(архитектурное сафари в отдельно взятом историческом городе)
3 февраля 2006 года в стенах управления строительства и архитектуры г. Пскова состоялось заседание градостроительного совета, на котором обсуждался эскиз к проекту ведомственной гостиницы на 12 мест в черте стен Окольного города в «строке» с сохранившимся краснокирпичным домом по ул. Герцена, 13. Заказчик объекта – ЗАО «Псковпищепром». Авторы проекта – Б.Д. и Д. Б. Пославские. Мнения при обсуждении были неоднозначны. Одна из позиций представлена нижеследующим текстом, поступившим в редакцию по инициативе автора.
Кто в прошлое выстрелит из пистолета,
Будущее в того выстрелит из пушки!
Гамзат из Цаадаса
Чем провинился перед нами Богоспасаемый град Псков? За какие такие грехи мы его насилуем и насыщаем немыслимыми псевдо-губернскими постройками? Как интересно будут атрибутировать наши творения просвещённые потомки? Губернский стиль рубежа постсоветского периода и зачатков дикого капитализма? Забавно, не правда ли?
Фото: Светлана Прокопьева. |
С какой стати в Гремячьем комплексе, в непосредственной близости с памятниками культовой и фортификационной архитектуры ХV–ХVI вв., встаёт гостиница по образу и подобию усадебного дома Х1Х века? Должен заметить: внешне архитектура довольно эклектична и детали стилистически не увязаны между собой. Как гласит расхожая фраза: «Не можешь декорировать – не декорируй!» Совет: пригласи грамотного архитектурного визажиста-стилиста из числа продвинутых реставраторов. Он тебе поможет: и «ОТРИХТУЕТ», и доведёт до стилевой целостности, и «НАИГРАЕТ» гармонию. А что, не замахнуться ли нам на классиков наших? Неужто переплюнем «неоклассик» - Гагаринский усадебный дом в Холомках академика Ивана Фомина? Я думаю, нам и «сталинский»-то «ампир» не освоить! «Знашь, академиев мы не кончали, языков не знам!»
Вспоминается в связи с этим поучительная история, произошедшая «на нашей же почве, на N…ской». В 1950-е годы опытному архитектору Эльзе Павловне Штольцер было поручено заняться восстановлением разрушенного войной Собора Иоанна Предтечи ХII века. Она, немало сумняшась, прилепила знаменитому шедевру «чужую голову» - главу с «пережимом» (ХVIII века!!!) от Пароменской церкви. Проект заслали куратору, специалисту по домонгольскому периоду, архитектору Петру Максимову в Москву. Он сделал замечания и отправил проект на доработку. Его возмутил такой огульный подход, и он разразился пушкинскими словами, вложенными в уста Сальери, что его коробит «когда маляр досужий малюет лик Мадонны Рафаэля». Этот проект к нему поступал трижды, но так и не был согласован. В конце концов, Максимов плюнул и сам выполнил проект вплоть до рабочих чертежей. Так что теперешним удачным образом собора-воина в шлемовидных главах и закомарах мы обязаны таланту зодчего, а не «маляра».
Я категорически против автоматического, стандартного подхода НПЦ. Если историческая зона, диагноз - «ТОЛЬКО ГУБЕРНСКИЙ СТИЛЬ». Любопытный вопрос: а почему не барокко, готика, ампир, не модерн, чёрт возьми!
Что за зверя мы выпустили в виде пресловутого ГУБЕРНСКОГО города? Практика показала чреватость такой методы. Те дома, что были выстроены в послевоенное время для «городских голов» (Антюфеева и компании) всех приезжих вводят в заблуждение. Их обычно датируют как особняки ХIХ века! А дома-то - чудо-стилизация (сиречь СТЕРИЛИЗАЦИЯ, то бишь КАСТРАЦИЯ) второй половины ХIХ века.
ВО, КАК! – «Архитектристы, Сталин дал приказ!..
Архитектеты, страна надеется на вас…»
Оно-то понятно: «сталинский ампир» - тоже стиль.
Но в наше- то время! КОГДА СВОБОДА НАМ ДАНА!
Зачем же мы сами загоняем себя в прокрустово ложе НЕУМЕСТНОГО КАМУФЛЯЖА?
По-моему, архитектура должна быть правдива, современна, функциональна и вписана в предложенное место (но не методом поддельной стилизации, а ландшафтной привязки). Кстати, на днях видел по ТВ сюжет о тотально обвальной подделке классической живописи в Китае. Так там «спецы» в этом деле умудряются слепить десять Ван Гогов за день.
Из подслушанного: «А то, понимаш, гостиница, а лучшие-то нумера смотрят на однообразную стену, хоть и крепостную. А гаражи, понимаш, глядят на речку. А храм-от Божий и вооще не у дел. Может архитект-то наш безбожник, аль вооще басурман? Пора его возглашать в лидеры ГУБЕРНСКОГОРОДСКОГО движения и даже может в ГУБ. АКАДЕМИКА возвесть!»
По мне так вроде и не с руки «пестовать» коллегу и предлагать ему то «огонь», то «полымя». Не проще ли действительно объявить конкурс на идею застройки этого уникального места? Пусть будет три, пять участников процесса. Зато не просадим в очередной раз «МЕСТО СВЯТО»!!!
Сколько ещё, господа, будем ходить на поводу у СЛЕПЫХ ПОВОДЫРЕЙ?
Что ж еще пожелать коллеге. Не главное - «поиметь» (словечко из доклада коллеги Б. Д. П.) заказчика и исправно доить его. Главное - «окунуться в это дело с головой» (тоже от Б. Д. П.) и попасть своим творением в контекст сложившейся окружающей исторической среды. Вот тогда архитектор вправе «застолбить» себе уголок по чести и по совести.
Пусть коллега Пославский не обижается на вышеизложенное. Я пытаюсь с открытым забралом высказать СВОЁ мнение по этому вопросу. И мне обидно, что грамотный архитектор идёт на поводу у дам из НПЦ, критически не осмысливая ситуацию или свято верит в их шаткие и абсолютно НИЧЕМ не обоснованные позиции.
Сергей МИХАЙЛОВ,
архитектор.
г. Псков.
Публикуется в авторской редакции.
От редакции. «Псковская губерния» готова предоставить всем заинтересованным лицам возможность для дискуссии на страницах газеты.