Статья опубликована в №12 (231) от 30 марта-05 марта 2005
Культура

Разум против общепита

Клуб «Т.I.R.» возвращает свое доброе имя
 Светлана ПРОКОПЬЕВА 30 марта 2005, 00:00

Клуб «Т.I.R.» возвращает свое доброе имя

Зима 2004-2005 года – смутное время в истории псковского клубного движения. Клуб “Т.I.R”, на счет которого творческая интеллигенция и неформальная молодежь питали необъятные надежды, незаметно переродился в элитный кабак с дорогущим баром и нестандартным звуковым сопровождением. Бывали по-прежнему концерты, но стали подозрительно часты дискотеки и редки культурно-просветительские акции. Да и сами авторы светлой идеи, Роман и Стелла Ефимовы, больно уж редко появлялись в стенах своего детища.

В какой-то момент пронесся даже слух о закрытии “Тира”. “Что ж, одним баром больше, одним меньше”, с грустью подумали люди, некогда не жалевшие сил на ниве борьбы за пространство для творческой самореализации. Оставалось только глубоко вздохнуть.

Но случилось чудо, иначе не скажешь. “Тир” действительно закрылся (и до сих пор работает только в то время, которое проставлено в афишах), но одновременно… вернулся. Вернулся таким, каким мы хотели его видеть – свободным, неожиданным и радостным. Родным.

Первой ласточкой, заявившей о возвращении “атмосферы прежних времен”, стал концерт “Маркшейдер Кунст”. Тогда еще не очень поверилось; одни списали удачный вечер на влияние ностальгии, другие сочли его этакой “лебединой песней” клуба. Но потом была акция “Разум против наркотиков”, собравшая 11 марта все музыкальное сообщество города, открылись одна за другой несколько выставок, и, наконец, концерт “Забав простолюдина” развеял остатки сомнений. “Тир” снова стал “Тиром”.

О зимнем отступлении от “генеральной линии”, о том, почему это произошло и что будет дальше, мы беседуем с администратором клуба, председателем псковского отделения “Российского творческого союза работников культуры” Стеллой Ефимовой.

­ Стелла, что происходило в клубе последние несколько месяцев, почему ходили слухи, что “Тир” закрывается?

­ Надо признать, что эти слухи не совсем безосновательны. Дело в том, что некоторое время назад, чтобы поправить свое финансовое положение, клуб сделал, как мы теперь понимаем, не совсем правильный выбор. Для работы в клуб была привлечена коммерческая структура, и мы стали наблюдать (я думаю, что это заметили и наши посетители), как клуб стал приобретать черты, скажем так, пивного бара. На наш взгляд, “Тир”, к сожалению, начал отходить от первоначальной идеи культурно-досугового центра, то есть места, созданного для реализации творческого потенциала псковичей. Поэтому мы встали перед выбором: или в городе будет на одно кафе больше, или мы все же пойдем по пути развития современного искусства в нашем городе.

К сожалению, за последние четыре месяца мы заметили, что многие милые сердцу люди перестали ходить в клуб – художники, музыканты – те, для кого, в принципе, этот клуб и создавался. Ситуация была тяжелой, трудной, но мы свой выбор сделали.

­ Надеюсь, обошлось без особых потерь для репутации?

­ Наверное, в каких-то моментах клубу придется возвращать свое доброе имя. Сейчас для этого прикладываются все усилия. Но, кроме того, закрытие клуба было связано с рабочим моментом: нужно было кое-что подновить в интерьере. Мы попытаемся сократить сроки ремонта до минимума, и с апреля будем работать по полной программе, без выходных, и каждый день будет наполнен интересными событиями.

­ Например?

­ Например, в наших планах организация еженедельных джазовых вечеров. Безусловно, будут постоянно проводиться выставки, как наших местных, так и иногородних художников, концерты, появится такое новшество как “Дни кино в “Тире”, раньше кино было у нас слабо охвачено.

­ Неужели планируете устраивать киносеансы?

­ Да, будем показывать фильмы. Разумеется, не в конкуренцию кинотеатру “Победа”. Это будут произведения из серии “кино не для всех”, “другое кино”, то есть, творения “продвинутых” режиссеров. Вообще, планы большие, мы хотим перейти на дневную работу. И работать не просто как кафе, а продолжать знакомить публику с современным искусством в течение также и светлого времени суток. Здесь появится постоянный диджей, с его помощью можно будет выбрать и приобрести видео, музыку. В планах есть продажа этого добра в стенах клуба.

­ Еще одна введенная “коммерческая структура”?

­ Ну уж нет! Естественно, при желании можно и концерты рассматривать как коммерческое предприятие, но все-таки клуб изначально преследовал не эти цели. И мы прекрасно понимаем, что, устраивая киносеансы по 20 рублей за билет, много мы денег не заработаем. Цели немножко другие. Современное искусство, на наш взгляд, должно быть представлено максимально широко. Отсюда и идея джазовых вечеров, киносеансов…

­ Джаз – уже не очень современное искусство…

­ Да и классику можно назвать несовременной музыкой, но андерграундные композиторы до сих пор не утратили интерес. Мы собираемся, как изначально и задумывалось, быть значимым местом для города. Хотелось бы даже сделать громкую заявку на “центр современного искусства”, экспериментального искусства в том числе. Думаю, город помнит наши акции Фестиваль современного искусства “Белый лист”, “Аллея красоты” и так далее. Мы хотели бы в меньшей степени быть андерграунд-клубом и в большей степени привлечь интерес широкой публики к современному искусству, а это и кино, и живопись, и музыка.

­ Серьезная заявка…

­ Да, и мы понимаем свою ответственность. Поэтому мы учитываем сейчас те ошибки, которые были допущены. И надеемся, в том, чтобы клуб развивался успешно, нам помогут наши посетители. Я имею в виду людей, которые занимают активную жизненную позицию, особенно в творчестве.

­ Стелла, а в чем собственно корень этих ошибок?

­ Наверное, в этом есть и наша вина – мы недостаточно тщательно отбирали людей, с кем стоит, а с кем не стоит сотрудничать. Но нельзя скидывать со счетов расположение “Тира”. Дело в том, что, что клуб находится в центре города, и время от времени помещение вызывает интерес у различных “коммерческих структур”. С самого открытия клуба мы ощущали время от времени какое-то давление. И сейчас, в очередной раз, мы это ощущаем. Нам пытаются угрожать “закрытием клуба”, причем, что особенно неприятно, эти граждане голословно берут в “союзники” (в работе по закрытию клуба) администрацию города, бравируют именами мэра, прокурора города. Мы, конечно, недоумеваем – вряд ли “Тир” является помехой для Пскова…

­ Насколько я помню, всегда было наоборот: городские комитеты по культуре, по делам молодежи, общественные организации Пскова рассматривали “Тир” как партнера для организации самых разных акций…

­ К счастью, все связи сохранились. Мы ими очень дорожим. Тому иллюстрацией может служить и акция “Разум против наркотиков”. Что особенно приятно, тогда выступили инициаторами не наша общественная организация, и даже не администрация города, а просто студенты, Дима и Ира. Такие инициативы мы и хотели бы поддерживать, и еще раз всех приглашаем: приходите со своими идеями в “Тир”, будем вместе воплощать их в жизнь! Опять же, еще один пример – это стартовавший перед 60-летием Победы фестиваль студенческого творчества “Героическому поколению посвящается”. Одно из направлений фестиваля – это рок-площадка, которая будет устроена в клубе “Тир”. Это, в принципе, тот же рок-фестиваль, который проходил под названием “Псковская весна”. Мы заинтересованы в том, чтобы сюда приходили молодые музыканты, пробовали себя на сцене, на хорошей аппаратуре, перед компетентными слушателями. В принципе, я не знаю другого места у нас в городе, где они могли бы это делать. Одно время рок-движение у нас в городе как-то заглохло, теперь “Тир” пытается его возобновить. И мы очень рады, что комитет по делам молодежи поддерживает нас в этом.

­ У “Тира” за зиму сложилась репутация довольно дорогого заведения, не всякой молодежи по карману…

­ Что касается входных билетов, то надо заметить, что мы стараемся привозить качественную музыку, а качественный продукт стоит дорого. В основном, приглашаемые нами группы, от “Маркшайдер Кунст” до “Аукцыона”, живут-то не в Пскове, и все расходы по их приезду ложатся на плечи клуба. Мы им тоже благодарны за то, что они идут нам навстречу и не выставляют такие ценники, как за границей, в Москве или в Питере, потому что почти все музыканты – это большие друзья “Тира” и “Забав Простолюдина”. Мы стараемся цену на входной билет как только можно минимизировать, чтобы оплатить музыкантам расходы на выступление. А что касается бара, то хочу заметить, что, во-первых, мы, скажем так, не регулировали ценовую политику, потому что здесь командовала та самая “коммерческая структура”, а во-вторых, на мой взгляд, “Тир” – это все-таки не ресторан и не общепит. Поэтому если ты просто хочешь хорошо поесть и попить, потратить деньги на свой желудок, то проще пойти в другое место. В “Тир” ты идешь на концерт, в первую очередь. Приходят порой такие люди, которые рассматривают “Тир” как кафе: я тут иду не концерт слушать, я иду пива попить! Ну иди, в ларьке купи бутылку и выпей, очень задешево. Вот такие люди здесь случайны.

­ А в таком случае, не думали вы вообще затеять масштабную борьбу с алкоголизмом?

­ Мы тут масштабно боремся со всем на свете: с коррупцией, с наркотиками, с мафией… Я уже предложила ребятам, которые организовывали акцию 11 марта, сделать целую серию “Разум против…” и обличить тем самым все социальные язвы.

­ Как насчет “Разум против “Руки вверх”?

­ Да, и это тоже. “Разум против “Фабрики звезд”, и так далее. А насчет алкоголя – ну вот ценами мы как раз и боремся с пристрастием к алкоголю! Зато у нас есть и будет развиваться дальше хорошая чайная карта, хорошая кофейная карта. Что касается кухни, мы пересматриваем меню, чтобы пойти по более демократичному пути. Опять же, мы не видим себя рестораном.

­ Стелла, если говорить честно: “члены клуба” могут рассчитывать на то, что “Тир” не закроется и не станет банальным баром?

­ То, что “Тир” не повторит прежних ошибок – это я могу гарантировать. Мы считаем, что все-таки вовремя опомнились, и теперь будем искать другие пути решения, в том числе и своих финансовых проблем. А что “Тир” не закроется – на это нам тоже очень хочется надеяться, вместе с нашими посетителями. Но конечно, нас беспокоят эти угрозы – “закрытия”, “погрома в клубе”, тем более, когда грозят такими страшными словами как “прокуратура” или “администрация”. Мы пытаемся разобраться в ситуации, но некоторые моменты для нас не ясны и здесь, наверное, без привлечения третьих лиц не обойдется. Нужен или не нужен такой клуб городу – это покажет время, жизнь нас рассудит, что называется. Но если возникнет реальная угроза закрытия “Тира”, нам хотелось бы надеяться на участие наших посетителей, людей искусства, которые нас поддерживали и, будем верить, не сойдут с этого пути.

Беседовала Светлана ПРОКОПЬЕВА.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.