«Учусь, следовательно, существую» - именно так, перефразировав слова великого мыслителя древности, можно обозначить главную мысль состоявшегося разговора с гостем «Губернии» - И. А. Колесниковой, доктором педагогических наук, профессором Института образования взрослых Российской академии образования, действительным членом Академии гуманитарных наук России.
Псковский край, район Острова, для нашей гостьи внутренне близкая и не чужая земля: родные по линии мамы отсюда родом, прабабушка была учителем начальной школы, мама 40 лет отработала в школе. Ирина Аполлоновна своим местом работы после окончания Санкт-Петербургского университета, филологического факультета, имея три специализации (в том числе и переводчика), выбрала все-таки школу - без длительных раздумий, органично и естественно. Потом была преподавательская работа и в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена, и в системе повышения квалификации, теперь деятельность на академическом уровне. Что привело Ирину Аполлоновну в Псков в первые дни нового учебного года - последнего года уходящего тысячелетия?
- Псковский институт повышения квалификации работников образования, с которым мы давно дружим и с которым у нашего института установлены прочные научно-методические связи, пригласил меня позаниматься с научно-педагогическими кадрами института в спецкурсе «Технологическая культура современного педагога».
- Странно слышать определение «технологическая» применительно к культуре. Что бы это значило?
- Многие скажут то же самое. А между тем мы забыли исходный смысл: техно - это искусство, это мастерство. Фактически технология - это знание о своем умении, знание о том, как сделать, чтобы искусно получилось. Кто-то должен цветы профессионально выращивать, кто-то хлеб печь, кто-то детей растить - все должно делаться технологично: грамотно, продуктивно, с опорой на естественные, а не искусственно выдуманные закономерности. А для этого нужно чаще обращаться к природе человека, к тому, как он устроен. Мы же непозволительно мало знаем о себе как о многомерном создании природы. В школе этого знания не дают, в вузе - тоже, так хотелось бы восполнить пробел через систему повышения квалификации. В этом смысле ваш институт работает интересно и продуктивно, творчески. К сожалению, многие (и педагоги в том числе) хотят получить, и немедленно, рецептурный эффект: то есть дайте мне готовый рецепт, чему и как хорошо научиться. А я уж постараюсь все запомнить.
- Вы полагаете, взрослого человека можно научить подобному знанию о себе?
- Учиться, как мне представляется, на самом деле никогда не поздно. Проблема в другом: педагогу, да и не только ему, а вообще любому, кто осознает свое незнание, неумение, несовершенство, уже можно ставить памятник. Подобное признание о себе - очень трудное. Состояние постоянно быть учеником психологически тяжело воспринимается, и особенно теми, кто по долгу службы призван учить других: администраторами системы образования, руководителями образовательных учреждений.
- Состояние непрерывной учебы нам вообще не свойственно. Процесс образования воспринимается нами как конечный: школа – вуз – все, я научился.
- Такова инерция мышления. Раньше тех знаний, которые получали в школе и вузе, хватало на всю оставшуюся жизнь. Потому что сама жизнь была достаточно медленной и совпадала с биологическим ритмом каждого человека. Сегодня где-то каждые три-пять лет смена ситуаций происходит кардинальная: касается это и общественной жизни, и личностной. Возможности глобальных коммуникаций привели к развертыванию и свертыванию пространства.А это стало причиной огромных личностных изменений.
- Можно считать недовольство собой одним из сигналов того, что пора снова учиться?
- Пожалуй, но недовольство не в бытовом смысле, а в понимании того, что можно сделать совершеннее, что есть еще какие-то пути в решении задачи, проблемы, которыми важно овладеть. К сожалению, часто мы не в состоянии ответить себе: чего именно не знаем и чему хотим научиться. Еще со средневековья существует такой точный термин: ученое незнание, когда сознаешь, чего именно ты не знаешь. Важно обнаружить в себе недостающее знание. Но как раз момент осознания особенно тяжел: раз увидел, то уже не сможешь мириться с собственным несовершенством, возникают новые запросы относительно себя.
- Внутреннее беспокойство?
- Да, но не на уровне патологии, в смысле тревожности, а как осознание того, что во мне еще есть потенциал, есть ресурсы, есть желание. Другие умеют, а я - нет, но могу научиться. У каждого есть уникальная возможность: всю жизнь чему-то учиться. Остановка в процессе обучения смерти подобна: как только остановился, тут же начинается медленное духовное угасание. К сожалению, где-то после 30 лет многие из нас функционируют лишь как физические существа, а как духовные личности - увы. Жизнь, хорошо бы нам это понять и прочувствовать, вообще большая удача. Она постоянно тебе что-то дает: положительный или отрицательный опыт - в любом случае предоставлена возможность продвинуться в собственном развитии. Каждая жизненная ситуация - задачка, требующая решения, как в учебнике. Вот только ответ негде подсмотреть.
- Существует определение профессионализма: когда теоретическое знание, практические навыки доведены до автоматизма…
- Это опасное состояние. Как только профессиональный опыт доведен до автоматизма, тут же все и кончается. Когда все умеешь, все знаешь, считай, приближаешься к началу конца. Жизнь - всегда незавершенна. Остановка - симптом того, что наступает конец. Так что если все получается отлично, можно считать, что получен первый сигнал: надо остановиться и забеспокоиться - а так ли хорошо я умею делать то, что делаю. Мы привыкли гордиться тем, что по 10, 20, 30 лет работаем на одном месте. А на самом деле задумайтесь: так ли это замечательно? И если количество отработанных лет (а не результаты труда) - единственный повод для гордости, то мне не хочется радоваться за этого человека.
- А сегодня чему приходится учиться нам всем?
- Человеческому взаимодействию. Нас не очень-то учили сотрудничать, мы привыкли бороться: за свои взгляды, за свою позицию, за свою жизнь. Теперь нам надо учиться слышать друг друга, понимать, что каждый человек - это другой человек, не похожий на меня, и не должен быть похожим. Что у него - другие взгляды, другие желания. Тезис непротивления злу насилием я понимаю не как пассивность, а как противопоставление злу позитивных форм. Не противиться - не наращивать зло формами зла, а наращивать содержание добра. Мы часто ищем виноватых вокруг и очень неохотно критически смотрим на себя. А между тем жизнь дает сегодня множество ситуаций, где требуется принимать личное решение: не воровать, когда все воруют, не поддерживать на выборах человека, которого не хочешь поддержать.
У нас чересчур много борьбы, мы даже с собой умудряемся все время бороться, боремся с коллегами, соседями.
- Но как отказаться от этого?
- Образование - колоссальная возможность для этого, потому что в своей цели ведет к осознанию человека человеком. Прорастание человеческого образа не предполагает борьбы, потому что приводит к гармонизации личности. Ощущать радость от понимания того, что ты - часть жизни, в любом случае важно.
- Но, согласитесь, сегодняшняя жизнь и того же учителя, и того же врача мало располагает к радостям.
- Если вы имеете ввиду проблемы задержек зарплаты и без того невеликой по размерам, то я все время повторяю: медик, артист и педагог - профессии, которые не зависят от количества оплаты. От оплаты зависит продолжительность жизни: будут хуже жить, питаться, меньше проживут. Но результат труда… Если артист поет хорошо, он не сможет петь плохо, сколько бы ему ни платили. Если медик лечит отлично, он не сможет это делать плохо - по определению. И учитель, блестяще дающий знания детям, не сможет преподавать плохо.
- Откуда берутся неудачники?
- Таково их собственное мнение о себе. Думаю, им внушили, что они неудачники. Другой вариант: человек сам приходит к этому выводу, сравнивая себя с окружающими. Но это - бессмысленно, поскольку человек настолько уникальное существо, что не подлежит сравнению: он - это он, а я - это я.
- Тогда откуда же это чувство ностальгии по прошлому?
- Потому что страшно. Жизнь сегодня совсем иная, чем несколько лет назад. Приспособиться к ней тяжело, куда легче сожалеть об ушедшем. Страшно не найти своего места в новых условиях.
- Значит, необходимо учиться?
- Другого способа нет: чтобы пережить, преодолеть страх перед принципиально новым опытом, знанием, нужно им овладеть. Есть предположения, что изменений, на пороге которых мы сегодня стоим, человечество не знало около двух тысячелетий. Мы выходим на глобальный виток своего развития. Конечно, страшно. Конечно, хочется назад в прошлое - там по крайней мере все известно и понятно. Но возврата нет и быть не может. Есть вектор развития, и он ведет вперед.
Беседовала Наталья БОБРОВСКАЯ.