Уилл Селф: «Мозг, как вы все знаете, удивительно пластичен, гибок»
«А не следует ли понимать вашу абсолютную убежденность в том, что вы – человек и что именно человек является самым высокоразвитым видом приматов на Земле, как своего рода сатирический троп?»
Прошлый век начался под влиянием Зигмунда Фрейда. Нынешний, похоже, все больше и больше подпадает под «очарование» эволюционной теории Чарльза Дарвина.
Человеку приятно считать себя венцом творения матери-природы. Приятно ощущать себя высшим существом обозримой, ощутимой и обоняемой части Вселенной. Приятно считать, что какими бы способностями и возможностями ни обладали прочие животные, у человека этих способностей и возможностей больше.
Каким же зато отвратительным может показаться нормальному человеку, привыкшему к ощущению собственного превосходства, тот факт, что он – существо второго порядка. И что он – не верхушка животного мира, а лишь ступень в его развитии.
До такого состояния – низшего существа – низвел человека британец Уилл Селф.
Сверстник скандально известного Ф. Бегбедера, в прошлом журналист глянцевых изданий, газетный репортер и персонаж светских хроник, ныне Селф представляет миру свои загадочные литературные опусы.
Писателю Уиллу Селфу нравится показывать мир не таким, каким его видят все. Он предпочитает извращенные миры, логично продуманные, правдоподобные и очень похожие на человеческий. Селф превзошел коллегу по цеху, Бегбедера, он показал результат той мутации сознания, которую француз только обозначил.
Одно из произведений британца носит название «Обезьяны». Но речь в нем не идет о жизни ближайших сородичей человека. Речь идет о человеке – ближайшем сородиче обезьяны.
Уилл Селф конструирует мир, в котором все идентично человеческому. Разница только в том, что верхняя ступень эволюции в этом мире принадлежит обезьянам.
Шимпанзечество в своем развитии достигло тех же успехов, что и человечество. Шимпанзе – хозяева своего мира; они, так же как и люди, заселили всю планету, добились тех же успехов в развитии науки и техники. Их философия развивалась так же, как и человеческая. Между миром людей и миром шимпанзе лишь одно отличие. Если в первом шимпанзе – «младшие братья» человечества, то во втором человек – лишь близкий сородич высокоразвитых обезьян.
Главный герой Уилла Селфа, известный художник Саймон Дайкс, проснувшись однажды утром, обнаружил в своей постели не давно знакомую девушку, а абсолютно неизвестную обезьяну. Буквально через несколько минут оказалось, что в мире не осталось людей. Их место заняли обезьяны. Но хуже всего оказалось то, что Дайкс совершенно необъяснимым образом сам превратился в лохматое подобие человека.
Спятившую обезьяну отправили туда, куда бы ее отправили в человеческом мире – в отделение для душевнобольных.
Кошмар Дайкса никак не желает заканчиваться. Вскоре выясняется, что Саймон не только принял облик обезьяны, но принимает и ее повадки. Он понимает то, что говорят обезьяны, может с ними общаться, ему удобно в их комнатах и постелях.
За дело берется именитый натурфилософ, гуру от шимпанзеческой психиатрии – доктор Буснер. Он берет бедного заблудшего шимпанзе Саймона Дайкса под свою опеку.
Постепенно волосатые чудовища перестают быть врагами. Саймон убеждается в том, что его необычное человеколюбие есть не что иное, как психоз, вызванный непонятными ему причинами.
Вместе с доктором Саймон начинает заново постигать чуждый, но родной для него мир. Он никак не может понять иной телесности обезьян. Для Дайкса-человека слишком непривычны и неприличны постоянные телесные контакты, беспорядочные спаривания и мордобой, призванный поддерживать порядок.
Дайкс-шимпанзе постепенно включается в мир иной чувственности и иных понятий о приличном.
Он встречается с шимпанзе, которые представлялись ему людьми, когда он сам был человеком. Встречается со своей бывшей женой, ныне именуемой первой экс-самкой и своими детьми.
Доктор Буснер даже ведет пациента в зоопарк, чтобы показать настоящих людей – животных с планеты обезьян.
Постепенно Саймон Дайкс теряет уверенность в том, что когда-то он был человеком. Обезьяний мир становится для него родным и знакомым. Человечество перестает восприниматься как венец эволюции. Человек для Дайкса окончательно превращается в тупое животное.
Тут, казалось бы и быть банальному хеппи-энду. Дайкс мог бы, к примеру, проснуться, отсмотрев сон о том, как он был обезьяной. Или еще каким-либо волшебным образом вернуться в человеческое обличье и вздохнуть с облегчением. Но Дайкс с облегчением понимает, что родился, вырос и умрет, будучи шимпанзе, а приступ человеколюбия – всего лишь игра больного разума, вызванная воздействием разных препаратов на живое воображение художника.
Уилл Селф очень зло пошутил над людьми и человеческим обществом, превратив обезьян в сатирическое подобие человека. Автор вывернул наизнанку сознание человека, показав каким странным может быть то, что общепринято. Достаточно лишь посмотреть на это общепринятое глазами, привычными к другому миру и другим отношениям между особями одного вида.
Татьяна МОРЕВА.
Селф, Уилл. Обезьяны. Перевод с английского И. Свердлова. М.: издательство «Иностранка», 2005.