На площадке TIRа сошлись ветераны и премьеры
“Забавы Простолюдина” – наверно, единственный псковский коллектив (впрочем, есть мнение, что “З.П.” уже давно питерская группа и к нашему городу отношение имеет весьма посредственное), чье выступление как праздник – случается редко, но оставляет кучу положительных эмоций.
По слухам, “Забавы” должны были участвовать в прошедшем в TIRe фестивале “Разум против наркотиков”, однако не выступили.
Но ровно через неделю поле этого мероприятия, в субботу, 19 марта, они наконец-то сыграли. Да не одни, а в компании пока малоизвестного, но очень многообещающего псковского коллектива “Амальгама”, что стало полной неожиданностью для слушателей, ведь в афише клуба последние абсолютно не значились.
Как обычно, народу – не протолкнуться. Впрочем, это уже чуть ли не традиция: три концерта подряд в TIRе полный аншлаг – переполненный гардероб закрывается раньше, чем начинается концерт.
В темноте человек (как оказалось, барабанщик Саша Кожевин) берет полуакустическую гитару (на которой обычно играет лидер группы Рома Ефимов) и извлекает многим знакомую мелодию из песни “Тихо, грустно...”. Народ подтягивается к сцене. Выходит баянист(!) в чудной шапочке с надписью “Н.В.К.”. Ух, ты! – соло на баяне звучит не хуже, чем на гитаре. Кроме того, есть в этом что-то такое русское, задушевное, близкое по своей энергетике питерским “Сказам леса”.
Появляются басист Сергей Буренков и сам Рома. Начинается первое отделение, состоящее преимущественно из малоизвестных, но красивых лиричных вещей. Этакая полуакустика. Самое интересное, что, несмотря на это, люди умудрялись плясать. Правда, кто-то пытался кричать “Волка” давай!” или “Рыбу!”, на что Рома с улыбкой отвечал: “Будет “Волк”… Такая красивая лирика…”.
Минут через двадцать на сцене появился гитарист, сменивший баяниста (второй гитарист так и не вышел, как оказалось, он в Питере “продает машину”). Начиналась вторая часть выступления – самая “горячая”. Были сыграны долгожданные “Волк”, “Никогда”, “Киргизский рэп”, “Танец”, “Моя жизнь” и многие другие вещи...
Еще пару недель назад, на концерте “Маркшейдеров”, уже казалось, что прежняя атмосфера TIRа наконец-то вернулась. Конечно, это только показалось – такого, как год назад, в клубе уже и быть не могло. Но что-то близкое к прежнему две недели назад действительно возникло. Случилось оно и в этот раз – возвращается этот TIRовский сугубо-домашний уют. Всё, что происходило, казалось каким-то до боли своим, а стоящие рядом люди – до жути знакомыми и родными. Кроме разве что нового охранника, который, видимо, впервые “дежуря” у сцены (и, наверно, вообще на живом концерте) смотрел на происходящее сосредоточенно-серьезными и отчасти испуганными глазами, искренне не понимая, что происходит.
Он так и простоял весь концерт, глядя в зал и судорожно соображая, как это вообще может быть, что люди от каких-то извлекаемых звуков могут дойти до такого состояния безудержного буйства и веселья, а уж, тем более, знать и петь чуть ли не все песни подряд, которых он, наверно, ни разу не слышал ни по радио, ни по телевизору.
Собственно, в этом и заключается феномен клубной музыкальной культуры. Не думаю, что группа уровня “З.П.” смотрелась бы на большом стадионе или на голубом экране. Зато здесь, в клубе, она была как нельзя кстати. Как впрочем, и группа-дебютант “Амальгама”, умудрившаяся в зимнем Пскове сыграть зажигательные ритмы солнечной Ямайки в духе Боба Марли, “скрестив” их с рифовыми ходильниками а-ля “Led Zeppelin”, так гармонично вписавшимися в общую структуру песен.
Как оказалось, “Амальгама” – это проект Славы Погодина, культового в Пскове барабанщика (“Black Shampoo”, “Дези” и др.), выполняющего в представленной группе функции гитариста, вокалиста и автора песен. Кроме него в коллективе приняли участие такие известные в городе музыканты, как трубачи “Михей” (“Дядюшка Джи и 3 июня”) и Дима Сапрыкин (в прошлом басист групп “Джем”, “Б/у”), барабанщик Леша Мамонов (“Питер Пен”, “Баобабы”) и другие.
Почти два года ребята безвылазно работали над программой: “Мы мучались с партиями дудок, – рассказывает Дима. – Это на гитаре взял и сыграл. А тут надо все разложить, придумать каждому партию, и чтоб всё звучало. А мы ведь еще только учились. Сами до всего доходили. Но теперь всё пойдет намного быстрей”.
Надо сказать, труд не прошёл даром. Логичность и продуманность аранжировок удивляла своей даже излишней правильностью и мудрёностью. Да и уровень игры в целом у группы явно не псковский. Жаль, публика так “выдохлась” на первой команде, что уже ни сил, ни желания на другую практически не было – слишком уж разительна была смена ритма. У сцены остались только самые стойкие. Видимо, по этой же причине после концерта так и не было обещанного джема – совместного выступления обеих групп. Или его просто отложили до следующего праздника?
Сергей СИДОРОВ.