Статья опубликована в №9 (378) от 05 марта-11 марта 2008
Мир

Борьба за власть только начинается

  05 марта 2008, 00:00

Результаты выборов кажутся вполне предсказуемыми, но те последствия, которые могут произойти в Кремле, не дадут нам скучать

"The Financial Times", Великобритания
Квентин Пил (Quentin Peel),
4 марта 2008 года

Свершилось то, что предсказывали все, и наследник Владимира Путина Дмитрий Медведев в установленном порядке был избран очередным президентом России.

Даже набранные им 70,2 процента голосов при явке в 69,6 процента были вполне предсказуемы. Оба показателя внушительны. Им можно поверить, но они как-то уж чересчур хороши, чтобы быть правдой.

Оказанная Медведеву поддержка вполне соответствует прогнозам опросов общественного мнения, хотя явка была выше обычной для таких выборов с одним явным лидером. Но в конце концов, кремлевская система «управляемой демократии» как раз и нужна для того, чтобы управлять. И никакого отношения к демократии она не имеет.

Все на этих выборах должно было говорить о стабильности и преемственности. Медведев не совсем клон Путина. Самое важное состоит в том, что он никогда не работал в КГБ и в его организации-преемнице ФСБ. Но Медведев оставит наставника при себе в качестве премьер-министра. Большинство людей считает, что Путин будет по-прежнему удерживать в руках рычаги власти, а Медведев станет как зеркало отражать его взгляды.

Однако история России говорит о том, что эти взаимоотношения могут оказаться менее контролируемыми, чем кажется. Говорят, что в Кремле может быть лишь один царь. Президенту принадлежит власть, а премьер-министр выполняет его указания. Изменение ролей без внесения изменений в конституцию может вызвать проблемы.

Так почему же Путин передал власть таким необычным способом, предназначенным для демонстрации стабильности, но в то же время, способным создать неопределенность? Тому есть два возможных объяснения: что он никому не мог доверить власть, и что он был вынужден остаться из опасений возникновения остервенелой межфракционной борьбы за эту власть.

Первое объяснение может показаться более очевидным, однако второе более правдоподобно. Некоторые внимательные обозреватели считают, что Путин хотел уйти, однако серые кардиналы Кремля, обладающие высокодоходными капиталовложениями, которые им не хочется терять, не позволили ему этого сделать. Между некоторыми наиболее влиятельными игроками на этой сцене существует давняя вражда.

С виду кажется, что Медведев и Путин не будут предпринимать серьезных шагов для нарушения сложившегося равновесия, пока это возможно. Но им придется следить за некоторыми ключевыми игроками и внимательно смотреть, куда дует ветер.

Самым важным таким игроком является Игорь Сечин. Это заместитель главы путинской администрации и лидер фракции силовиков - бывших сотрудников ФСБ и КГБ, имеющих большое влияние в самом Кремле. Он также возглавляет государственную компанию «Роснефть», захватившую активы «ЮКОСа», когда ее владельца Михаила Ходорковского посадили в тюрьму.

Сечин близок к Путину, но не к Медведеву. Если он потеряет свой пост в Кремле, его фракция будет ослаблена. Но по крайней мере, если Сечин сохранит свою должность в «Роснефти», ему не на что будет жаловаться в финансовом плане.

Следующая важная фигура, требующая пристального внимания, это Сергей Иванов. Он равен Медведеву по должности, занимая пост первого заместителя премьер-министра. Он бывший министр обороны. Его долгое время считали главным кандидатом в преемники Путина на посту президента. Как бывший человек КГБ, он мог представлять серьезную угрозу для всех враждующих фракций. Однако Иванов предпочел сохранить лояльность и промолчал, когда его обошли. Такого рода союзник нужен Медведеву – ведь он хорошо знает работу и служб безопасности, и военного ведомства.

Для сохранения относительно либеральной экономической политики крайне важным может оказаться сохранение на посту министра финансов Алексея Кудрина. Одним из показателей степени влияния либералов при новом режиме станет судьба кудринского заместителя Сергея Сторчака, который арестован по обвинению в хищении средств. Арест Сторчака многие расценили как заговор фракции Сечина против команды Кудрина.

Сохранение равновесия сил потребует сохранения всего указанного выше. Это будет говорить о том, что Путин по-прежнему задает тон. Если кого-то уберут – значит, происходит важный сдвиг во власти. Результаты выборов кажутся вполне предсказуемыми, но те последствия, которые могут произойти в Кремле, не дадут нам скучать.

Перевод: Евгений Еремин, ИноСМИ.Ru.
Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru 4 марта 2008 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.