Обыкновенное безумие обыкновенных людей называется жизнью
«Хроники обыкновенного безумия» (Pribehy obycejneho silenstvi),
режиссер Петр Зеленка (Petr Zelenka).
Порой кажется, что жизнь не удалась. С девушкой расстался, на работе проблемы, к тому же милая сердцу чашка с утра выскользнула из рук и разбилась, попутно облив чаем любимый пиджак. Это только в идеальном мире подруга звонит на следующий день и извиняется, на работе внезапно повышают зарплату, а пиджак идеально очищается разрекламированным по телевидению пятновыводителем.
Общество, в котором живет главный герой фильма «Хроники обыкновенного безумия» Петр Ханек (Иван Троян, Ivan Trojan) не дарит подобных иллюзий. В свои тридцать лет Петр ничем так и не прославился. Семью не завел. Он снимает маленькую квартиру и, как говорится, даже дерево не посадил. К тому же Петр весьма и весьма странный представитель рода человеческого.
Его девушка Яна (Сюзана Сулаева, Zuzana Sulajova) устала от причуд и странностей Петра и ушла от него к более «земному» парню. Работа тоже его не радует. Петр работает грузчиком на аэропортовском складе, по вечерам выпивает и ничего в своей жизни менять, в принципе, не собирается.
Но, побыв один, Петр все-таки решил вернуть Яну, потому что в тридцать лет одному быть неприемлемо. К тому же новые соседи Петра – люди, в общем, тоже слегка странные. Они не могут заниматься любовью, когда на них никто не смотрит, поэтому Петру приходится периодически наблюдать за этой картиной, причем ему еще и платят деньги за подобные услуги. И чужая страсть вдохновляет его на новые чувства к бывшей возлюбленной.
Но поначалу Яна не желает устраивать ренессанс их любовным отношениям. Нельзя, конечно, сказать, что Петру вообще ничего не светит в направлении экс-подруги. Яне нравится Петр. Нравятся все его странности. Она называет это нестандартностью. Только Петр может доехать на автопогрузчике от аэропорта до ее дома. Только у него вечером матрац может начать шевелиться. Только у него такие странные соседи, не говоря уже о родителях.
Кстати, родители. Когда смотришь на них, становится понятно, в кого Петр такой чудной. Папа Петра в советские времена работал диктором на радио. А теперь ничем не занимается, с утра до вечера сидит на диване и смотрит, как в бутылке свежеоткрытого пива надувается воздушный пивной пузырь. Мама Петра считает, что у папы начался старческий маразм, поэтому все время пытается проверить, пугается ли папа, если гавкнуть ему над ухом.
В общем, Петр совершает довольно странные поступки. Его соседи, родственники и коллеги по работе совершают еще более странные поступки. Бывшая подруга Яна озабочена нравственной дилеммой: остаться ей с простым, надежным, но скучным парнем либо же вернуться к странному, ненадежному, но зато такому нестандартному Петру.
Чешский режиссер Петр Зеленка на основе собственной популярной пьесы снял трагикомедию о любви и сумасшествиях, ею вызванных.
Фильм получился не типичным, и на фоне романтических комедий Голливуда выглядит своего рода дуновением бриза среди летней духоты. «Хроники обыкновенного безумия» - фильм универсальный, типажи и ситуации узнаваемы. Недаром главный приз гильдии кинокритиков XXVII Московского международного кинофестиваля получил именно этот фильм.
Повороты сюжета не дают скучать. Конечно, фильм не лишен некой специфичности, которой порой бывают наделены восточноевропейские фильмы. Автор с ностальгией вспоминает почему-то о «прекраснодалеких» коммунистических временах, о генеральном секретаре КПЧР товарище Густаве Гусаке и том, как передовики кожевенного производства перевыполнили план на 23%. Впрочем, ностальгическая нотка не проходит красной нитью через фильм, так что особо переживать за здравый смысл перспективного чешского режиссера не приходится.
Отлично прописаны главные герои. Чудной Петр, его любвеобильная подруга Яна. Папа Петра – на старости лет влюбившийся в молодую скульпторшу. Мама Петра, выискивающая старческий маразм у мужа и сама постепенно сходящая с ума.
«Хроники обыкновенного безумия» - фильм иногда странный, временами несколько простоватый, иногда комичный, порой трагичный, но послевкусие оставляет приятное, а это один из признаков хорошего фильма. Да и концовка также далека от голливудских канонов, что радует. В общем, картину можно посмотреть, особенно если вы устали от продукции родом «из-за океана». Не то чтобы это был шедевр европейской киноиндустрии, но, по крайней мере, представитель весьма и весьма достойный.
Из таких вот «хроник обыкновенного безумия» зачастую и складывается наша каждодневная жизнь. Герои особо не стремятся сделать мир лучше и уж тем более не хотят превратить его в идеальную модель. Но в удалом веселье и жизненном юморе даже на грани безумия им не откажешь, а это уже очень дорого стоит в наше рациональное время.
Даниил ЯКОВЛЕВ.
Смотрите на лицензионном видео.