Статья опубликована в №10 (279) от 15 марта-21 марта 2006
Культура

Чужие – они тоже свои

Сергей Лукьяненко: «Мир один, а поделить не можем»
 Татьяна Морева 15 марта 2006, 00:00

Сергей Лукьяненко: «Мир один, а поделить не можем»

«Бывают дни, когда все не ладится.»

В отечественной фантастике не так уж много известных имен. И фантазии у писателей вроде бы хватает, и читателей более чем достаточно, а хорошей фантастики почему-то мало.

Иногда, бывает, пишет человек, неплохо пишет, но никому не интересен, кроме узкого круга любителей. А потом найдется такой же малоизвестный режиссер и снимет фильм по малоизвестному роману малоизвестного автора. Фильм признают удачным, и награда найдет героя.

Сергея Лукьяненко не называли «фантастом № 1 России» до появления на экранах фильма «Ночной дозор», снятого по мотивам одноименного романа. Мало кто знает, что Лукьяненко принадлежит огромное количество фантастических произведений разного характера: романов, повестей и рассказов, помимо четырех душных «Дозоров».

Последняя книга Сергея Лукьяненко - «Черновик» - пока еще не получила массы восторженных (или не очень, кому как понравится) отзывов, хотя вполне могла бы. «Черновик» проще, понятнее и много больше похож на литературу, нежели все «Дозоры» вместе взятые. Здесь нет нудных сумеречных мудрствований о Добре и Зле, нет потуг на эпохальность и нет массы аморфных, бесцветных персонажей. Есть только люди, попавшие в очень необычные обстоятельства и вынужденные выпутываться из сложившейся ситуации.

В некотором пространстве и времени (московском, в общем-то) жил своей спокойной жизнью Кирилл Максимов. И волнений у него было немного – девушка бросит, к примеру, или голова после вчерашнего болит. В чем-то ему везло, в чем-то не очень, работа неплохая, друзья, понимающие родители.

Однако настал для него абсолютно черный день. Началось все с того, что вернувшись домой, он обнаружил в своей квартире неизвестную девушку. Девушка утверждала, что живет здесь уже три года. Потом его забывают соседи и малознакомые люди, а на работе вообще не знают, кто он такой.

Дальше – хуже: у бедолаги Кирилла рассыпается в прах паспорт и он становится нигде не живущим никем. Лучший друг Котя не может уже через полчаса вспомнить его. Разве что оставив самому себе записку о странных вещах, происходящих с Кириллом. Даже родители не подозревают, что у них есть сын. Выглядит все так, как будто Кирилла стирают из памяти людей этого мира и методично уничтожают все следы его существования.

В попытках найти объяснение происходящему Кирилл даже берет консультацию у писателя-фантаста и потребляет алкоголь в неразумных количествах, руководствуясь известным мнением, что без поллитра все равно ничего понять невозможно.

Через два дня такой неопределенной жизни Кириллу позвонил незнакомец и предложил прийти по указанному им адресу. Кирилл, понимая, что играть придется по чужим правилам, согласился и отправился на другой конец города, где обнаружил старую водонапорную башню с пятью дверями. В башне он и заночевал.

А на следующий день одна из дверей открылась в другой мир. Оказалось, что Кирилл принадлежит к узкой группе людей – «функционалов», способных открывать двери между мирами. И теперь он обязан пропускать всех заинтересованных лиц за определенную плату в нужный им мир, через двери своей башни-«функции».

Один из таких заинтересованных (политик и большой патриот), просит Кирилла открыть дверь в мир под названием Аркан, мир будущего Земли. Политику очень хочется посмотреть, как живет Россия в будущем и уберечь ее от совершения разных ошибок в настоящем.

Попав в Аркан, Кирилл понимает, что на самом деле Аркан – мир прошлого. Известная же Кириллу современность и все прочие миры – всего лишь испытательный полигон для Аркана, существующие для того, чтобы служить наглядным пособием развития разных типов цивилизаций. Или учиться на чужих ошибках.

Дальше события развиваются очень стремительно. Кирилл узнает, что существует группа сопротивления «функционалам» и влюбляется в одну из них. Девушку, к несчастью, приговаривают к смерти, и Кирилл присоединяется к движению сопротивления (и так-то обидно было чувствовать себя чьим-то подопытным кроликом…)

Лихой поворот сюжета приводит к тому, что башня Кирилла рушится. После обрушения своей «функции» он должен бы стать обычным человеком, но почему-то этого не происходит. Кирилла хочет уничтожить его лучший друг Котя, который тоже оказывается очень непростым парнем в среде «функционалов».

Противостояние заканчивается в пользу взбунтовавшегося главного героя, и он отправляется дальше искать правду. У Лукьяненко нет окончания «Черновика», может быть, в надежде на продолжение. А может, чтобы было интереснее, чтобы каждый мог поставить в романе свою точку.

В чем-то «Черновик» напоминает произведения братьев Стругацких. Возможно, что это легкое, но заметное сходство вызвано тем, что, как и Стругацкие, Лукьяненко не стремится найти какого-то сверхчеловека и сделать его своим героем. Действующие лица романа – обычные люди, обладающие скрытыми, не слишком обычными способностями. Они такие, каким может стать каждый – при определенном, фантастическом стечении обстоятельств.

Татьяна МОРЕВА.

Лукьяненко С. В. Черновик. М.: издательство АСТ, 2006.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.