Недавно Псков чествовал своего Почетного гражданина – легендарного тренера по академической гребле Валерия Прокопенко. У Валерия Александровича был юбилей, в который с трудом верится, – настолько календарное время не властно над этим молодым, сильным, красивым человеком.
Тогда, в конце семидесятых - начале восьмидесятых, он был кумиром журналистов молодежной газеты. Мы следили за всеми соревнованиями псковской четверки распашной с рулевой Ниной Черемисиной – звездной команды Валерия Прокопенко. В 1978, преодолев жесткую конкуренцию, четверка вошла в состав сборной СССР по гребле. В 1979 они уже выиграли чемпионат мира в Югославии. В 1982 – опять первые в мире! И далее победа за победой. С 1980 года ученики Прокопенко выступают на всех чемпионатах мира и Олимпийских играх, вплоть до 2000 года в Сиднее, где Сергей Матвеев выступал в составе сборной России.
У самого Прокопенко за плечами огромный опыт работы в сборной команде Союза. Тогда у него была возможность уехать тренировать за рубеж – приглашали не один раз. Благодарил и отказывался: по двум причинам - плохо знал язык и не хотел расставаться с семьей. В то время семьи за железный занавес не выпускали. И потом…ему очень нравится вид от гребной базы на противоположный берег Великой.
С этого вида начинался его путь в большой спорт.
- Заканчивая Ленинградский институт физкультуры имени Лесгафта, мы с другом распределились в Азербайджан, поскольку там можно тренироваться весь год, и отправились на соревнования в Псков. Ехали ночью, в шесть утра были в Пскове, остановились напротив Мирожского монастыря. Открываю сонные глаза, выхожу из автобуса… благостная, умиро-творенная тишина, монастырь, подсвеченный восходящим солнцем, – редкостная красота. Я влюбился – навсегда. А другу прямо так и сказал, мол, извини Олег, но в Азербайджан я с тобой не поеду, я остаюсь в Пскове. После соревнований пошел в спорткомитет, спросил, нужны ли специалисты, там обрадовались, обещали выслать вызов в институт, чтобы меня перераспределили. Возвращаюсь в Ленинград, вызова нет. Снова мчусь в Псков, в спорткомитет – там на меня смотрят большими глазами, они, видите ли, думали, что я пошутил, поскольку у них еще не было специалистов с высшим образованием да еще с красным дипломом. Выдали на руки бумагу, меня перераспределили – и вот уже 34 года я живу и работаю в Пскове.
- Как вы отбираете своих учеников, по каким критериям? С одной стороны, гребля – аристократический вид спорта, с другой – силовой, на одном интеллекте далеко не уедешь.
- Это головная боль. Во-первых, нужны абсолютно здоровые люди, во-вторых, – рост не ниже 180 для девушек. А, учитывая, что население нашего города малорослое, не так просто их найти. Ищем в автобусах, на улице, на рынке, в магазине – везде. Одно дело найти, другое – уговорить. Тут уж тратишь все свое красноречие и обаяние. Девушкам очень мешает распространенный миф о том, что у тех, кто занимается гребным спортом, сильно развиваются плечи. Вот уж ерунда. Убеждает лишь наглядный пример: устраиваю встречу новичкам с членами нашей прославленной команды, которые выглядят как модели, хоть сейчас на подиум. Кроме роста нужны сила, координация, быстрая реакция, чувство баланса и многое другое. В лодке плывешь, как по канату ходишь. Мы берем всех, кто к нам приходит, работаем со всеми, отбирая из оставшихся лучших, которых и готовим к серьезным испытаниям.
- Почему вы тренируете в основном женские команды?
- Город у нас женский. Нет рослых парней – страшный дефицит. Из всего юношеского состава только Сергея Матвеева удалось вывести на международный уровень.
- О том, что работа тренера не сахар, можно догадаться, но как вы справляетесь с девушками, да еще такими молодыми, у них ведь не только тренировки на уме?
- И мальчики тоже, разумеется. Как увижу рослых, как на подбор, питерских ребят, так сердце опускается. Мои - то глазами так и стреляют по сторонам, глядишь, влюбятся – кому радость, а кому печаль. Так было много раз. Но никто не может меня упрекнуть в том, что поломал молодую жизнь ради собственных амбиций. Да и советы даю, лишь когда их просят. Каждый учится на собственных ошибках – так уж заведено.
- Признайтесь, Валерий Александрович, и в вас влюбляются…
- Бывает. Тут главное быть со всеми ровным. Нельзя никого выделять. Я со всеми ласков – только по именам: Светочка, Машенька, Ниночка – они все для меня дети и я всех их одинаково люблю.
- На сборах, на соревнованиях вы единственный им близкий человек, приходится заменять на время родителей – терпеть капризы, улаживать конфликты, вытирать слезы. И так поколение за поколением – есть ли разница?
- Есть. Каждое поколение спортсменов – другое. К сожалению, перемены не в лучшую сторону. Нынешние мои воспитанницы и матом могут выругаться при мне, даже не заметив этого, поскольку это их разговорный язык. Не знаю, в чем причина. Люди живут трудно, вот душа и грубеет? Хоть это и печально, но приходится мириться и к каждому новому поколению искать свой подход. Стандартов нет не только во взаимоотношениях, но и в тренерской работе. Я никогда не работал по учебникам, всегда – по интуиции. Бывали и ошибки. Каждый проигрыш - промашка тренера. Анализируешь, делаешь выводы. Бывает очень трудно точно определить, когда следует команду отпустить: дать передохнуть перед стартом. Отпустил чуть позже, команда вышла на старт вялой, уставшей. Чуть раньше – уже расслабилась, не собрать в кулак. И таких тонкостей в нашей работе много...
Интуиция в жизни Валерия Прокопенко играет огромную роль. Он научился ей доверять, и она его почти никогда не подводила. В 1978 году на чемпионате мира в Новой Зеландии псковскую четверку распашную с рулевой сняли с соревнований из-за поломки лодки. Это была трагедия для молодой команды, впервые вышедшей на мировой уровень. Что переживал тренер, словами не передать. Прокопенко понял, что под его технологию подготовки команды не годится стандартная лодка. Еще было возможно сделать новую, усовершенствованную прямо там в Зеландии – нужны были 20 тысяч долларов и чертежи. Ни того, ни другого у него не было. Было лишь совершенно точное интуитивное знание, как сделать новую лодку. Вернувшись домой, он поехал в Дзинтари под Ригой, там была маленькая верфь, где работали молодые ребята-конструкторы. Он объяснил им буквально на пальцах, что и как нужно сделать, они его сразу поняли и сделали новую лодку, по семнадцати пунктам отличающуюся от стандартной. Именно на этой лодке побеждала и брала золото наша легендарная четверка с рулевой Ниной Черемисиной на мировых чемпионатах. И это была единственная лодка, которая всегда приходила первой.
А потом случилось грустное. Класс четверки распашной с рулевой ликвидировали. А знаменитая лодка была приспособлена именно под рулевую. Теперь она просто хранится в эллинге как музейный экспонат. А новые команды четверок распашных тренируются и побеждают на стандартных лодках.
Гребной спорт в Пскове выживает трудно. Надстройку над эллингами Прокопенко удалось выходить по инстанциям только благодаря победам на мировых чемпионатах. Город чемпионок мира должен был иметь приличную базу для тренировок. Второй этаж надстроили, однако тренеру высшего класса с мировым именем там не нашлось места. Из-за ведомственных разногласий. Дело в том, что детско-юношеская гребная база принадлежит профсоюзам, которых мало заботит профессиональный спорт. Теперь у профсоюзов и вовсе другие заботы – весь верхний этаж сдан в аренду под танцы и свадьбы. Замахивались профсоюзные боссы и на эллинги, где хранятся лодки. «Отличные складские помещения», - восхитилась профсоюзная дама, посетив однажды базу. Тренировки и соревнования финансируют областной и городской спортивные комитеты. Тех, кто выходит на международный уровень, как Сергей Матвеев, берет на обеспечение центральный спорткомитет.
У тренера Валерия Прокопенко новая перспективная женская команда, с которой он связывает большие надежды на большие победы. Если ничего не случится. Если не выйдет кто-нибудь из четверки замуж. Лекарства от любви, как известно, нет. А сложилась команда почти случайно.
- На верхней площадке я обратил внимание на девчушку, которая приходила каждый день и подолгу смотрела на тренировки начинающих гребцов. Она мне была не интересна из-за небольшого роста, но я все же подошел и спросил, не хочет ли заниматься греблей. Девчушка с радостью ухватилась за предложение, стала тренироваться. А разобравшись, что к чему, привела мне трех рослых девушек-старшеклассниц. Так сложилась четверка, оказавшаяся перспективной. А сама Маша Алексеева мечтает не только о победах на лодке, но и о победах тренерских. Грозится подсидеть меня. Что ж, я буду только рад. Но сначала нам нужно еще многому научиться и победить на чемпионате России в Нижнем Новгороде.
Начальную стадию обучения Валерий Прокопенко доверил жене Нине Ивановне. Ему, Мастеру, первичная школа скучна. Он подключается на этапе творчества и как всегда – интуиции.
- Валерий Александрович, существует легенда, что в подарок своей будущей жене вы сшили платье, что называется, на глазок – без сантиметра и примерки, и оно ей было впору и к лицу.
- Никакая не легенда, а чистая правда. Взял кусок бархата, вырезал, где нужно, сшил, где полагается - вот и все. Шил первый раз в жизни по интуиции. Теперь это платье с удовольствием носит дочь. Наверное, помогает моя первая профессия краснодеревщика – глаз и рука точные...
На гребной базе с утра многолюдно. На воду первыми спускаются самые нетерпеливые - младшие. Уверенно держатся в маленьких лодочках, гребут на скорость. Затем те, кто постарше, спускают большие лодки – начинается тренировка. Валерий Прокопенко торопится к катеру. А на верхней площадке базы как всегда стоят мальчишки, завороженно глядя на реку.
Елизавета МАРТЫНОВА.
На фото: Дарья Корбань, Олеся Ершова, Нина Тюлькова, Мария Алексеева с тренером Валерием Прокопенко.
Фото из архива тренера