Статья опубликована в №27 (346) от 11 июля-17 июля 2007
Культура

Кушать подано!

Егор Кончаловский подал публике качественно законсервированный продукт о жестокой реальности вперемешку с реальной жестокостью
 Даниил ЯКОВЛЕВ 11 июля 2007, 00:00

Егор Кончаловский подал публике качественно законсервированный продукт о жестокой реальности вперемешку с реальной жестокостью

«Консервы»,
режиссер Егор Кончаловский.

Как страшно жить! Жестокая реальность подкарауливает буквально за каждым углом. Реальной жестокости в этой жизни можно ожидать от интеллигентного репортера, от алчного генерала, от коррумпированных агентов ФСБ, от заключенных с золотодобывающих приисков чего-то «душевного» и вовсе ждать не приходится, сразу «завалят, если что не так».

Известному военному журналисту Игорю Давыдову (Марат Башаров) попадает в руки диск с информацией о том, что высшие чины власти готовят операцию по продаже атомной установки в одну из восточных стран. С помощью этой установки экстремисты смогут создать ядерную бомбу. Генерал (Александр Галибин) – друг журналиста, подставляет пытливого товарища. В результате этой «подставы» Давыдову предстоит отбывать срок на «дальнем» Севере. Теперь прииск «Душевный» на много лет должен стать его новым домом.

На «зоне» он знакомится с бывшим военным по прозвищу «Соленый» (Алексей Серебряков), которого все тот же генерал шантажом заставил убить одного очень важного свидетеля. Игорь и «Соленый» понимают, что срежиссированные генералом преступления – звенья одной цепи, которая ведет в Москву, к той самой операции по продаже атомной установки. Находясь на Дальнем Востоке, «Соленый» и журналист Давыдов вряд ли могут помочь себе. Освободятся они в лучшем случае через лет пять за примерное поведение и такой же труд, в худшем – Игоря доведет до смерти начальник лагеря – золотозубый и золопогонный майор (Сергей Векслер).

На их счастье, несколько «воров» под руководством авторитетного Фомы (Сергей Шакуров) готовят побег. «Соленый» втирается к ним в доверие и вызывается помогать при условии, что и Давыдова они возьмут с собой. Давыдов еще не знает, что среди осужденных есть такое понятие, как «консервы». Так называют человека, которого беглецы берут с собой, чтобы съесть его в дороге. Может быть, это такая «зековская» шутка, а, может, и нет.

Жанр фильма определен создателями как приключенческая черная комедия. Приключенческая линия активно развивается с самого начала фильма в лучших традициях жанра, а в чем же там черный юмор, смогут понять только самые усидчивые зрители. Впрочем, мучаться им практически не придется. Фильм, несмотря на всяческие несуразности, присущие приключенческим боевикам, увлекает калейдоскопом событий, которые в весьма динамичном ритме утанцовывают глаза смотрящего в эти «Консервы».

Можно не обращать внимания на некоторые операторские решения фильма Антонова, поднадоевшие еще в «Побеге» и «Антикиллерах». Несмотря на то, что Егор Кончаловский решил повториться и снять фильм на ту же, что и предыдущий, «Побег», тему: «без вины виноватый». Впрочем, не хочется винить режиссера, ведь еще со времен «Записок из мертвого дома» Достоевского и продолжая «Архипелагом ГУЛАГ» Солженицына, тема лагерного быта и жизни интеллигента в нечеловеческих условиях будет интересовать творческих людей России. Не надо принимать близко к сердцу, некоторую бредовость происходящего, вызванную либо действием галлюциногенных грибов, принятых главным героем по реалиям сценария, либо недостатками монтажа, который в очередной раз потом преподнесет нам сюрприз в виде четырехчасового телевизионного фильма, где уж все поймут, из чего там были сделаны эти «Консервы».

Все сценарные провисы и монтажно-операторские недоделки с лихвой искупаются мужественными персонажами Алексея Серебрякова, больше похожего в этом фильме на любимца режиссера Гошу Куценко, Сергея Шакурова, окончательно вжившегося в образ авторитетного «вора в законе», и Сергея Векслера, который в «Консервах» на редкость харизматичен и любит только «правильные ответы».

Игорь Давыдов в исполнении Марата Башарова откровенно затерялся на фоне мастерски сыгранных героев Серебрякова, Шакурова и Векслера. При этом зрителей, избалованных комфортом цивилизации, наверняка подкупит жестокая романтика прииска «Душевный». Стоит также отметить классное перевоплощение Александра Галибина из образа положительного героя, созданного в фильмах «Романовы. Венценосная семья» и недавней телевизионной постановки «Мастера и Маргариты», в жестокого и расчетливого генерала, мастерски разыгрывающего свою хитроумную комбинацию.

Егор Кончаловский хотел снять жесткий, порой жестокий экшн, он его и снял. Идею о том, что «любопытной Варваре на базаре нос оторвали», создатели активно не навязывают зрителям, за что им конечно, спасибо. В итоге на выходе с киноконвейера мы получаем качественно законсервированный продукт о жестокой реальности вперемешку с реальной жестокостью. Другой вопрос: «Любите ли вы настолько «законсервированные» продукты»? Но, как известно о вкусах лучше не спорить, а то еще, как пресловутой Варваре, «нос оторвут».

Даниил ЯКОВЛЕВ.

Смотрите на лицензионном видео.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.