Профсоюзы оказывают цивилизованному обществу и каждому его рядовому члену, простому обывателю-потребителю, исключительно важные услуги. Оплату этих услуг производят члены профсоюзов своими добровольными взносами, на которые в том числе и осуществляется профсоюзная деятельность. Но пользуются услугами профсоюзов все члены общества, вне зависимости от принадлежности или непринадлежности к профсоюзу.
Профсоюзы появились ещё в конце восемнадцатого века, в Великобритании, которая первой в то время вошла в промышленную революцию. Сейчас же, наверное, нет страны, в которой не было бы профессиональных союзов.
Восьмичасовой рабочий день, пятидневная рабочая неделя, минимальный уровень оплаты труда, регулярный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа, оплачиваемый отпуск по беременности и родам, пенсионное обеспечение и другие экономические блага современной цивилизации вовсе не свалились с неба. Они завоёваны более чем двумя веками борьбы наёмных трудящихся за свои права с собственниками средств производства и государством. Важнейшим инструментом этой борьбы за достойную цивилизованную жизнь как раз и стали независимые профсоюзы.
Предприниматель, «владелец заводов, газет, пароходов», заинтересован только в получении прибыли и сверхприбыли. Ему нужно, чтобы рабочие трудились подольше, а получали поменьше. Суть предпринимателя за века не изменилась. Рабочий в одиночку не может противостоять работодателю, как муравей не может противостоять слону. Но когда рабочие одной профессии объединяются в независимый профессиональный союз, они представляют уже великую силу, заставляющую любого олигарха говорить с ними на равных.
Каким образом потребитель, даже не будучи членом профсоюза, пользуется его услугами? Если вы уже где-нибудь работаете или работали, то хорошо знаете, что такое коллективный договор. Этот документ регламентирует все отношения работодателя с наёмными работниками. Заключается коллективный договор обязательно с участием профсоюза, как представителя работников. Именно юристы профсоюза, получающие зарплату из общей суммы взносов рядовых членов, следят за тем, чтобы трудовой договор соответствовал Трудовому кодексу, за тем, чтобы он исполнялся в отношении каждого работника предприятия, даже не являющегося членом профсоюза.
Как отстоять свои права, например, с помощью забастовки, и в то же время не нарушить закон? Надо нанять профессиональных юристов и правозащитников. Это рабочие делают сообща также через профсоюз.
Независимые профсоюзы, когда они действительно независимые, препятствуют установлению тоталитарного режима. Вспомним историю. Придя к власти в Германии в 1933 году, одно из первых дел, которые сделал Гитлер, — разогнал независимые Профессиональные союзы трудящихся Германии. Средства этих союзов были конфискованы. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали свои собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.
Тоталитарный режим в СССР также состоялся во многом благодаря тому, что профсоюзы при их создании сразу были сделаны инструментом партийной верхушки, но никак не инструментом объединившихся трудящихся. И нахождение в профсоюзах, чтобы никто не сомневался, прямо так и называлось – «Школа коммунизма».
Зато независимый профсоюз «Солидарность» в социалистической Польше стал детонатором краха всей тоталитарной системы социалистического лагеря.
Историческая схема фашизации политического режима хорошо изучена: открытое нарушение и отмена буржуазно-демократических прав и свобод; преследование, подавление и запрещение нелояльных режиму партий, а также независимых профсоюзов и общественных организаций; слияние государственного аппарата с олигархами, монополизация экономики; милитаризация государства; упадок роли центральных и местных представительных учреждений, укрепление вертикали власти; дискреционные [ 1 ] органы исполнительной государственной власти; сращивание продавшихся партий и ручных профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода экстремистских движений («Национальный фронт» во Франции, «Итальянское социальное движение», движение «Наши» в современной России и т. д).
Не будет преувеличением сказать, что независимых профсоюзов в нашей стране уже практически нет. Большинство профсоюзов - «полузависимые». (Меня умиляет это отечественное словотворчество: «полукриминальный», «недопонимает» etc, как бы ещё и «полубеременная»). С одной стороны эти профсоюзы «как бы» и права наёмных работников немного отстаивают, иначе никто взносы платить не стал бы. С другой стороны, лидеры этих тред-юнионов давно слились в экстатических объятиях с политико-олигархической верхушкой России, припав к соответствующей поилке-кормушке.
Любая попытка создать независимый от властной вертикали и работодателей профсоюз в современной России влечет, по сути, политическую расправу и растаптывание в зародыше. Зато движение по созданию псевдопрофсоюзов крепнет и набирает обороты: всё больше и больше случаев, когда сами руководители предприятий создают карманные «профсоюзы» и кнутом загоняют в них своих работников.
На прошедшей неделе самый авторитетный лидер России встретился с представителями профсоюзов. Нужно было видеть склонённые шеи и подобострастные улыбки наших с вами «защитников» и вальяжный вид Хозяина, слышать его покровительственный назидательный тон. Вспомнился Осип Мандельштам:
«А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет».
Что нужно Тверскому вагоностроительному заводу? Дополнительный заказ на 350 вагонов? И всего-то? «Это по стоимости сколько — 350 вагонов?» — поинтересовался Владимир Путин у руководства. Сообщили, что порядка 7 миллиардов рублей.
«Мы с руководством РАО «РЖД» поговорим на тему о том, чтобы сбалансировать их портфель заказов», — пообещал премьер-министр.
Как говорится, порешаем вопросик, а пассажиры и владельцы перевозимых грузов рассчитаются. А куда они денутся? Всё включено.
Уровень компетентности «вождей» просто поражает: «Владимир Владимирович, окончательно мы сами не можем дать ответ на этот вопрос сейчас — что такое госзаказ, — признается другой «профсоюзный лидер». — Но он нам нужен, чтобы государство вложило в нас деньги».
«Владимир Иванович, давайте я так сделаю. Давайте я поручу Министерству промышленности, они к вам подъедут. Вы расскажете о ваших возможностях. Они вникнут», — предложил премьер-министр.
Основатель советского тоталитарного государства, Владимир Ильич, вполне мог бы произнести по этому поводу свою коронную фразу: «Верной дорогой идёте, товарищи». Полагаю, что и Адольф Алоизович не стал бы ему возражать.
А нам, простым потребителям государственных, промышленных и профсоюзных услуг, нужна эта дорога?
Игорь БОРИСОВ, потребитель
1 Дискреционный — действующий по своему усмотрению, вне зависимости от законов и ранее принятых на себя обязательств.