или Ложь во спасение?
Наши государственные деятели часто любят повторять бесспорный, по их мнению, тезис, что политика, дескать, - грязное дело. Позволю себе не согласиться с этим утверждением, которое лишь служит оправданием циникам и лжецам.
Звучит, быть может, чересчур резко, однако как назвать человека, который днем клянется в любви и верности избирателю, а вечером, греясь с дружками и подружками в сауне, смеется над «быдлом»? Который всячески поносит Запад, а сам ездит на шикарной иномарке и хвастает импортными костюмами и часами, на которые обычному гражданину нужно работать полжизни? Как назвать политика, который утром называет себя демократом, днем именуется патриотом, обзывая при этом демократов сволочами, а вечером он (однозначно!) главный оппозиционер? И этот самый «оппозиционер» получает орден из рук Президента…
Помню, в конце 1980-х группа писателей–патриотов (есть такая профессия!), основным занятием которых было клеймение позором американских империалистов, побывала в США. Все бы ничего, только вот возвращались «инженеры человеческих душ» с загнивающего Запада совсем не налегке, а с немалым багажом. Отлично помню телесюжет из столичного аэропорта, где они, бедолаги, толкали тележки, доверху наполненные различными коробками. Это было при тотальном советском дефиците! Писатели–патриоты и по сей день продолжают проклинать коварный Запад, материальными достижениями которого пользуются в полной мере.
В 1990–е годы наши аграрии, санитарные и прочие службы с гневом обрушились на американские куриные окорочка, которые, кстати, благодаря невысокой цене, до сих пор являются одним из основных продуктов питания для многих россиян. Так вот, ежели верить нашим бдительным опекунам, то те, кто употреблял в пищу негодную заморскую птицу, давно бы уже скончались в страшных муках. Американцы пригласили тогда российскую делегацию, дабы та проконтролировала производство окорочков. Съездили. Ознакомились. Ничего крамольного не нашли. А когда американцы деликатно намекнули, что, дескать, неплохо бы и им побывать на российских птицефабриках, чтобы позаимствовать, так сказать, передовой опыт, то наши в один голос возопили: «Не надо! Ведь не вы у нас покупаете курятину, а мы у вас…»
Нам врали всегда. В застойные времена – о скором построении коммунизма, о Продовольственной программе, которая позволит накормить страну, о гениальных произведениях новоявленного писателя – нашего «дорогого Леонида Ильича», о многом–многом другом.
По давней традиции нам продолжают лгать и теперь. Едва успел выплеснуться в СМИ дичайший случай с рядовым А. Сычевым, как едва ли не тут же появилась другая информация. Получается, что вроде никто его и не калечил, просто у солдата были больные ноги, и, посидев часок на корточках, он схватил гангрену…
Пожалуй, только самый наивный поверил лжи о ставших вдруг некачественными грузинских и молдавских винах и грузинских же минеральных водах. Эту ложь поручили озвучить главному санитарному врачу страны. Ну не потрафили нам бывшие братские республики, так найдите ж вы тогда какое–нибудь более–менее правдоподобное действие и объяснение! Так нагло лгать можно только будучи глубоко уверенными в том, что народ – быдло, и все «скушает».
А послушайте наших политиков. Много ли вы найдете таких, которые четко, коротко, а – главное – честно ответят на заданный вопрос? Болтовня, демагогия, лавирование…
Во внутренней и внешней политике власти нередко руководствуются не законом, логикой, а некими понятиями. Некоторое время назад произошел инцидент, когда наш частный, по–моему, траулер производил незаконный лов рыбы у берегов Норвегии. Поначалу СМИ, а вместе с ними и мы по–детски радовались: ай да молодец наш капитан – и судно увел от погони, и «языков» прихватил! Позже выяснилось, что его надо судить…
Самой серьезной, на мой взгляд, ошибкой власти было то, что тогда, в конце 1980–х – начале 1990-х, народу честно не было сказано: «Ребята, к нашему общему великому сожалению, 70–летний эксперимент провалился, коммунизм – это миф, красивый, но миф. Будем строить капитализм, при котором живет подавляющее большинство стран и народов. Ресурсов у нас хватит. Поменьше политики, побольше дела. Только придется подтянуть пояса и немного потерпеть. И тогда заживем как люди…». И «ребята», возможно, поняли бы: подтянули бы, потерпели бы… Но вместо страшного слова «капитализм» наши лидеры тактично употребляли термины «перестройка», «реформы», под причитания депутатов-коммунистов продолжали плодить халяву. Назовите еще государство, где столько «заслуженных», «народных», «почетных», «героев труда»? Да при таком боевом отряде наша страна давно уже должна была бы превратиться в цветущий оазис!
И посейчас, полагаю, большинство россиян не скажет, при каком строе мы живем, куда идем? Не потому ли у многих сограждан слово «демократия» ассоциируется со вседозволенностью и вызывает аллергию? Хотя в тех же «вражеских» США, «логове демократии и либерализма», сенатора, недоплатившего несколько десятков долларов налога, пресса смешает с грязью и поставит крест на его карьере, а государственного чиновника, принявшего скромный подарок от просителя, выведут из кабинета в наручниках. Демократия – это когда закон ДЛЯ ВСЕХ одинаков. У нас же бывший высокопоставленный чиновник, генерал, прилюдно делит с бывшей супругой завод и еще кое–какое имущество на юге страны, и – тишина.
Много веков назад Эзоп сказал: лжецу не верят даже тогда, когда он говорит правду. Наши правители забыли эту истину. Они не откровенны с народом, народ не откровенен с ними.
Бывает святая ложь. Это когда, например, лежащему с инфарктом отцу не спешат говорить о гибели любимого ребенка. В нашем же случае ложь нельзя назвать ложью во спасение. Она опасна, она ведет к гибели…
Михаил МОГИЛЕВКИН,
член Союза журналистов с 1983 года, г. Невель Псковской области.