Летопись.
Глава 3-я. Часть 1
Андрей МАЗУРКЕВИЧ,
старший научый сотрудник,
Государственный Эрмитаж
Уже в глубокой древности обширные пространства лесной полосы России были заселены людьми.
С тех далеких времен сохранилось немало археологических памятников: остатки поселений и сезонных стойбищ, могильники и так называемые «случайные находки» - предметы, утерянные владельцами в древности и найденные археологами в современную эпоху. Надо отметить, что наши знания о жизни и быте древнего населения лесной полосы России страдают известной односторонностью - до нас в большинстве случаев дошли лишь предметы из камня, кремня, обломки глиняных сосудов, металлические предметы, а изделия из органических материалов, как правило, не сохранились.
Однако имеется ряд памятников, в культурных слоях которых (в торфе или обводненных озерных отложениях) уцелели изделия из рога, кости, дерева, кожи, лыка. Этому способствовало то, что на протяжении всего каменного века частые изменения климата влекли за собой колебания уровней озер и рек, и в ряде случаев остатки поселений оказались погребенными на дне озер и рек или под озерно-болотными отложениями современных торфяников. В условиях постоянной влажности предметы из органических материалов прекрасно сохранились до наших дней. В результате комплексных исследований стоянок каменного века установлено, что лесные племена длительное время существовали за счет охоты, рыболовства, сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов. Такой тип хозяйства, называемый «присваивающим», ставит человека в очень жесткую зависимость от природных условий. Люди могут жить лишь в районах, особо благоприятных для охоты, рыбной ловли и собирательства, а их в то время было не так уж и много. Поэтому в древности население современной лесной полосы распространялось очень неравномерно: наряду со слабозаселенными областями или вообще не имевшими постоянного населения существовали густозаселенные места.
Несколько таких районов было открыто в результате работ Северо-Западной археологической экспедиции Государственного Эрмитажа на юге Псковской и севере Смоленской областей. Начало этим открытиям было положено в 1962 году доктром исторических наук А.М.Микляевым. За многие годы работы экспедиции под его началом было открыто и исследовано более сотни памятников, относящихся к разным периодам и эпохам древней истории. Для него не существовало исторического сюжета, который исключался бы из критического анализа или обсуждения по причине видимой абсолютной изученности. Душевная мягкость и ранимость сочетались с принципиальной твердостью, а независимость духа ученого гармонично проявлялась в свободе творческой мысли. Эти качества позволили ему сделать ряд удивительных и блестящих открытий в области первобытной археологии и средневековой истории, к осознанию значения которых мы подходим лишь сейчас.
Большую помощь экспедиции всегда оказывали краеведы, любители родной истории. Среди них руководители районов, совхозов или колхозов, заведующие отделов культуры или директора школ и учителя, да и просто местные жители, бескорыстно любящие свой край. Без их участия и помощи экспедиция вряд ли смогла бы успешно работать в этих краях вот уже почти сорок лет. Здесь нельзя не вспомнить теплыми словами благодарности удивительного человека А.Т. Смирнова, всю жизнь отдавшего делу создания краеведческого музея в Усвятах. Я хотел бы поблагодарить наших давних друзей за помощь, поддержку в трудные минуты и за открытые для нас двери их домов.
Основная концентрация памятников каменного века отмечена в районе Усвятского озера, а также в озере Сенница (Невельский район), на Жижицком озере (Куньинский район) и в долине речки Сертейки, что протекает с юга на север по территории Велижского района Смоленской области и является левым притоком реки Западная Двина. Здесь по живописным берегам озерных долин, в недрах торфяников и на дне озер открыты комплексы памятников, охватывающих историю этого края с эпохи финального палеолита (12 тыс. лет тому назад) до времени сложения Древнерусского государства.
Правда, в этом регионе есть и другие интересные комплексы памятников, которые дополняют древнюю историю края. В 1989 году в Велижском краеведческом музее Ирина Юрьевна Иванова, тогдашний его директор, показала мне находки бивней и зубов мамонта, которые сопровождались интересными и весьма архаичными кремневыми предметами. Вместе со школьниками-находчиками, которые передали их в музей, мы осмотрели место на берегу реки Западная Двина. На речном гравийном пляже, выше Ястребских порогов, мы нашли еще несколько древних орудий, которые относились к эпохе раннего палеолита - 140-70 тыс. лет назад . В позднем плейстоцене (последней эпохе ледников) происходила неоднократная смена потеплений и похолоданий. В конце среднего плейстоцена - в микулинское межледниковье - территория Северо-Запада Русской равнины представляла собой озерный край, покрытый березово-сосновыми, а в конце периода - еловыми лесами. Именно в это время на берегах озер современных Смоленской и, быть может, Псковской областей появляется архаичный человек. Об этом свидетельствуют находки каменных орудий и их заготовок ашело-мустьерского времени, сделанных в местах, где Западная Двина прорезает четвертичные отложения и упирается в скальные массивы, которые в древности служили берегами водоемов микулинского времени, а ныне это Ястребские и Климовские пороги в русле реки Западная Двина. Наступившее 70 тыс. лет назад похолодание привело к образованию на территории Северо-Запада Русской равнины ледникового покрова.
Вновь условия для благоприятного обитания человека на Северо-Западе Русской равнины создались только после окончательного отступления с этой территории ледника (16-15 тыс. лет назад), сопровождавшегося восстановлением растительного покрова и расконсервацией ванн будущих послеледниковых озер. Для этого времени характерны разреженные массивы сосновых или березовых лесов при господстве травянистого покрова. Остатки древних поселений и стоянок расположены на песчаных дюнах возле береговых образований позднеледниковых водоемов. Все кремневые орудия просто лежат на поверхности распаханных песчаных полей, но площади распространения находок поражают размерами. Так, находки каменных орудий у д.Лукашенки протянулись почти на 4 км вдоль реки Усвячи. Материалы, собранные у деревень: Иванцов Бор, Лукашенки, Сертея, относятся к археологическим культурам охотников на северного оленя: аренсбургской и свидерской.
Начало голоцена (послеледникового периода) - это время наступления новой исторической эпохи : эпохи мезолита - X-VII/VI тысячелетий до н.э. На протяжении этой эпохи происходила кардинальная перестройка всех элементов природной среды, вызванная частыми климатическими изменениями. Общее потепление климата, приведшее к исчезновению ледника, вызвало смену растительного покрова: на месте степей стали развиваться лесные массивы. Изменение растительности отразилось и на животном мире. На рубеже плейстоцена - голоцена (около X тысячелетия до н.э.) исчезло не менее десяти представителей комплекса мамонтовой фауны. Значительно сократили свои ареалы широко распространённые в плейстоцене лошадь, бизон, тур, благородный олень. Одновременно увеличились популяции лося, утиных, тетеревиных, рыб и морского зверя. В это время человек освоил все без исключения природные зоны Европы. Хозяйство этой поры характеризуется безраздельным господством присваивающего уклада - оно основывалось преимущественно на эксплуатации природных ресурсов речных долин и озерных котловин. На юге Псковщины в это время обитали племена, наследующие в своей материальной культуре традиции эпипалеолитических культур, в первую очередь - свидерской. Подводные исследования стоянки Дубокрай VI, расположенной на дне озера Сенница, преподнесли ученым сюрприз. Собранная археологами-подводниками нашей экспедиции коллекция костяных и кремневых орудий позволила говорить о появлении в среднем мезолите нового населения из Восточной Прибалтики - носителей культуры кунда.
Продолжение следует.
На фото: А.М. Микляев и А.Т. Смирнов. Усвяты. 1965 г.
Наконечники стрел. Поздний палеолит, мезолит.