Статья опубликована в №24 (495) от 23 июня-29 июня 2010
Человек

Уходят лучшие из дома…

Светлой памяти Елены Ивановны и Бориса Степановича Скобельцыных

Светлой памяти Елены Ивановны и Бориса Степановича Скобельцыных

В субботу, 19 июня, на историческом Дмитриевском кладбище Пскова родные и близкие простились с Еленой Ивановной Скобельцыной, супругой и верным спутником жизни Бориса Степановича Скобельцына. Спустя почти 15 лет после кончины архитектора-реставратора и Почетного гражданина Пскова (на памятнике начертано: «защитник Пскова») супруги Скобельцыны снова вместе: теперь уже в лучшем из миров.

Елена Ивановна и Борис Степанович Скобельцыны.
Они оба посвятили свою жизнь борьбе за псковские памятники истории и культуры. Они вместе прошли по Псковской области пешком сотни километров, своими руками подготовили сотни паспортов на памятники, многие из которых до сих пор являются единственными.

Они боролись за культуру в неблагоприятные для этого времена.

Им сопутствовали и успехи, и поражения.

Они никогда не сдавались. Их подвижнический труд остановило только время.

Свое последнее интервью Елена Ивановна дала в апреле 2001 года «Псковской губернии» - на 80-летие Бориса Степановича [ 1 ].

Она вспомнила, что «время тогда – в 60-х годах – наступило страшное для памятников, особенно культовых, при Хрущеве их попросту разоряли и физически уничтожали. Борис Степанович никак не мог с этим мириться и протестовал всеми доступными средствами. Убедить его вести себя иначе было невозможно. И я знала об этом, даже не пыталась воздействовать. Знала, что он – не тот человек, который будет слушать подобные просьбы и уговоры».

Скромно, но с достоинством оценила свой совместный с супругом труд по паспортизации памятников: «В тех же 60-х годах на каждый памятник истории, культуры создавался паспорт, включающий в себя абсолютно все характеристики объекта, начиная от внешнего вида и заканчивая точно выверенными размерами. Помнится, тогда мы вместе с Борисом Степановичем составили около сотни паспортов: колоссальный объем работы. Думаю, что они и сейчас хранятся в центре охраны памятников как источники наиболее достоверной и полной информации».

В те годы памятники были в лучшей сохранности, чем сегодня: 50 лет спустя многие из них в полном объеме мы знаем только по описаниям Скобельцыных. Спасителей не нашлось, а число разрушителей множилось.

Елена Ивановна пунктуально перечислила вклады Бориса Степановича в псковскую реставрацию, и это неудивительно: она была рядом постоянно, и это была жизнь в радость: «Он все годы без перерыва вел подробный дневник своих работ, уникальный получился сборник информации по реставрации многих псковских памятников…. Вот смотрите, начинал он с восстановления стены Окольного города – от Ольгинского моста до улицы Профсоюзной. Потом была часовня-усыпальница у церкви Жен-Мироносиц. Собор Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре, храм Николая Чудотворца с Устья – одно из самых любимых мест Бориса Степановича: уж столько сил вложено было и в создание проекта реставрации, и в его реализацию. Он же участвовал в исследовании Мальского монастыря, завершившегося тогда консервацией и частичной реставрацией, работал в Крыпецком монастыре, в Волышевской усадьбе графов Строгановых...

Он любил весь старый город. Мог несколько раз в день сходить в Кремль, чтобы «поймать» нужное освещение. Любил Мирожский монастырь. Но церковь Николы со Усохи выделял особо. Считал, что именно этот храм в воссозданном виде наиболее точно представляет особенности псковской архитектуры. Борис Степанович работал со студентами из Самары на его реставрации и гордился тем, что удалось восстановить интерьер».

…17 июня 2010 года она ушла к нему.

Некролог вышел в свет вечером в пятницу, и не все успели узнать печальную весть вовремя, прощание было простым и тихим.

А в ноябре 1995 года, когда прощались с Борисом Степановичем, был сильный ветер, шел мокрый снег, погода была яростной и непримиримой – как и сам Скобельцын.

Она прожила долгую, полную событий жизнь. Она принадлежала к тому поколению, которому выпало не только пережить Великую Отечественную войну, но и стать ее солдатом – до Победы.

Елена Ивановна Дамберг родилась 8 ноября 1921 года в Мытищенском районе Московской области в семье с дворянской родословной.

Удивительно, но и корни Скобельцына столь же историчны и глубоки.

Елена Ивановна в том же интервью напомнила: «Этот род известен с конца XVI века. Борис Степанович работал над родословной 20 лет. Изначально ему помогла тетя – собранными материалами, которые в основном касались истоков рода. А вот историю последнего века и тем более ветви потомков, оказавшихся за рубежом, воссоздавал Борис Степанович».

После окончания школы Елена Ивановна успела только поступить в Московский государственный университет, когда началась война.

Она разделила судьбы своего поколения: в первые дни войны добровольцем ушла на фронт, ее юность прошла на войне, она воевала в звании младшего лейтенанта связи в авиационном полку Белорусского фронта.

Молодой и тогда еще не знакомый с ней Борис Скобельцын сражался на разных фронтах, участвовал в боях за Москву, за Польшу, за Берлин.

Именно в Берлине они встретились с Еленой Ивановной.

Она любила вспоминать, как в Берлине в военном штабе, идет Борис Степанович по коридору и насвистывает песенку. Навстречу ему Елена Ивановна: «Что же вы врете, молодой человек, не так напеваете!..».

И после этой встречи – 50 лет вместе на земле.

Они вместе приехали в Ленинград.

Елена Ивановна продолжила образование в Ленинградском государственном университете, на отделении искусствоведения.

Работать в столицах она не могла: ее брат был репрессирован как «враг народа», о чем она честно сообщала во всех анкетах.

Так в их жизни появился Псков.

В Псков семья Скобельцыных приехала 1955 году, и с этого времени Елена Ивановна посвятила свою жизнь сохранению культурного наследия Пскова.

Она работала в областном управлении культуры, но главный этап ее жизни – труд в Псковском музее-заповеднике, где она возглавила художественный отдел. Елена Ивановна занималась историей псковских усадеб и дворянских родов, определяла авторство произведений живописи и графики, датировала их. Она сочла необходимым заниматься исследованием и формированием псковской коллекции икон, для чего проводились поисковые экспедиции.

Труд в музее требовал больших знаний, терпения, внутренней организованности. Елена Ивановна обладала от природы талантом искусствоведа и универсальными способностями музейщика.

Она была смелым человеком: вступилась за молодого сотрудника музея, что в итоге стоило ей работы при первой же смене руководства музеем. Причем вступилась за молодого человека в опасной политической ситуации: сотрудник прочитал Ленина в подлиннике и высказался критично о его деятельности. На него донесли. Она его защищала.

Но и здесь жизнь нашла свое продолжение. С 1970-х гг. Елена Ивановна полностью посвятила свою жизнь древней архитектуре Пскова: она стала незаменимым помощником мужа, архитектора-реставратора Бориса Степановича Скобельцына. Еленой Ивановной выполнены почти все паспорта на памятники архитектуры Пскова и многие – на памятники области. Много сил и труда положено ею во время работы в научно-производственном центре по охране памятников на изучение и учет ценнейших произведений искусства – иконостасов наших храмов.

Она была рядом с Борисом Степановичем до последнего дня, сопровождая его в многочисленных поездках, помогая в организации выставок.

Елена Ивановна стойко перенесла смерть Бориса Степановича в 1995 году. В последние годы своей жизни она много болела. Но не оставалась одинокой – дочь Надежда и сын Кирилл заботились о матери до конца.

Мы приносим искренние соболезнования детям Скобельцыных.

Образ Елены Ивановны, женщины необыкновенной красоты, великой скромности и добродушия, житейской выдержки и принципиальности останется в нашей памяти и в наших сердцах.

Отвечая в 2001 году на вопрос о фамильных чертах характера Скобельцыных, сказала очень кратко и точно: «Целеустремленность в жизни и честность в отношениях с людьми. Это сильные личности, настойчивые и – красивые».

Это и о ней самой тоже.

В истории и нашей памяти они всегда будут рядом.

Коллеги, друзья, сотрудники, архитекторы-реставраторы Псковского института «Спецпроектреставрация», сотрудники государственного комитета Псковской области по культуре, сотрудники Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры, сотрудники Псковского музея-заповедника, члены Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, редакция газеты «Псковская губерния»

 

1 См.: Н. Бобровская. Борис Степанович // «ПГ», № 16 (36) от 19-25 апреля 2001 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.