницы Пскова, нашего уже почти постоянного автора Карины Моржовой [ 2 ], которые мы публикуем сегодня. Редакция надеется, что актуальная дискуссия будет продолжена.

Ирина Борисовна Голубева хорошо назвала свою статью «Заложники хаоса». Это уже касается не только охранных зон Пскова, но охранных зон самого нашего Отечества, которое торопится проститься с историей, «мешающей» строителям «нового общества» перевести это Отечество в инвестиционный рынок для владельцев денежных потоков.

Эти добрые владельцы никак не могут взять в толк, чего от них хотят странные люди, предпочитающие пустые, часто не очень обустроенные площади в центре города новому строительству, где будет торжествовать современная архитектура, где будут обеспечены рабочие места – сначала строителям, а там и пользователям

Нет, вот оставь им город в прежнем виде, и всё тут. Очень боюсь, что коли вынести идеи застройщиков на народное обсуждение, то они скоро и убедительно восторжествуют. «Народ» попросит и рабочих мест, и эффектной застройки, потому что «народное сознание» обдуманно и систематически растлено новонасажденным безродным миропредставлением, на знамени которого написаны польза, успех, европеизация, телевизионные «здесь и сейчас», «всё и сразу».

Мы «заложники хаоса» даже не в застройке Пскова, а в строительстве национальной мысли и духовной перспективы России. И если бы нам удалось в Пскове стать одним организмом и понять глобальное существо проблемы, может, и мир одумался бы.

Теперь ведь надо только немного подумать, и каждый увидит, что Россия, да и мир, стоят перед совершенно новой исторической ситуацией.

Мир «накопил» столько истории, что она уже мешает ему. Не дает жить «вперёд». Большинство сил уходит на сохранение, а не на развитие. Я и сам совсем недавно готов был отстаивать право жизни идти в этот «перёд», оставляя «мертвым хоронить своих мертвецов» [ 3 ]. Чтобы XVI век спокойно соседствовал с XXI-м на одной площади, ибо это живет тот же русский человек, праправнук того, кто строил XVI–й век, и это и его дом, его предание, его семейное дело.

А теперь вот вижу – нет. Не правнуки мы и не преемники. Мы расточили дух и традицию, и теперь, если хотим устоять перед Богом в праве называться правнуками, нам предстоит вчитаться в свое наследие, вспомнить свою поврежденную генетику и терпеливо, благодарно, памятливо привиться к оставшимся памятникам и еще живой археологии, чтобы швы прежних идеологических операций не умножались новыми швами, а зарастали и врачевались.

Счастье, что у нас еще так много сохранилось и есть к чему прирастать. Ведь Псков интересен России и миру именно как Псков со всей его тысячелетней историей, которую как раз охранные зоны и берегут вернее всего. Европы-то нам и в самой Европе, и в молодой части России хватит. Да уже и у нас одной Золотой набережной и набережной от Богоявления с Запсковья до Гремячей горы с избытком.

А уж остальное-то пора бы и для себя, и для мира спасать. И ансамбль Романовой горки – Бог и Юрий Павлович Спегальский не простят нам гибели этой жемчужины. И Солодежню, и Дом Печенко, и палаты Трубинских (только начни перечислять!..)

Вот куда денежные-то потоки надо направлять. А как эти здания воскреснут, так и охранные зоны сразу найдут себе применение и разумное обустройство в ансамбле с воскресшими памятниками. А там, Бог даст, им и использование не одно ресторанное сыщется, а дельное и живое.

Тут, кажется, и вся-то Россия уже должна понять, что такие города – это ее прародители, ее бабушки-дедушки, что без них она – дура беспамятная. Что они – наши исторические легкие, без которых мы задохнемся в отравляющем воздухе чужого. И Пскову как раз по его пограничной судьбе тут надо встать на границе и не пускать духовное чужеязычие дальше своего порога.

Россия, как в себя придет, нас только поблагодарит.

Валентин КУРБАТОВ

 

1 См.: И. Голубева. Заложники хаоса // «ПГ», № 11 (533) от 23-29 марта 2011 г.

2 См. в этом номере: К. Моржова. Противостояние города Пскова.

3 См.: В. Курбатов. Дух и буква // «ПГ», № 9 (531) от 9-15 марта 2011 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.