Администрация Псковской области не спешит поверить в «псковскую мечту»Прелюбопытнейшее мероприятие состоялось 27 апреля. Михаил Кузнецов созвал общественность «посоветоваться»: стоит ли администрации Псковской области содействовать дальнейшей реализации муниципальной программы «Чистая вода»? Встреча поставила на грандиозные планы псковских хозяйственников если и не крест, то, по крайней мере, жирный знак вопроса. Общественность подыграла сомневающемуся губернатору.
О программе «Обеспечение населения города Пскова питьевой водой» («Чистая вода») слышали все и говорят многие, но для полноты понимания очень не достает визуальной составляющей. И вот, «круглый стол» 27 апреля «экранизировал» эту старую повесть.
По моему убеждению, ключик к пониманию сегодняшней ситуации содержится именно в этой насыщенной зрительной картинке: как сидели, как слушали, как опускали глаза, улыбались, ерошили волосы или сжимали кулаки те люди, которым предстоит решать, какую воду нам пить.
Один раз увидеть
Описывать всех присутствовавших в зале открытого заседания не за чем. Достаточно ограничиться тремя главными персонажами; пара десятков прочих лиц составляли необходимую, но мало на что влияющую массовку.
Ведущие исполнители бросались в глаза сразу. Героем № 1 был глава администрации Псковской области Михаил Кузнецов, он же – режиссер-постановщик. Его роль – «Сомнение в Экономической Обоснованности проекта». Партнерами в его игре выступали первый заместитель мэра Пскова Валентин Иванов и директор МУП «Горводоканал» Дмитрий Ранишевский. Оба пытались отыграть «Безусловную уверенность в Правильности Выбранного пути». Массовка изображала «Растерянность».
Карточных шулеров из тех троих не вышло бы: весь расклад читался по лицам. Сразу было понятно, кому пришел на руки стрит, а кому – пара шестерок.
Дмитрий Ранишевский сидел, опустив голову, и почему-то казалось, что у него «горит» лицо. О ходе выполнения программы он рассказывал как школьник, который не может не отвечать, раз уж вызвали к доске, но не совсем понимает, зачем в сотый раз проговаривать скучный и всем известный материал. Дмитрий Александрович походил на человека, который многое вытерпел и устал сопротивляться; именно таких людей на улице пытаются зацепить цыганки и предлагают погадать, участливо заглядывая в глаза.
Валентин Иванов, напротив, казался переполненным нервной энергией. Все полтора часа встречи он эмоционально рвался в бой. Первый заместитель мэра словно готовился сражаться до последнего, отчаянно ощущая, что «последнее» уже близко. В таком состоянии некоторые люди сами склонны бросаться на поиски цыганок или экстрасенсов.
А вот Михаил Кузнецов как раз мог бы оказаться искомым экстрасенсом. Он отлично владел собой, был улыбчив и вежлив. Михаил Варфоломеевич продемонстрировал высший класс публичной игры: то метко острил, подкалывая соперников, то с нежностью в голосе убеждал их в своих наилучших намерениях. Только под конец встречи, когда его уже полчаса ждали на следующем мероприятии, губернатор стал чуточку нервен, резко обрывал выступающих, а один раз даже позволил себе, как мне показалось, чересчур авторитетные нотки в голосе.
Обманчивая беззащитность Михаила Кузнецова, отыгрываемая с помощью легкой простуды и почти полного отсутствия «оруженосцев»[ 1 ], лишь подчеркивала крепость его позиций. Оставалось только гадать, в чем же источник этой самоуверенной силы: то ли в абсолютной искренности губернатора, то ли в запрятанном под столом портативном ядерном чемоданчике.
Созерцая сие действо, вовсе не обязательно было слушать, чтобы предугадать и принять за должное мораль заключительного акта: до «Чистой воды» гораздо дальше, чем мы думали.
И когда на следующий день стало известно, что совет администрации Пскова принял решение отложить объявление тендера по подземному водозабору, никто не удивился.
И сто раз услышать
Я нарочно убираю «звуковую дорожку». Произносимые слова здесь не важны. Факты, цифры, аргументы не изменились с того времени, когда – в другом спектакле – решали противоположную задачу: продвижение в жизнь программы «Чистая вода», утверждение ее в сознании горожан как желанной мечты, трудной, но реальной и достижимой.
Здесь следует говорить скорее о сложности задачи, чем об ошибочности принятых ранее решений. Возможно, городская команда просто плохо подготовилась к матчу, понадеясь на свою опытность. В отличие от Михаила Кузнецова, она уже не первый год в игре.
Успеху спектакля сильно помогло талантливое исполнение главной роли. Ведь даже тени сомнения не возникало у зрителей, когда губернатор произносил невероятные, в общем-то, вещи; например, что «достаточно 60% от суммы, которая уже потрачена, на улучшение имеющихся очистных сооружений, и качество воды повысится в разы». Странно, но аргументы Валентина Иванова, даже снабженные цифрами и примерами из жизни, звучали далеко не так убедительно.
Михаил Варфоломеевич мастерски отобразил искреннее непонимание того, сколько же на самом деле стоит программа «Чистая вода»: 1,5 млрд. рублей, как только что упомянул Дмитрий Ранишевский, или 4 млрд., как тот говорил на встрече несколько дней назад. Губернатор простыми вопросами довел директора водоканала до тихого помрачения, создав у присутствующих ощущение невероятной путаницы.
Между тем, в спокойной обстановке Дмитрий Александрович четко объяснил за одну минуту: всего «Чистая вода» стоит порядка 4,1 млрд. руб., в том числе 1,4 млрд. – «водоснабжение и водоотведение», (самая раскрученная часть проекта), 2,7 млрд. – «охрана и восстановление водных объектов», 23 млн. – «энергоресурсосбережение», и еще ряд статей помельче.
Учитывая, что обсуждение «Чистой воды» в областной администрации началось задолго до 27 апреля, а накануне «круглого стола» Михаил Кузнецов посетил «Горводоканал» и даже облетел его на вертолете, этот расклад наверняка был ему известен. Наверное, схему «полтора-четыре» губернатор использовал для наглядности, а в действительности недопонимание у него вызывали совсем другие вопросы. Поднимать которые при «не специалистах», видимо, не имело смысла.
В конце концов, как замечательно выразился Владимир Хохлов, председатель государственного комитета по ЖКХ и строительству: «Губернатор не рядовой человек, у него в голове достаточно разных знаний».
Что за чем стоит
Владимир Хохлов разъяснил нам намерения администрации Псковской области. По его словам, областные власти не сомневаются в необходимости повышения качества воды в Пскове: «Но программа такого объема так или иначе затрагивает не только интересы муниципального образования город Псков».
В настоящее время, когда уже подписано соглашение о субзайме на 8 млн. долларов и город вплотную подошел к объявлению тендера на строительство подземного водозабора, вдруг выяснилось, что в областной администрации отсутствует четкое представление об экономической эффективности проекта и цене «Чистой воды» для населения и бюджета.
Причина неосведомленности – некое «политическое соглашение» между городом и областью в предшествовавший период, когда «один туда не собирается, другой – сюда». Областные чиновники отстранялись от коммунальных проблем Пскова и Великих Лук. «Вы же понимаете, - объясняет Владимир Хохлов, 10 месяцев проработавший при Евгении Михайлове, - осенью даже «в МУМР пойти посмотреть, что-то проверить» воспринималось как некая предвыборная работа».
Михаил Кузнецов не собирается держаться в рамках прежнего консенсуса, «потому что губернатор теоретически отвечает на выборах за все», говорит Владимир Хохлов. В своих бедах жители винят всех, кого они выбирают, не различая уровни полномочий.
И поскольку «в случае каких-то провалов в программе это коснется консолидированного бюджета Псковской области», оставаться в стороне от миллиардного проекта глава администрации просто не имеет морального права.
Деньги в карманах
Провалы, о которых говорит г-н Хохлов, могут образоваться в случае неверной оценки платежеспособности жителей города. Ни Дмитрий Ранишевский, ни Валентин Иванов никогда не скрывали, что основной источник финансирования «Чистой воды» - это тарифы. Разработчики программы утверждают, что нагрузка будет горожанам вполне по силам. Михаил Кузнецов в этом серьезно усомнился.
Соответственно, сегодня перед администрацией области стоит задача: понять, а ждут ли люди ту услугу, которую им готовят, за те деньги, которые им придется платить? Другими словами: нужна ли настолько хорошая и настолько дорогая вода, или лучше придумать что-нибудь попроще и подешевле.
На практике это должно претвориться в детальное изучение технико-экономического обоснования, возможно с привлечением специалистов со стороны, и широкий опрос общественного мнения. «Мы же деньги в карманах у людей тоже должны считать, - поясняет Владимир Хохлов. - Если будет общественное согласие – конечно, тогда нужно всей областью наваливаться на выполнение программы. Но если это неочевидно – то нельзя начинать, слишком большая сумма».
Настойчиво
Между тем, «не начинать» уже поздно. Программа «Чистая вода» была принята в 2001 году и с тех пор потихоньку реализуется. За истекшее время на нее потрачено 264 млн. руб., из которых самую большую долю – 98 млн. – дали тарифы на воду.
Самое заметное в списке из того, что сделано за эти деньги – это исчезновение проблем с водой на верхних этажах (в 180 из 186 «проблемных» домов) и с повышенным разбором воды 31 августа и 31 декабря (например, перед Новым 2005-м годом от обычных 1500 жалоб осталось 24), а также санирование дюкера на реке Великой. Методом «чулка», впервые в России.
Руководство «Горводоканала» не собирается переписывать программу «Чистая вода», а разговоры об ее удешевлении Дмитрий Ранишевский называет «популизмом»: «Если вам нужен анальгин, вы идете в аптеку и покупаете его за ту сумму, которую он стоит». По его словам, программа – «это не просто набор каких-то мероприятий», это в первую очередь стратегия.
Г-н Ранишевский не считает, что реализация программы заходит в тупик. На вопрос: «Что собираетесь делать дальше?», он отвечает: «Работать», а на вопрос: «Как?» - «Настойчиво».
Гарантии и гаранты
Между тем, люди, не причастные к непосредственной работе над программой, склонны рассматривать «Чистую воду» именно как набор компонентов, более или менее необходимых. «Более необходимы», по общему мнению, такие вещи как установка счетчиков, обновление очистных сооружений и ремонт сетей (60-100%-й износ которых сейчас делает неизбежным высокое применение хлора); подземный водозабор относят к «менее необходимым».
И одна (областной администрации), и другая («Горводоканала») позиции снабжены одинаково убедительными и неубедительными аргументами. Споры на эту тему без толстых папок с документами лучше не начинать.
Гораздо ближе к телу другой момент. 30 ноября 2004 года Псковская городская Дума дала МУП «Горводоканал» согласие на субзайм Мирового банка реконструкции и развития в размере 8 млн. долларов. Это товарный кредит, в счет займа поставляется оборудование для реновации сетей бестраншейным методом (правда, в Думу поступала роспись только для половины суммы кредита). Как рассказал Дмитрий Ранишевский, оборудование уже приобретено и ждет, когда его заберут.
Но чтобы его привезти и начать работать, «Горводоканал» должен поднять тариф на воду до 9,20 руб. за кубометр. Рассмотрение вопроса запланировано уже на майскую сессию Псковской гордумы. В условиях начавшейся дискуссии, когда все запомнили, что качество дорожающей воды пока останется прежним, предугадать поведение депутатов становится затруднительным.
Еще одно «но»: у «Горводоканала» по соглашению о субзайме два поручителя – муниципалитет и субъект Федерации, которые должны в свои бюджеты на весь период кредита закладывать гарантийные обязательства. В проекте городского бюджета на 2005 г. они предусмотрены. Это без малого 222 млн. рублей, или 75% необходимой суммы гарантий. Правда, как пояснил нам председатель комитета городского хозяйства Думы Николай Соболь, гарантийные обязательства прописаны в постановляющей части проекта бюджета, но реального подкрепления этой статье нет.
Оставшиеся 25% должны быть гарантированы бюджетом Псковской области. Это и есть «портативный ядерный чемоданчик» Михаила Кузнецова.
* * *
Первое впечатление всегда оказывается верным. Следует признать, что администрация Псковской области действительно располагает возможностью «отложить» заветную мечту руководства города Пскова. Представляется, что моральная поддержка от Михаила Кузнецова (намеренного «жить по средствам»), появится лишь в том случае, если псковичи дружно заявят о готовности безропотно платить в 2-4 раза больше за воду, качество которой ощутимо улучшится только через несколько лет.
«Чистая вода» - серьезный проект, не имеющий аналогов в России. Он действительно дорог, и не только карманам псковичей, но и сердцам конкретных людей, для которых достижение заявленной цели стало «делом чести». К сожалению, не исключена вероятность, что дискуссия перейдет из социально-экономической в принципиально-политическую плоскость. Тогда уж точно вместо чистой воды рискуем напиться чистыми слезами.
Светлана ПРОКОПЬЕВА.
1 К безусловным союзникам губернатора можно было записать только его заместителя Андрея Морозова и председателя областного Собрания Бориса Полозова, и оба безмолвствовали; все остальные представляли «общественность», большая часть которой (депутаты гордумы, например) так или иначе принимала участие в продвижении программы «Чистая вода».