Вместо годовщины революции режим В. Путина решил праздновать победу над заморенными голодом солдатами
"Lietuvos Rytas", Литва
Даля Гудавичюте,
31 октября 2005 года
4-го ноября жители России не будут работать. Государство впервые будет отмечать новый праздник – день освобождения Москвы от польской интервенции в ХVII веке, или День народного единства.
С. Иванов. «Смутное время». |
Некоторые обозреватели в России случившиеся этим летом в Москве нападения на работников посольства Польши связывают именно с этим днем. Во многих старых городах России гиды поясняют туристам, как славно в прошлом русские сражались с поляками.
Российские историки – в замешательстве
Российские историки удивляются, почему законодатели поставили их в такое неловкое положение.
Как, не соврав, пояснить своим гражданам, что произошло 4 ноября 1612 года и почему после этого русские воевали еще шесть лет?
И не только с интервентами, но и друг с другом. Как чужое войско оказалось в Кремле? Об этом в учебниках истории почти ничего не написано.
Представляя этот новый праздник, упоминают, что сразу же после этого началось царствование династии Романовых, правивших Россией более трехсот лет. Но новый царь Михаил Романов был избран только в феврале 1613 года.
К узакониванию этого праздника особенно приложила рука Русская православная церковь. Утверждается, что накануне того дня епископ Архангельский увидел фигуру, пророчествовавшую, что Кремль скоро будет освобожден.
Ранее этот день упоминался как праздник иконы Казанской Божьей матери.
Так что же на самом деле произошло в 1612-м?
Драматические события в Москве
По мнению литовских историков, события почти четырехвековой давности, поднимаемые на уровень государственного празднования, напрямую связаны и с Литвой.
В ХVII веке Литва и Польша были одним государством, в которое объединились Польское Королевство и Великое Княжество Литовское, однако русские называли его Польшей.
В интервенции участвовали не только поляки, их было меньшинство. Прежде всего, это были литовцы и другие жители Великого Княжества Литовского. Его этнический состав был очень пестрым.
Литовские и польские воины, обосновавшиеся в Кремле и терзаемые ужасным голодом, не сдавались более полутора лет. По свидетельству исторических источников, после подписания перемирия в начале ноября 1612 года из Кремля вышли отряды, пробовавшие человечину.
Игры с русским национализмом
Директор Института истории Альвидас Никжянтайтис новый праздник России назвал играми с русским национализмом.
По словам историка, это мероприятие в смысле формирования исторической и политической культуры является не тактичным.
В западной культуре избегают манипулировать обществом, сталкивая народы.
По мнению А. Никжянтайтиса, взошедшие во время такого празднования воспоминания об участии литовцев в событиях начала XVII века могли бы иметь очевидный антилитовский характер. Однако в настоящий момент в историческом сознании русских эти события связываются с Польшей.
По утверждениям историка Альфредаса Бумблаускаса, эти исторические факты могут быть использованы непосредственно против Литвы, поскольку те, кого русские называют поляками, на самом деле были литовцами: «Мы сами говорим, что это была последняя экспансия литовцев на Восток».
«Здесь как в отношении 9-го мая - дня победы во Второй Мировой войне. Можно использовать праздник против немцев, а можно и не использовать», - сказал историк Гинтаутас Слесорюнас.
Специалист по геральдике Эдмундас Римша считает, что в нынешней политике может быть использовано все - также и этот день.
Он остолбенел, услышав во время одной из русских телепередач, что при упоминании Куликовской битвы некоторыми комментаторами событие было представлено как сражение с литовцами.
Выделен после Аустерлица
Открытие новых российских праздников историк Дарюс Сталюнас настроен связывать со стремлениями власти усиливать народно-государственную тождественность граждан.
Событие 1612-го года для русских в народном сознании было выделено еще в 1806-1807 годах.
Тогда было создано не одно творение, посвященное этому событию, задуман памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, которые руководили восстанием против утвердившихся в Москве литовцев и поляков.
После победы Наполеона под Аустерлицем в русском обществе усилились антифранцузские настроения. А французы, в понимании русских, всегда были тесно связаны с поляками.
Популяризация этого события тогда была связана с необходимостью консолидировать коллективную тождественность русских, усилить антифранцузские и антипольские настроения. С того времени во многих российских городах стоят памятники, посвященные победе над литовцами и поляками.
Плоды великой разрухи
Не только в России, но и в Литве этот исторический период очень мало известен.
По утверждению исследовательницы Великого Княжества Литовского Юрате Кяупене, в советское время было почти невозможно изучать этот период.
На людей, упоминавших, что битва у Москвы проходила с участием войска, руководимого Великим гетманом Литовским, смотрели, как на сумасшедшего.
Утвердившиеся в Кремле литовские и польские воины - это следствие длившегося много лет конфликта. В России он еще называется Разруха, или Смута.
На стыке XVI-XVII веков в находящемся рядом с Москвой Угличем появилась весть, что убитый сын царя Ивана Грозного Димитрий (кстати, правнук Витаутаса Великого) - жив.
В конце XVI века все еще обнаруживались якобы убитые или украденные дети какого-нибудь правителя. Так было в Англии, Франции, Португалии. Поэтому на Димитрия сначала тоже смотрели скептически.
Потом в Польше объявилось сразу два Димитрия Самозванца. Оба раза организовывались походы на Москву, и оба раза литовцы и поляки занимали Кремль.
Первый Димитрий Самозванец был коронован как царь России. Это - одна из самых больших загадок истории, поскольку его останки были сожжены, а пеплом выстрелили из пушки. Внешне он был очень похож на погибшего царевича, даже одна рука была короче другой.
Кроме того, он был образован, хорошо воспитан и у него якобы был подаренный ему царем крест.
Второй Димитрий Самозванец точно был притворщик. Им воспользовался король Зигмантас Ваза, стремящийся посадить на российский трон своего сына Владислава.
Обречены на голод в Кремле
В 1610 году войска Польши и Литвы еще раз заняли Москву и утвердились в Кремле и Китайгороде - обнесенном каменной стеной торговом квартале.
Вскоре в Москве вспыхнуло руководимое К. Мининым и Д. Пожарским восстание. Отряды поляков и литовцев были окружены и их начали морить голодом. Летом 1612 года их положение стало критическим.
На помощь окруженным поспешил великий гетман Великого Княжества Литовского Йонас Каролис Ходкявичюс, но прорваться через московские предместья он не смог. Битва с руководимым Д. Пожарским войском длилась трое суток.
4-го ноября жители Москвы попробовали атаковать Кремль, но безуспешно. На следующий день закрывшиеся в Кремле литовские и польские отряды, получив обещание, что им позволят уйти, сдались.
Однако мирное соглашение было нарушено. Большинство воинов были убиты, другие попали в заточение в Нижнем Новгороде.
Жалоба невольников королю
Невольники из Нижнего Новгорода пытались писать своему королю и, прося помощи, описали властям ужасный голод, заставивший их стать людоедами.
Свое выживание воины сравнили с самыми известными в мире осадами крепостей во времена Александра Македонского или Древнего Рима, и сомневались, есть ли еще в истории примеры, когда столь голодающие солдаты не сдавались бы.
«Было трудно воевать с врагом, труднее сражаться с голодом, еще труднее победить природу, прибегнув к необычным блюдам», - от имени всех солдат писал знаменосец Мозыря Юозапас Будзила.
Он живописал, как сначала солдаты съели котов, собак, крыс и шелуху, затем - воняющую падаль, седельные ремни, тетиву из жил, пергамент, воск, траву. Когда началась зима, начали питаться растертой древесиной и измельченным сеном.
«Позднее несколько десятков пленных были похоронены «в желудках голодающих». Когда они закончились, бросали жребий. Потом уже глотки так жадно глотали человечину, что господин слуге, слуга для господина, солдат для солдата стали опасными.
Людей, не стесняясь, забивали, резали на куски, жарили, варили, готовили на вертеле, ни один кусочек тела не пропадал, исчезла даже природная любовь - и отец своих детей, и дети отцов убивали ради еды. Чем больший - тем лучший», - писали пленники в послании.
Гордиться нечем
Историк Кястутис Каталинас московские походы начала XVII века назвал авантюрной экспедицией, которая ничего хорошего для литовского и польского государств не принесли, а только навредили их престижу.
Мощь государств была ослаблена, потеряно немало знатных людей, которые были профессиональными воинами, потрачено много денег.
«В России обращается внимание на один факт, что в 1612 году русские победили. Но на самом деле они заперли несколько сотен человек, вынудили их голодать до полного истощения и даже не сумели с ними повести себя благородно, как полагается со знатными пленниками.
Большая часть пленных была убита, другие попали в неволю. И это они теперь называют народной гордостью!» - так прокомментировал события почти четырех вековой давности и их отголоски в нынешней политике историк.
Опубликовано на сайте ИноСМИ.ru.