Статья опубликована в №42 (311) от 01 ноября-07 ноября 2006
Культура

Люди тянутся за красивым

А проект застройки площади Героев-десантников в Пскове – это красиво, убеждены его авторы и заказчики
 Елена ШИРЯЕВА 01 ноября 2006, 00:00

А проект застройки площади Героев-десантников в Пскове – это красиво, убеждены его авторы и заказчики

24 октября в Пскове состоялось еще одно общественное обсуждение проекта застройки площади Героев-десантников [ 1 ]. В офисе ЗАО «Реставрационная мастерская» (заказчика строительства) собралась другая общественность с другим мнением о возможности возведения вблизи Покровского комплекса административно-жилого здания ступенчатой этажности (от 7 до 9 этажей, то есть от 21 до 30 метров высотой).

Фото: ЗАО «Реставрационная мастерская»
Не знаю, получили ли все участники выездного заседания местного отделения Союза архитекторов РФ (о котором «ПГ» рассказала в статье «Башня, небо, облака») приглашение к дискуссии. Не исключаю, что нет (сама узнала случайно и не от организаторов – видимо, не смогли связаться).

Хочется сразу отметить – туда стоило попасть. Потому что мнения, высказанные в ходе этого, скажем так, профессионального общения очень редко звучат даже в самой официальной печати. А уж для «Псковской губернии» опубликовать кое-какие мысли людей, на которых, по их же признанию, долгие годы держалась и до сих пор держится вся псковская реставрация – это… Ну, полный эксклюзив.

Мы даже рискнем этим «эксклюзивом» предварить тему, вновь поднятую на обсуждении. Напомним, что речь идет о том, можно ли строить «за спиной» Покровской башни дом такой этажности, не «погасит» ли он башню и не разрушит ли его силуэт речную панораму Пскова.

Хотя, на мой скромный взгляд, после того, как генеральный директор «Реставрационной мастерской» Евгений Макаров поделился с участниками дискуссии тем, что он думает об археологии, об историческом и современном лице Пскова и путях развития города, дискуссию можно было бы и свернуть.

«От археологов монолитной плитой всё запрятать - это идеальное решение»

Вот, например, Евгений Макаров об археологии: «Есть в каких-то случаях элемент спекуляции. Может, я ошибаюсь, но эта полемика, даже по археологии – вот, говорят, без археологии нигде нельзя... А я считаю, что это решение – от наших археологов монолитной плитой всё запрятать - это идеальное решение для города Пскова (здесь и далее выделено мной – Е. Ш.). Потому что наши дети, внуки, правнуки лучше распорядятся нашими памятниками археологии. Что мы делаем? Раскапываем, разбрасываем все и засыпаем землей. Это же не мировая практика!

В мире, если где-то делается «археология», там обязательно музеефицируется это место. Вы посмотрите – Рождественская батарея в Кремле. Вот был когда-то холм, были эти три храма в земле. В земле памятники могут вечно стоять и не разрушаться. Но их же когда-то взяли, раскопали, получили удовольствие от этого и все забросили. А памятник разрушается. Если бы археологи его не копали, а в начале какую-то концепцию сделали, проект, а потом раскопали и сразу бы восстановили – вот это я понимаю, был бы патриотически правильный подход. А сейчас же ни один археолог про эти храмы Рождественской батареи не вспоминает, и вы чего-то не пишите ничего».

Вот Евгений Макаров об историческом лице и путях развития этого лица: «В Псков надо вдохнуть жизнь. Мы хотим видеть Псков каким-то там маленьким, убогим, с крапивой, с кустами. Мне не понятна была ситуация, когда в прессе было написано: то, что построили братья Ткаченко – обезображивает город Псков. Я считаю, что Ткаченко памятник надо в Пскове поставить.

Вы же понимаете, люди тянутся за красивым, когда люди видят красивое, у них блеск в глазах появляется. Дети тоже видят это красивое – у них какие-то стимулы, интересы появляются. А мы как-то считаем, что все в Пскове должно быть маленькое, убогое. Я с этим не согласен, тем более есть опыт той же Эстонии, где памятники находятся в безупречном состоянии, где эстонцы сами зарабатывают деньги (никакая Москва им денег не дает), и если на пользу Эстонии поставить там какие-то высотные здания, гостиницы, то... Конечно, никому не придет в голову в сердце старого Таллинна поставить 9-этажное здание, но за исторической частью – почему не поставить?

Так же и здесь я считаю. Это именно как бы въездные ворота в Псков. Мы же не гнались за копейками, чтобы сделать какое-то 9-этажное убожество. Построить монолитное здание со всеми архитектурными деталями – это дорогого стоит, поверьте».

«Мы сами реставраторы»

Казалось бы, о чем дальше? Вернее, дальше-то куда? А дальше – собственно к обсуждению проекта «за Покровкой». Обсуждению, которого на самом деле не было. А была прямая защита проекта Эдуарда Кима (на него, правда, в предлагаемых условиях никто не нападал) и полный разнос, учиненный участниками собрания Владимиру Шуляковскому – инициатору общественной дискуссии по проблеме застройки площади, а ко всем своим недостаткам еще и автору альтернативного проекта застройки.

Архитектору Шуляковскому высказали многое: и то, что предложенному им проекту застройки площади было отказано в осуществлении (тем самым прозрачно намекали, что радетель за псковский памятник небескорыстен да еще и обижен), и то, что на фотографии он исказил высоту будущего здания, «ввел в заблуждение» общественность, «поднял шум», «фальсифицировал» («скорее всего, ненамеренно» – пугались вдруг «перехода за рамки» участники осуждения – это не опечатка), и т. д.

Интересно при этом, что, еще только настраивая журналистов на общение, Евгений Макаров заметил, что к диалогу приглашены «абсолютно нейтральные люди, которых мы попросили прийти и высказать свое мнение». Тем более, что это люди, которые всю жизнь посвятили псковским памятникам. Сам Евгений Михайлович в реставрации отработал уже 17 лет, а, например, еще одна участница разговора, Маргарита Викторовна Балбукова, еще больше – 27. Пригласили и почетного гражданина Пскова, бывшего директора «Псковреконструкции» Анатолия Васильева, «которого никакими судьбами нельзя заставить изменить свое истинное мнение» (цитата из Макарова).

Участвовали в обсуждении архитекторы, которым проект нравился (и среди них не только автор проекта, но и, например, бывший главный архитектор области Владимир Бессонов), а также начальник отдела по охране памятников областного комитета по культуре Людмила Солдатенко, депутат Псковской гордумы Сергей Калинин, другие «заинтересованные лица».

«И если у кого-то есть мнение, что мы какие-то меркантильные интересы соблюдаем, вот захотели именно какой-то мастодонт здесь всадить, чтобы какую-то копейку лишнюю получить – отнюдь. Мы сами реставраторы», - подчеркивал гендиректор «Реставрационной мастерской», не уставая приводить в пример собравшимся то тот же Таллинн, то страны юго-восточной Азии («с многовековой, даже не сравнимой с Россией историей – там 600-700 метров здания строят, и они сочетаются с древней архитектурой»), то Эйфелеву башню или прозрачную пирамиду у Лувра в Париже.

«Неплохо бы было, если бы и третий вариант был»

Среди местных тяжеловесов-градостроителей главное слово в защиту проекта Кима, действительно, было сказано Анатолием Васильевым. При чем вольно или невольно, но Анатолий Тимофеевич сказал одну важную вещь. Или, может, хотя бы подумал о ней – о конкурсе архитектурных проектов. «Я говорю, как человек, имеющий опыт градостроительства в Пскове – с 1970-го года мне приходится этим заниматься. Решение оформления этой площади давно назрело. И если бы были какие-то альтернативы, более лучшие – можно было бы рассматривать. Но проект Шуляковского, конечно, проигрывает этому. Неплохо бы было, если бы и третий вариант был. Но этот проект выигрывает безусловно», - заметил Анатолий Тимофеевич.

Тут в какой-то момент показалось, что еще все возможно. Может, действительно это еще только спор двух проектов? И еще можно объявить конкурс, рассмотреть третий, четвертый, десятый проект?..

Да кто же его объявит? Сам памятник? Ведь уже есть ОДНО предложение застройщика, которое одобрено: никаких законов «Реставрационная мастерская» не нарушает, прошел градостроительный совет, на котором большинство было за, уже прошли согласование в НПЦ – все принято, санэпиднадзор и тот ничего не усмотрел (во всяком случае, свет здание никому застить не будет), жителям близлежащих домов взамен временных неудобств, связанных со стройкой, обещают уверенное энерго- и теплоснабжение, плюс благоустройство.

«Вы меня извините, не отовсюду виден Кремль»

А насчет Покровки… Ну не загораживает же ее напрочь будущая архитектурная многоступенчатость, правильно? А если откуда и загородит или фон вдруг не тот будет, так «для просмотра» башни предлагаются точки, где она вполне еще смотрится в панораме, остается только научиться правильно это место определять и устанавливать туда туристов. Понимаете, граждане, жизнь идет, город развивается и хорошеет – таким вот образом. Надо что-то делать с площадью, надо облагораживать ворота в город, надо что-то оставить после себя и заслонить этим чем-то то, что уже оставили нам до нас (жуткие «хрущобы», которым при рождении прочили судьбу чуть не временного жилья).

«Когда-то Псковский Кремль был виден отовсюду. Но жизнь-то в городе продолжается. И сейчас, вы меня извините, не отовсюду виден Кремль. И никому не приходит в голову застроить Псков одноэтажными зданиями, лишь бы в угоду, чтобы Кремль был виден отовсюду», – сделал еще одно важное замечание г-н Макаров.

Архитектор Шуляковский выслушивал обвинения, отвечал, задавал какие-то совершенно наивные вопросы из разряда: «Неужели вам все равно?», вспоминал героическую оборону от Стефана Батория, снова вынимал планы, фотографии, просил принести свой макет, который не сразу, но все же принесли. Очень простой проект. Не шикарный или, как говорят в детском саду, «не красочный» – в отличие от того, который намерены воплощать. Но при этом – простите, «борозды не портит». И я, например, не знаю, убогость ли это – о которой говорил г-н Макаров, или подобающая месту скромность.

Но инвестор – бог, и сам об этом знает.

Но, может быть, все же осталось у народа последнее слово – это «так называемое» общественное мнение? И его покажет развитие событий, предполагаемые слушания по вопросу, обещанный «Реставрационной мастерской» показ проектов и макетов горожанам.

На обсуждении много говорили о будущих поколениях, потомках, детях, внуках и т. д., которые будут умнее, лучше, богаче нас. Которые, если что, все за нами изучат, «приберут», исправят, а, может, (чем время не шутит) – и гордиться будут нами. Они нас, в конце концов, возможно, поймут и, наверно, рассудят. Те самые будущие поколения. Но на самом деле они могут многое сказать о наших порывах навсегда «поцарапать земную кору» несколько раньше, чем мы предполагаем. При нашей жизни, например.

Елена ШИРЯЕВА.

От редакции. «Псковская губерния» выражает надежду, что общественное обсуждение застройки площади Героев-десантников все же состоится и готова предоставить свои страницы его участникам.

 

1 О первом обсуждении см.: Е. Ширяева. Башня, небо, облака. // «ПГ», № 40 (309) от 18-24 октября 2006 г.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.