Статья опубликована в №40 (259) от 19 октября-25 октября 2005
Культура

Милая свалка

Красота и польза с самого Дна
 Юрий СТРЕКАЛОВСКИЙ 19 октября 2005, 00:00

Красота и польза с самого Дна

В выставочном зале областного центра народного творчества (что на улице Некрасова, д. 10) до начала ноября будет открыта выставка «Традиции и современность. Изделия мастеров Дновского района».

Фото: Александр Тимофеев.
Честно говоря, название экспозиции не то чтобы поражает оригинальностью и новизной. Однако причиной тому – совсем не недостаток воображения устроителей. Тут – тот самый случай, когда безыскусное и даже, казалось бы, шаблонное имя абсолютно точно и адекватно отражает суть.

Можно сказать, единство времени, места и действия сиречь содержания, как в классическом театре.

Место. Областной Центр народного творчества и объединяет и координирует усилия районных Домов ремесел – учреждений культуры, призванных изучать, собирать, хранить и развивать ремесленные традиции «на местах». Время от времени устраиваются выставки, отражающие ситуацию и достижения в том или ином регионе – и вот подошёл черёд района, центром которого является городок с прелестным именем Дно.

Содержание. То, что представлено на экспозиции – отражение состояния народных ремесел и рукоделия в отдельно взятом куске русской провинции. Потому – «традиции и современность». Так сказать, в живой взаимосвязи и диалектическом противостоянии.

Время. Сегодняшнее. Настоящее длящееся. Та самая действительность, в которой мы все барахтаемся. На выставке – то, что дошло из прошлого от традиции и то, чем представлено современное народное искусство. Что есть: чем богаты, тем и рады.

Экспозиция небольшая – всего несколько десятков предметов в двух залах. Качественный и стилевой разброс – громадны: от старинных, начала века вязанных кружевных шалей и платков до современной вышивки крестом по узорам, взятым из продающихся в газетных киосках сборников.

Фото: Александр Тимофеев.
Но вот ведь странность: головокружительная техника, изумительная тонкость и неподражаемое изящество первых, рождающие невольные ассоциации со старинным романсом или мемуарами о благородном быте провинциального уездного городка, не входят в противоречие с простотой и безыскусностью вторых.

Изменилось время. Погибли многие традиции, забыты или пришли в упадок техники. Осталась искренность – то, что является сутью и спасением народного искусства. Пусть это не совершенно технически, наивно, порой смешно даже. Пускай это кич. Но это не индустриальный – глупый и заносчивый – кич-дизайн машинного века. Это благородный, искренний и доверчивый кич. Одним словом, «эделькич», как его называют в немецкоязычном мире. Отсюда – уже один только шаг к высокому искусству наива. И – как знать, может быть, через какое-то время вся эта самодельщина будет внимательно изучаться в качестве фона и контекста, благодаря которым стало возможно появление какого-то замечательного явления русского наивного искусства.

Во всяком случае, лично я слова плохого не скажу про всех этих вышитых крестом и вырезанных по дереву Пушкиных, Богородиц, ангелов, Иисусов Христов, богатырей, букеты и пейзажи.

Впрочем, к счастью, и техника далеко не всегда погибла или забылась безвозвратно: достаточно взглянуть на полотенца с традиционной вышивкой, датируемые серединой прошлого века и – в соседнем зале – современные, сделанные в прошлом или позапрошлом году, со скрупулезнейше снятым древним магическим узором, выполненным сложным двусторонним швом, пусть и не по домотканому полотну, но с настоящим завершением-подзором, вывязанным крючком.

Есть тут и авторские вещи, стоящие далеко от традиции, но – тем не менее – рукодельные и очень стильные, например, колье и кулоны, плетеные в бисере и стеклярусе (они выставлены неподалёку от вязаных шалей и платков начала века и стилистически очень рифмуются с ними, напоминая о модерне). Или вот – вязанные крючком изящные детские платьица. Имя автора – мужское, это вдовец, вяжущий для дочери. Целая история тут, но о ней – когда-нибудь в другой раз. Одно только хочу сказать: по-моему, это вот – как раз очень по-мужски. Настоящее мужественное поведение – такое. Но я отвлёкся от темы.

Есть несколько предметов, в общем-то, не подпадающих формально под тему, заявленную в названии выставки: это старинные вещи фабричного производства из коллекции Дновского Дома ремёсел. Но, во-первых, они очень удачно дополняют экспозицию – все эти паровые утюги и самовары. А во-вторых, один из этих экспонатов – настоящая звезда и гвоздь экспозиции: в общем-то, ни к селу ни к городу стоящий тут громадный офицерский сундук времён Первой мировой. Некогда он принадлежал казачьему офицеру Борису Платонову, сохранности он отличной, к теме выставки не имеет ни малейшего отношения, занимает чуть ли не ползала – и не жалко: отличная штуковина, с медными накладками и внутренним объёмом, произвольно меняющимся при помощи специальных перегородок.

Ну где ещё такое увидишь?

Фото: Александр Тимофеев.
Вообще выставка, кроме своих несомненных художественных, научных, пропедевтических и прочих качеств имеет ещё одно: это очень милая свалка странных – старых и не очень – вещей, напоминающая фрагмент «блошиного рынка» или содержание старинного чердака. Сюда очень приятно прийти с ребёнком в выходной день – просто поглазеть на удивительные и пёстрые предметы, сказать значительно: «Вот, видишь, какая штука интересная – такие раньше были», а потом отправиться на аттракционы.

Между прочим, некоторые вещи (не старинные, а те, что сделаны современными мастерами) можно и купить. Один роскошный плед уже только ждёт окончания работы экспозиции, чтобы отправиться ко мне домой – и это тоже часть удовольствий «выставки для семейного похода в выходной день».

Вот только выставочный зал в воскресенье закрыт, а в субботу работает только до четырёх. Может быть, уважаемая дирекция придумает что-то в этом плане? Там бы ведь и чаю попить – из самовара. И плести чего-нибудь поучиться, или вышивать – как в старину, понимаете ли.

И будет у нас тогда на улице Некрасова, как в Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге.

И Красота. И Польза.

Юрий СТРЕКАЛОВСКИЙ.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.