Статья опубликована в №29 (450) от 05 августа-11 августа 2009
Колонки

О войне с Грузией

 Игорь БОРИСОВ 05 августа 2009, 00:00

«Война есть не что иное, как продолжение политики, с привлечением иных средств».
Из сочинения «О войне» (ч. 1, 1832) прусского военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица (1780—1831).

Приближается годовщина войны с Грузией, результатом которой стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Деяние весьма авантюрное с точки зрения международного права. Примеру России не последовали даже верные «друзья»: батька Лукашенко и Уго Чавес. Кто хуже в российско-грузинском конфликте? Как сказал однажды Отец Народов: «Оба хуже». Но это ещё полбеды. Вся же беда в том, что новый виток истерии и взаимных обвинений говорит о возможности дубля.

Обе стороны «Первой грузинской» ведут себя как дети: «Он первый начал!» Обе стороны приводят тому доказательства. Но меня, как потребителя платных государственных услуг «Фирмы «Российская Федерация» (формулировка, напомню, Владимира Путина), совершенно не интересуют действия властей Грузии. Пусть с ними разбираются грузинские потребители. Меня интересует то, какие действия российских властей привели к братоубийственной войне. Причём даже доказанность того, что начали войну грузины, может, на мой взгляд, свидетельствовать лишь о том, что провокация со стороны России была выполнена очень грамотно.

Я, как избиратель и налогоплательщик, не уполномочивал российскую власть даже на грамотные провокации. В войне погибли люди: осетины, грузины, россияне. Погибли мои соседи: жители военного городка в Черёхе. Им бы ещё жить и жить, праздновать «день десантника», любить, растить детей. Но их нет — власть распорядилась иначе.

Августовская война 2008 года стала неизбежным продолжением политики России, проводимой её руководством на протяжении всех постсоветских лет. За восемнадцать лет существования проблемы все спорные вопросы вокруг Абхазии и Южной Осетии могли быть решены мирным путём, путём профессиональной дипломатической работы. Решены во благо всех народов, втянутых в эти разборки. Ведь мир всегда лучше самой доброй ссоры. Такая дипломатическая работа была российской властью преступно провалена, причём провалена целенаправленно.

Что обещали нам, рядовым россиянам, те политические силы, которые в 1999 году «ушли» Ельцина и вытащили из рукава политического джокера, поставив его во главе России? Они уже тогда вещали о программе возрождения России на основе инновационных технологий, рассекреченных военных разработок, о программе возврата ушедших из страны сотен миллиардов нерублей, о создании миллионов новых рабочих мест, о росте благосостояния и процветании народа. Именно народа, а не прикормленной прокладки между народом и властно-олигархической эрзац-элитой.

За прошедшие без малого десять лет все эти вещания так и остались вещаниями. Можно только гадать, что помешало властным танцорам. На деле же всё «инновационное развитие» сводится к нефтегазовой трубе, дележу и барскому распределению углеводородных долларов, прикормке ими так называемого «среднего класса» — буфера революции. Конечно, те, кто удостоился присосаться, по своей святой простоте верят, что они эти деньги зарабатывают. Но это всего лишь бессознательная защита их психики от жестоких декомпенсаций.

Чтобы развить какие-либо технологии, производства и создать рабочие места, необходимо вложить в это деньги. Но ведь гораздо проще и приятнее деньги поделить и вывести в оффшоры, чем вкладывать их в рискованные предприятия.

Поскольку «а и б сидели на трубе», то и направление их политики диктуется направлением трубы. Поскольку «джокер» объявил всему миру, что газопровод «Nabucco» наполнять будет нечем, он теперь, по понятиям, должен ответить за базар. Как это сделать наиболее надёжно? Только одним способом: взяв под контроль не только сами нефтегазовые ресурсы прикаспийского региона, но и территорию возможного прохождения конкурентной трубы.

Как сообщают российские СМИ, президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил, что Южная Осетия потребует от Грузии возвращения Трусовского ущелья - «исконно осетинской земли, которая по непонятным причинам в советское время как-то перешла под административное управление Грузинской ССР». Что получится, если Южная Осетия пойдёт дальше слов? Получится новая война между Россией и Грузией. Кто в этом заинтересован?

Мы с вами, совершенно точно, в этом не заинтересованы, уважаемый читатель. Полагаю, что в этом не заинтересованы и те военнослужащие, которых власть снова бросит под пули. Казалось бы, кому и зачем в России нужно Трусовское ущелье? Но не так всё просто.

У России в Закавказье есть надёжный и верный союзник – Армения. Неуправляемая Грузия мешает российско-армянскому сотрудничеству. Она не разрешает провозить через свою территорию военную технику, без чего невозможно поддерживать в боевой готовности военную базу в Гюмри и создавать, как запланировано, новую базу недалеко от границ с Азербайджаном. Армения, в свою очередь, почти в открытую, претендует на Ахалкалаки и Джавахети, которые являются территорией Грузии, но достаточно густо населены армянами.

Если мечты Кокойты о Трусовском ущелье и мечты армянских «ястребов» об Ахалкалаки и Джавахети сбудутся, тогда Россия получит границу с дружественной Арменией, поскольку Эдуард Кокойты уже заявил о горячем желании подавляющего большинства жителей Южной Осетии на вхождение её в состав Российской Федерации. При развитии событий по этому сценарию контроль России над «вражеским» трубопроводом будет обеспечен.

Мы, российские потребители, такую услугу властям предержащим не заказывали. Но платить, вероятно, придётся. И не только бюджетными деньгами, но и жизнями наших друзей и близких, ибо новая война потребует и пушечного мяса. Ведь не случайно же псковская военно-транспортная авиация в июле так усердно отрабатывала взлёт и посадку в условиях горного аэродрома?

Игорь БОРИСОВ, потребитель

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.