Правда банальна, но от этого ее насущность никуда не уходит
"Апокалипсис" (Apocalypto)
режиссер Мел Гибсон (Mel Gibson)
Мэл Гибсон пришел на прослушивание своего первого значимого фильма «Безумный Макс» в 1979 году вместе с другом – просто чтобы поддержать его. По его словам, чуть раньше он успел подраться в ночном баре, и его голова была похожа на «черно-синюю тыкву». Ему предложили прийти недели через три пробоваться на роль одного из главных негодяев («нам нужны уроды!», - заявили ему). Но через три недели синяки у него зажили, так что ему удалось пройти пробу уже на роль Макса.
Сейчас, спустя 28 лет, это уже трудно представить, но если бы не то обстоятельство, миру бы не явился режиссерский гений Гибсона. Причем парадоксально, что Мел Гибсон всю свою сознательную актерскую жизнь снимался зачастую в развлекательных фильмах, а режиссирует, напротив, фильмы, которые дают пищу для размышлений. Так было со скандальными «Страстями Христовыми» (The Passion of the Christ), так получилось и с «Апокалипсисом».
Сам Гибсон говорил перед началом съемок: «Я хотел сделать фильм, в котором события развивались бы с головокружительной скоростью». Описание нехитрого быта одной из деревушек майя сменяется внезапным нападением на нее другого более могучего племени, которое превращается в кровавую бойню, в ходе, которой главного героя фильма – Лапу Ягуара (Руди Янгблад, Rudy Youngblood) берут в плен и разлучают со своей беременной женой и малолетним сыном. Оставшихся в живых мужчин готовят к обряду жертвоприношения. Уцелевший, благодарю внезапному солнечному затмению, главный герой, возвращается на помощь возлюбленной через богатый на неожиданности тропический лес, убегая от идущих по следу преследователей.
Некоторые сцены фильма хочется пересматривать по несколько раз, насколько они притягательны в визуальном плане. Это роднит «Апокалипсис» с другой знаменитой исторической драмой Гибсона «Отважное сердце» (Braveheart). Чтобы создать стремительный стиль «Апокалипсиса», в котором камера на огромной скорости скользит по тропическому лесу, Гибсон привлек к съемкам картины оператора Дина Семлера (Dean Semler), обладателя премии «Оскар» за фильм «Танцы с волками» (Dances with Wolves). «Мне нужен был человек, способный претворить в жизнь мои идеи, и в то же время привнести в фильм что-то свое», - поясняет режиссер. В сцене побоища в деревне, побега Лапы Ягуара из плена, в эпизоде боя с пантерой видно, что Гибсон не прогадал с приглашением Семлера.
Создатели фильма очень ответственно подошли к воссозданию жизни племени майя. В картине снимаются исключительно представители коренного населения Северной и Южной Америки. Если герои фильма общаются, то говорят они не на английском, а на юкатекском диалекте языка майя. Гримеры постарались передать некоторые специфические деформации тела и лица, которые символизировали у майя определенный статус. Все актеры должны были носить специальные ушные украшения: кости или камни вставлялись в удлиненные мочки ушей. Поскольку уши актеров, разумеется, никто растягивать не собирался, пришлось прибегнуть к специальным силиконовым накладкам. Еще одной распространенной среди майя практикой была деформация черепа. Спустя несколько месяцев после рождения ребенка ему зажимали голову дощечками, из-за которых лоб сплющивался, придавая черепу характерную форму. Чтобы сымитировать этот эффект, многим актерам подбрили головы, сделав лоб более высоким, и надели дополнительные накладки из волос.
Мел Гибсон не был бы Мелом Гибсоном, если бы создал просто визуально завораживающее кино. «Апокалипсис» появился на свет во многом благодаря «Страстям Христовым». Гибсон почувствовал, что зрители истосковались по фильмам, которые не только развлекают и держат в напряжении, но и несут в себе нечто большее. «Мне кажется, люди хотят видеть большие истории, которые затрагивают их и эмоционально, и духовно», - говорит режиссер.
Цивилизация майя, по мнению Гибсона, - это развитые дети. Как учит народная мудрость, устами младенца глаголет истина. И эту истину режиссер закладывает в уста бесхитростных майя. Правда банальна, но от этого ее насущность никуда не уходит. Чтобы победить врагов, нужно прежде побороть внутри себя страх о том, что любовь в супружестве – это не пустой звук, а внимание и доброта к детям – это осознанная необходимость.
Фильм неспроста называется «Апокалипсис». Все трагические события, произошедшие с героями, ничто по сравнению с тем, что их ожидает, когда на землю майя придут испанские конкистадоры. С их приходом великая цивилизация майя, существовавшая на протяжении более тысячи лет, построившая величественные города и могучие пирамиды, создавшая высокоразвитое общество и достигшая выдающихся результатов в науке и культуре, рухнет в одночасье, оставив после себя множество до сих пор не разгаданных тайн.
«История Лапы Ягуара о том, что даже в культуре смерти содержится проблеск жизни, - говорит о своем фильме Гибсон. - Каждый конец – это новое начало». Фильм Гибсона дарит зрителям надежду на лучшее, несмотря на название. Мел Гибсон этим и симпатичен как режиссер, несмотря на то, что его карьера в кинобизнесе началась с разбитого в баре лица.
Даниил ЯКОВЛЕВ.
Смотрите на лицензионном видео.