Статья опубликована в №9 (278) от 08 марта-14 марта 2006
Культура

Самоубийственная психиатрия

Майкл Роботэм: «Это слишком изощренная форма садизма»
 Татьяна Морева 08 марта 2006, 00:00

Майкл Роботэм: «Это слишком изощренная форма садизма»

«На самом деле люди не чувствуют, что за ними наблюдают, если не ожидают этого наперед».

В любой стране есть свои герои и свои бестселлеры. Приживаются на чужой почве они по-разному. То, что ново и хорошо для литературы одной страны, не всегда будет ново и хорошо для другой.

Особенно интересно получается, когда возьмешь какую-нибудь новую книгу почитать, а потом оказывается, что где-то что-то подобное уже читал. Иногда это подобное оказывается уж слишком подобным. Так и хочется спросить, кто у кого списал и, каким образом ему это удалось совершить, находясь в другом полушарии Земли. Наверное, во всем виновато коллективное бессознательное…

Дебютный роман Майкла Роботэма «Подозреваемый», завоевал в англоязычной литературе славу «лучшего интеллектуального триллера 2004 года» и, естественно, получил статус бестселлера. С этими характеристиками роман и появился на полках российских книжных магазинов.

Надо признать, что произведение само по себе получилось достаточно увлекательным и динамичным. Портит его то, что парой лет раньше вышел в свет роман Майкла Фишера под названием «Психиатр», удостоенный тех же отзывов, что и «Подозреваемый». Возможно, Роботэм слишком занятой человек для того, чтобы интересоваться новинками зарубежной литературы. Или детективы не слишком любит (хотя сам и написал). Но как-то уж больно похожими получились эти два произведения.

И сюжеты вроде разные, и место действия, и время, и герои… Но прочитав один роман, никак нельзя уже согласиться с оригинальностью второго.

Главный герой Роботэма – преуспевающий психиатр Джозеф О’Лафлин, прекрасный специалист по различным фобиям. У него есть жена и дочь, маленький, но очень уютный домик, любимая работа. Портит ему жизнь, только начинающаяся болезнь Паркинсона, о которой он не хочет сообщать ни родным, ни друзьям. Помимо работы в клинике О’Лафлин занимается социальной работой – проводит собрания для проституток, пытаясь научить их защищаться от разных опасностей, подстерегающих во время работы.

На одном из таких собраний О’Лафлин знакомится с инспектором полиции Руизом, который просит психиатра дать ему консультацию по поводу убитой девушки, предположительно проститутки. Позже выясняется, что девушка когда-то была пациенткой О’Лафлина, в бытность того еще стажером. Хуже того, оказывается, что она была влюблена в психиатра и пыталась обвинить его в домогательстве, чем попортила тому много крови.

О’Лафлин зла на нее не держал, тем более что после проведенного расследования и признания его невиновным, на карьере это происшествие не отразилось. Но откуда же это могло быть известно инспектору Руизу, который знал только то, что обвинение имело место быть и то, что у психиатра нет алиби в ночь убийства? Конечно же, невиновный О’Лафлин (читатель-то знает, где психиатр провел ночь) становиться главным подозреваемым.

Психиатр, чувствуя, что кто-то хочет подставить его, сам начинает искать убийцу. Под подозрение попадают его лучший друг, у которого он когда-то увел девушку, и один из пациентов.

После долгих и трудных поисков виновного (побег от полиции, нарушение нескольких законов и многое другое…) О’Лафлин понял, что виновен его пациент, Бобби Моран.

Моран оказался тщательно замаскировавшимся маньяком-убийцей. Моран мстил психиатру. Мстил за то, что его отец совершил самоубийство, так как был признан педофилом и разлучен со своими детьми. За то, что его мать умирает от рака. За то, что в детстве Бобби оставили без семьи.

Теперь Бобби Моран вместе со своим сводным братом мстят всем, кого считают повинными в своих бедах, забирая самое дорогое, что у них есть, убивая их родных и близких. Для О’Лафлина, как человека, чья подпись когда-то оказалась решающей, у Морана готовы целых два хитроумных плана по разлучению с семьей. Даже если психиатра не посадят за убийство, мщения ему не избежать – Бобби готов взорвать его дом.

Таким образом, психиатра спасает только вовремя отказавшая ему законопослушность, а вовсе не доблестные официальные стражи правопорядка (интеллектуальные способности которых, в англоязычной литературе, видимо, не слишком изменились со времен Артура Конан Дойля).

Джозеф О’Лафлин может считать себя отныне счастливейшим из людей, и неважно, что его болезнь прогрессирует. Зато ему удалось сохранить свою семью.

Майклу Роботэму удалось создать в чем-то выдающийся, и, без всякого сомнения, занимательный детективный триллер. Пусть даже и не очень оригинальный.

Татьяна МОРЕВА.

Роботэм М. Подзреваемый: Пер. с англ. Н. Громовой. – СПб.: Азбука-классика, 2006.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.