Статья опубликована в №7 (428) от 25 февраля-03 февраля 2009
Политика

Третий великолукский фронт

Представители различных политических сил Великих Лук размежевались в споре о том, может ли вся власть в городе быть сосредоточена в одних руках
 Максим АНДРЕЕВ 25 февраля 2009, 00:00

Представители различных политических сил Великих Лук размежевались в споре о том, может ли вся власть в городе быть сосредоточена в одних руках

К началу 2009 года политические и экономические элиты Великих Лук подошли в состоянии острого конфликта: одна из групп фактически монополизировала власть в городе. Намеченные на март выборы из состава депутатов местной гордумы мэра города и последующее назначение главы администрации грозят сделать этот конфликт еще более острым – представителями доминирующей группировки оба события подавались как «безальтернативные». Однако смена губернатора Псковской области дает великолукским оппозиционерам шанс выиграть время и «переиграть» ситуацию.

Советские Луки

Николай Козловский, председатель Великолукской городской Думы.
Великие Луки, второй по величине город Псковщины, часто называемый «южной столицей» области, имеет ярко выраженную специфику. И дело не только в утерянном в 1950-х годах областном статусе Великих Лук. Алексею Мигрову, бессменно управлявшему городом с 1986 по 2004 годы, по сути, удалось «законсервировать» в Великих Луках советскую систему управления. По меткому наблюдению эксперта, «в городе остановились часы» [ 1 ]. Вплоть до середины 2000-х годов экономическая (прежде всего промышленная) элита города оставалась отстраненной от управления городом. В то же время председатель горисполкома, а затем мэр, был готов вести переговоры с любыми силами, умело лавируя между группами интересов и избегая конфронтации. Это страивало практически всех.

Тем не менее, хозяйственные итоги правления г-на Мигрова были печальны. Система ЖКХ оказалась близка к коллапсу, экономика города стагнировала. Местные элиты, между тем, стремились ускорить приход «новой эры», стремясь получить новые возможности. Кампания по выборам мэра приобретала невиданные доселе черты. Достаточно сказать, что «стартовала» она с покушения на одного из потенциальных кандидатов – Владимир Спиридонов чудом остался жив [ 2 ]. В этих условиях сохранить преемственность власти в городе не удалось. Алексей Мигров поддержал на выборах мэра ставленника региональной администрации Дмитрия Матвеева. Однако победа досталась оппоненту Алексея Мигрова и Евгения Михайлова Лидии Голубевой, являвшейся до избрания на пост мэра председателем Великолукской гордумы.

В конце того же года в Псковской области сменился губернатор. Выяснилось, что с новым главой региона, Михаилом Кузнецовым, Лидии Голубевой найти общий язык еще сложнее, чем с его предшественником Евгением Михайловым, вопреки воле которого она стала мэром. Новый глава региона попросту не воспринимал женщину на посту мэра «южной столицы». Зато нашел общий язык с ее первым замом – Александром Маркеловым, видным представителем одной из местных экономических групп, получившим ключевой пост в администрации г-жи Голубевой в обмен на поддержку в ходе выборов.

Город напополам

Став первым вице-мэром, г-н Маркелов быстро убедился, что до полного контроля над городом ему еще далеко. Лидия Голубева неожиданно для многих представителей местной элиты показала себя вполне самостоятельным руководителем города. «Я очень жалею, что люди, которые приходили сюда вместе со мной, думали, что я буду делать и подписывать то, что мне скажут. Они очень ошиблись», - заявила мэр Великих Лук [ 3 ].

Поэтому, заручившись поддержкой губернатора, г-н Маркелов начал открытую атаку на позиции мэра. Под его почти полным контролем оказалась почти вся Великолукская городская Дума. Совместными с региональными властями усилиями оппоненты Лидии Голубевой вынуждали ее досрочно сложить полномочия. А бедственное положение городского ЖКХ и жесткая межбюджетная политика областных властей делали позиции великолукской градоначальницы особенно уязвимыми. Специфика ситуации заключалась в том, что мэр, согласно Уставу города, не могла уволить своего первого заместителя без согласия депутатов городской Думы [ 4 ].

Депутаты, между тем, с подачи губернатора, как и в Пскове, внесли в Устав города изменения, отменяющие прямые выборы мэра. Александр Маркелов пояснил, что «при новом Уставе не будет острого противостояния исполнительной власти и депутатов, как это наблюдалось при бывшем руководстве и сейчас» [ 5 ].

Складывалось впечатление, что в данном случае Устав меняют под конкретного человека – самого г-на Маркелова. В случае досрочного ухода г-жи Голубевой с поста мэра он явно планировал претендовать на пост главы администрации Великих Лук. По признанию Лидии Григорьевны, в беседе с Михаилом Кузнецовым ей прямым текстом «было сказано о том, что сегодня у областной администрации есть совершенно другое представление о том, кто должен руководить городом Великие Луки» [ 6 ].

Лидия Голубева, тем не менее, выстояла в этом тяжелом конфликте. Так что летом 2005 года не она, а Александр Маркелов ушел в отставку. Наблюдатели предположили, что это может быть перегруппировкой сил перед очередной атакой на позиции мэра [ 7 ]. Но г-н Маркелов действительно сосредоточился на бизнесе, став, впрочем, в качестве «общественной нагрузки», советником губернатора. Это оставило его политической фигурой «с чётким ресурсом» за спиной.

Ставка на Думу

Лидия Голубева, мэр города Великие Луки. Фото: Игорь Соловьев
Новый публичный виток противостояния между различными политическими и экономическими группами Великих Лук пришелся на начало 2007 года и был связан с выборами депутатов городской Думы. Данная кампания представляла особую важность. Новому составу думцев после истечения срока полномочий Лидии Голубевой предстояло выбрать из своего состава нового мэра города, а затем назначить главу администрации. Для Лидии Голубевой избрание лояльной Думы означало прекращения затяжного конфликта между мэром и депутатами. Кроме того, оставался шанс на то, что парламентарии нового созыва попросту изменят Устав города, вернувшись к прямым выборам градоначальника.

Мэр Великих Лук попыталась сперва перенести дату выборов на декабрь 2007 года [ 8 ], а затем создать муниципальную избирательную комиссию [ 9 ], взяв под контроль проведение кампании. Но обе эти попытки потерпели неудачу.

Желая не допустить победы команды Александра Маркелова, Лидия Голубева нашла опору в лице группы Николая Козловского, взявшего под контроль Великолукское отделение «Единой России». Кроме того, свои интересы в ходе данной кампании преследовали еще несколько крупных акторов великолукской политики и экономики – депутаты Псковского областного Собрания Дмитрий Матвеев и Борис Каракаев, а также предприниматель Сергей Егоров, лично сторонящийся публичной политики. В итоге на 30 депутатских мандатов претендовали около 130 кандидатов.

По оценке самих великолучан, выборы марта 2007 года не имели прецедентов по степени накала страстей и масштаба применения грязных политических технологий. Все заинтересованные политические силы стояли насмерть, осознавая цену вопроса. Председатель территориальной избирательной комиссии города Великие Луки Юрий Кошелев даже заявил, что выборы в Псковскую городскую Думу на этом фоне – просто «детский лепет» [ 10 ].

Максимальное представительство в гордуме получила группа Николая Козловского: ее представителям досталась треть мандатов. Окончательные результаты выборов по некоторым ключевым округам определялись, в том числе, с помощью судебных разбирательств. Тем не менее, депутатом городского парламента стал в том числе и сам г-н Козловский. Александр Маркелов в гордуму не прошел. Зато депутатами стали как минимум пять его сторонников.

В этих условиях решающей оказалась позиция прочих участников политического процесса. «Вопрос стоял о том, кого поддержать, - Козловского или Маркелова», - пояснил «Псковской губернии» один из активных участников тех событий. В результате, представители достаточно разношерстной «третьей силы» поддержали г-на Козловского, ставшего председателем Великолукской городской Думы. Между ним и другими представителями политической элиты был достигнут определенный негласный компромисс, одним из проявлений которого, в частности, стало избрание заместителем председателя Думы Андрея Богданова, входящего в группу Сергея Егорова. В городе на короткое время установился паритет сил, при котором г-н Козловский, будучи спикером городской Думы, являлся лишь «первым среди равных».

ЗАО «Великие Луки и Ко»

Дмитрий Матвеев, депутат Псковского областного Собрания депутатов. Фото: Александр Сидоренко
По выражению одного из экспертов, город превратился в подобие закрытого акционерного общества, в котором никто из собственников не обладал «контрольным пакетом» и оттого не мог открыто диктовать свою волю другим «пайщикам». Это вынуждало к переговорам и согласованию интересов.

Однако уже достаточно скоро отношения между «акционерами» вновь начали обостряться. Серьезную роль в разрушении хрупкого равновесия сыграла смерть Александра Маркелова в феврале 2008 года. Жесткий политик, пользовавшийся явной симпатией губернатора, г-н Маркелов служил важным противовесом г-ну Козловскому в сложной системе взаимоотношений внутри великолукской элиты. С другой стороны, многие боялись А. Маркелова до такой степени, что, по выражению одного из великолукских предпринимателей, после смерти Маркелова «вздохнули с облегчением» и «поверили в то, что смогут умереть в своей постели».

Так или иначе, в результате ухода сильного игрока, по словам великолукских собеседников «Псковской губернии», условный «общественный договор», заключенный городскими политиками в марте 2007 года, оказался нарушен Николаем Козловским в одностороннем порядке. Что незамедлительно вызвало протест со стороны его недавних союзников по «антимаркеловской коалиции». «Мы хотим городскую власть, которая доступна, и которая умеет слышать. Чтобы всегда можно было прийти со своими проблемами, и нас бы поняли и попытались решить проблему, настолько это возможно. Здесь же мы четко знаем, что никакого решения не будет», - пояснил один из собеседников «Псковской губернии».

Контролируя уже две трети состава Думы, г-н Козловский может практически полностью игнорировать своих политических оппонентов. Причем зачастую это делается весьма грубо и прямолинейно. Показательным, по мнению представителей великолукской «оппозиции», является скандал, произошедший в апреле 2008 года. При рассмотрении вопроса о внесении очередных изменений в Устав города, требующего двух третей голосов, «за» высказались 19 из 29 присутствовавших народных избранников. Еще 10 проголосовали против либо воздержались. Тем не менее, счетчик сессии Николай Андросович заявил, что за изменения в Устав высказались 20 депутатов, и был поддержан председателем Думы. Протесты оппозиционной «десятки», потребовавшей провести повторное поименное голосование, услышаны не были. Устав отправили на государственную регистрацию.

Впрочем, стоит отметить, что никакого «открытия» команда Козловского здесь не совершила, лишь воспользовавшись опытом «старших коллег» из регионального парламента, где вплоть до введения процедуры электронного голосования «почетного счетчика» сессии Михаила Мурашкина неоднократно обвиняли не только в ошибках при подсчете голосов, но и в сознательных «подтасовках».

Монополия. Версия 2.0.

По словам оппонентов Николая Козловского, председатель гордумы, вопреки ожиданиям большинства политических сил города, оказался не способен договариваться и разрешать конфликты, взяв курс на монополизацию всей власти в Великих Луках.

Собственно говоря, у великолучан есть достаточно свежий пример такого рода «политической монополии» – семнадцатилетнее правление Алексея Мигрова. Но оппоненты спикера гордумы уверены, что в современной ситуации возврат к монополии уже невозможен.

Показательной является информационная закрытость великолукского спикера – по крайней мере, времени для общения с обозревателем «Псковской губернии» он так и не нашел.

Существенные нарекания вызывает и созданная г-ном Козловским система управления городом. Его противники среди депутатов городской Думы и представителей политической и экономической элиты Великих Лук считают, что Николай Николаевич продолжает слишком много времени уделять собственному бизнесу (до избрания на пост председателя Думы он являлся генеральным директором великолукского предприятия «ЗЭТО»). Между тем, как известно, ведение предпринимательской деятельности муниципальным служащим и приравненным к ним чиновникам строго запрещено.

Сергей Егоров, президент Международной ассоциации экономических партнёров. Фото: Игорь Соловьев
К тому же, между Н. Козловским и председателем Совета директоров Великолукского молочного комбината Дмитрием Матвеевым вспыхнул открытый конфликт из-за сельхозпредприятия ЗАО «Великолукское», в ходе которого обе стороны обвиняли друг друга в рейдерстве. В итоге арбитражный суд поддержал г-на Матвеева. Но отношения между политиками и бизнесменами, похоже, окончательно испорчены.

По крайней мере, в публичных интервью Дмитрий Викторович позволяет себе крайне резкие высказывания в адрес спикера гордумы: «Козловский человек слабый: по его разумению, все должны приходить на работу и говорить ему: «Ты великий, Николай Николаевич, ты – могучий»… А Матвеев не ходит к нему и не говорит этого. Матвеев его и на три буквы послать может. Отсюда и все проблемы» [ 11 ].

Многочисленные нарекания высказываются и к членам команды Козловского, занимающим ключевые посты в системе управления муниципалитетом и – что важно – наиболее привлекательными активами города. В частности, утверждается, что близкие к Козловскому лица вошли в состав учредителей большинства управляющих компаний Великих Лук, получивших доступ к весьма доходному сектору оказания жилищно-коммунальных услуг. Все управляющие компании в «добровольно-принудительном» порядке заключили договора на юридическое обслуживание с фирмой, принадлежащей депутату Игорю Павлюку, одному из ближайших сподвижников Николая Козловского. По оценке наблюдателей, взимаемая с них фиксированная (!) плата «за услуги» является замаскированной формой «дани».

Под контролем команды председателя городской Думы оказалось и предприятие по утилизации мусора: среди учредителей ООО «Спецавтохозяйство», которому без конкурса были переданы в аренду спецтехника и часть городской свалки, находятся близкие к спикеру депутаты гордумы.

Между тем, сама система городского ЖКХ Великих Лук, уже давно являющаяся слабым местом муниципалитета, по мнению экспертов, близка к краху. Нарастают противоречия между управляющими компаниями и великолукскими тепловыми сетями, энергетиками. По оценке председателя комитета по экономическому прогнозированию и социальному развитию администрации города Игоря Янковского, в 2009 году «очень велика вероятность резкого роста неплатежей со стороны населения, и как следствие, появление проблем у великолукских тепловых сетей и водоканала. А как раз к этому моменту обострится ситуация с банкротством уже новых управляющих компаний, – ведь система хозяйствования практически не поменялась и уже сегодня некоторые из них имеют миллионные долги».

Системный сбой

Оппоненты Николая Козловского рассчитывают, что смогут расставить точки над i в отношениях с ним в ходе намеченных на 2 марта 2009 года выборов мэра из состава депутатов гордумы. Ещё в конце январе этого года выдвижение на этот пост кандидатуры г-на Козловского поддержал президиум регионального политсовета «Единой России». Все попытки противников спикера гордумы, прежде всего депутата областного Собрания Дмитрия Матвеева, не допустить принятия данного решения, оказались тщетны. Руководитель регионального исполкома партии власти Дмитрий Хритоненков заявил, что «в той непростой ситуации, которая существует на сегодняшний день в городе» Николай Козловский – это «наиболее подходящая кандидатура на пост мэра» [ 12 ].

Между тем, по мнению наблюдателей, тогдашний губернатор Псковской области Михаил Кузнецов, безусловно, лично одобривший данное решение, предпочел попросту «не связываться» с Великими Луками и внутренними конфликтами городских элит, к которому он утратил интерес после кончины А. Маркелова. Одна попытка псковского губернатора вести «войну на два фронта» - с мэром Пскова Михаилом Хороненом и его великолукской коллегой Лидией Голубевой, в свое время уже провалилась и привела к значительному политическому ущербу для губернатора, так как конфликт вышел далеко за пределы Псковской области и достиг Москвы. Так что в условиях обострения отношений теперь уже с главой Пскова Яном Лузиным и депутатами Псковской гордумы, г-н Кузнецов решил отказаться от попыток оказать прямое влияние на ситуацию в «южной столице».

Тем не менее, по информации «Псковской губернии», противники г-на Козловского в Великих Луках буквально накануне смены губернатора смогли добиться от представителей администрации области предварительного согласия на «восстание» против официального кандидата партии власти в ходе выборов мэра. Представители бывшего губернатора обещали, что областные власти не станут применять репрессии, если депутаты гордумы проигнорируют рекомендации президиума регионального политсовета «ЕР».

Однако отставка Михаила Кузнецова и назначение исполняющим обязанности губернатора области Андрея Турчака смешала уже намеченные планы сторон. В регионе появилось новое главное действующее лицо, позиция которого еще не определена. В то же время, у великолукской «оппозиции» появился дополнительный люфт для маневра. В Пскове, где в ближайшее время депутатам городской Думы предстоит определиться с персоной наемного главы администрации города, г-н Турчак лично настоял на продлении сроков конкурса. Не исключено, что и в Великих Луках он может поступить так же, дав таким образом оппонентам Николая Козловского шанс на изменение ситуации в свою пользу.

* * *

Как возможный политический перелом в конфликте скажется на ситуации в городе и на положении рядовых его жителей, пока что далеко не очевидно. В условиях, когда ключевые решения принимаются исключительно представителями городских и региональных элит, причем даже не в залах заседаний, а в ходе кулуарных переговоров, мнение рядовых великолучан мало кого волнует всерьез.

Но в ситуации нарастающего экономического кризиса, грозящего открытым социальным протестом, радикальные действия властей любого уровня, тем более направленные на монополизацию власти и собственности, могут оказаться роковыми в первую очередь для широких масс населения. Политическая цена вопроса в таком случае будет безмерно высока.

Максим АНДРЕЕВ,
Агентство политической информации «НАВИГАТОР»

 

1 См.: М. Костиков, АПИ «Навигатор». Город, в котором остановились часы. // Псковская область на рубеже веков. Общество. Власть. Политика. Псков, издательство АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2002. с. 58.

2 См.: АПИ «Навигатор». Из Лук в Луки // «ПГ», № 8 (178) от 3-10 марта 2004 г.

3 См.: М. Андреев. АПИ «Навигатор». Перестрелка на Ловати // «ПГ», № 29 (248) от 27 июля - 2 августа 2005 г.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 См.: М. Андреев, АПИ «Навигатор». Бабье лето // «ПГ», № 30 (249) от 10-16 августа 2005 г.

8 См.: М. Киселев. Век срока не видать // «ПГ», № 1 (320) от 10-16 января 2007 г.

9 См.: М. Киселев. Есть только МИК между прошлым и будущим?.. // «ПГ», № 2 (321) от 17-23 января 2007 г.

10 См.: Результаты выборов в Великолукскую городскую Думу пересмотрены // ПЛН, 16 марта 2007 г.

11 См.: А. Савенко. «Моя фамилия Матвеев, и я – не «как все» // ПЛН, 18 ноября 2008 г.

12 См.: Николай Козловский сможет обеспечить развитие Великих Лук, считает Дмитрий Хритоненков // ПЛН, 28 января 2009 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.