Истина жестокости: «Месть – лучшее лекарство для того, кому причинили зло»
«Олдбой» (Oldboy),
режиссер Чан-Ук Пак.
Киноиндустрия в Корее начинает набирать обороты и постепенно осваивает западный рынок, выпуская по несколько новинок в год. Многие корейские режиссеры уже считаются заслуженными мастерами в своих «весовых категориях». Международные кинофестивали с удовольствием включают в свои программы гостей из Азии, при этом частенько вручая им как минимум по одной награде.
На последнем кинофестивале в Каннах внимание жюри привлекла работа корейского режиссера Чан-Ук Пака, снявшего картину «Олдбой». Даже Квентин Тарантино, председатель жюри, весьма положительно отозвался о фильме, сказав, что «Олдбой» его просто осчастливил. Несмотря на это, его голоса не хватило для присуждения картине главного приза.
Однако зрители отзывались о фильме не только как о новом явлении в кино. Многим картина запомнилась сценами насилия, которые, по словам Чан-Ук Пака, есть не более чем нечто надуманное впечатлительными зрителями, которые при малейшем намеке на жестокость закрывают глаза, даже если «ничего не показано». Но им будет казаться, что они что-то видели.
В сцене с отрезанием языка камера показывает глаза героя, а затем плавно переплывает на его руки с ножницами. Все только подразумевается, но сознание людей запечатлеет то самое страшное. Хотя в сцене с поеданием живого осьминога актеру пришлось делать все по-настоящему, да еще и в четыре дубля, в результате которых пострадало как минимум четыре осьминога.
Работа оператора, снимающего динамичные сцены как статичные, напоминает комиксы, в которых картинка за картинкой создают определенное действие. Даже монтаж роднит «Олдбоя» с комиксом. Нарочито не модный кадр, не пестрящий яркими цветами и современными спецэффектами, подстраивается под тусклые цвета жизни.
Причиной такого родства служит то, что фильм сделан на материале одноименных японских комиксов «манга» 1997 года, состоящих из 8 томов, автором текста которых был Цутия Гарон, а рисунки сделал Минегиси Нобуаки. У исполнительного продюсера фильма, возглавляющего компанию «Show East», оказалось достаточно чутья, чтобы купить в Японии права за меньше чем 11 тысяч евро и пригласить Чан-Ук Пака.
Проект казался довольно смелым, так как в то время в Корее сборы делали комедии и фильмы-экшн. Однако «Олдбой» оказался одним из самых популярных фильмов года, собрав в Южной Корее более $35 млн., чем обогнал такие голливудские блокбастеры, как «Убить Билла. Часть 1» (Kill Bill. Vol. 1) и «Матрица: Революция» (The Matrix: revolution).
Режиссер остался верным духу манги, однако привнес в нее свое личное отношение к происходящим с главным героем событиям и их последствиям.
Общим у комикса и фильма осталась основная сюжетная линия, кажущаяся поначалу мистической, и главный герой по имени О Дэ-Су (Цой Мин-сик), что обозначает «живущий одним днем». Таковым раздолбаем, живущим одним днем, и предстает Дэ-Су. Знакомство с ним проходит в полицейском участке, где он оказался, напившись в день рождения своей дочери.
Когда друг забирал его оттуда, О Дэ-Су неожиданно исчез без всяких следов. В себя они пришел в комнате с железной дверью, заклеенным окном и телевизором. Чуть позже выясняется, что в этом заключении ему придется провести 15 лет. В первый год из новостей по телевидению Дэ-Су узнает, что его жену жестоко убили, и он – главный и единственный подозреваемый в этом преступлении. Две попытки самоубийства, миллионы раз перебранные имена своих недругов в тщетных попытках понять, кто же его сюда засадил, пробитая кулаками стена – вот итог пятнадцати лет.
Дэ-Су обрел свободу так же неожиданно, как и потерял ее – он очнулся лежа в огромном чемодане, в траве. По-прежнему без объяснения причин. Он лежал на крыше высотного здания и первый человек, которого он увидел, был самоубийца, собирающийся спрыгнуть вниз.
Мотаясь без цели по городу, он остановился у огромного аквариума, к нему подошел нищий и со словами «Ничего не спрашивай, я все равно ничего не знаю» протянул ему кошелёк, набитый деньгами, и сотовый телефон. Спустя некоторое время телефон зазвонил…
Снова одним из персонажей картины на некоторое время становится мобильный телефон, однако «Олдбой» - не очередной ужастик. Скорее это фильм, при помощи которого можно поставить весьма точный диагноз если не всему человечеству, то хотя бы жителям Южной Кореи или Японии, где живут создатели комикса.
Совершенно справедливо многие зрители подумают о том, что символичное имя О Дэ-Су дано герою не случайно. Если до «заключения» он жил буквально одним днем, не думая о завтрашнем, то позже становится понятно, что и все 15 лет прошли для него как один день с мыслью об одном дне.
Его практически единственная мысль варьируется на протяжении всего фильма и обретает больший масштаб, обрастает новыми подробностями и вовлеченными лицами. Только месть! Ничего более не приходит Дэ-Су в голову, пока он не встречает девушку. Однако любовь является не просто важным звеном в цепи событий и не определяет развитие сюжета, как это обычно бывает, она служит орудием мести главному герою.
«Олдбой» смело можно назвать единственным из последних фильмов, где так остро и глубоко ставится вопрос преступления и наказания. Своеобразная режиссерская постановка вопроса может шокировать не только эстетствующих киноманов, зачитывающихся тем же Федором Достоевским на схожую тему, но и просто видавшего виды зрителя, выросшего на фильмах, подобных «Бешеным псам» (Reservoir Dogs).
Не раз в картине повторяется фраза: «Месть – лучшее лекарство для того, кому причинили зло». Следуя этой простой формуле, главный герой старается отомстить за свою «отсидку», однако причина его заточения окажется еще более интересной – как для самого Дэ-Су, так и человека, который лишил его свободы.
Жестокость, с которой Дэ-Су буквально пробивает себе путь, орудуя молотком, - лучшее доказательство того, что такому человеку больше ничего не требуется в жизни, после того, как он потерял 15 ее лет. Но эта жестокость ничуть не хуже той жестокости, что можно увидеть в любом современном фильме. В «Олдбое» просто герои используют подручные средства вместо пистолетов.
Суровое изможденное лицо Дэ-Су ничуть не жестче суровых лиц героев голливудских боевиков. Мин-сик Цою, словно шаману, приходилось долго входить в роль, вселять в себя духа реально не существовавшего персонажа, тренировать особый взгляд Дэ-Су. Сложно смотреть молча на собеседника, не сводя с него глаз.
Впечатлительные корейцы оценили картину, по большому счету, из-за игры актеров, которые показали максимально реалистичные характеры. На роль главного злодея, Ли Ву-джина, специально отбирали человека, который своим лицом никак не выражает мировое зло, как это принято практически во всех современных фильмах. Таким «добряком» стал Ю Чи-тэ, воплотивший в своем герое саму судьбу, некую сверхъестественную силу, которая управляет ходом жизни людей, в частности, жизнью Дэ-Су.
Судьба и месть переплетаются воедино, давая герою понять то, что расплата за все его преступления произойдет, и будет жестокой. По мнению режиссера, только месть может дать выход затаенной злобе в «зажатых» современных людях. Именно это «сладкое чувство» может заставить других задуматься о содеянном. Особенно если месть тщательно планируется и реализуется годами.
А что делать, когда «план» выполнен?! Кому-то придется умереть, а кому-то – уйти в «забвение», встать в стороне от всего и наблюдать молча.
Артем КОРЮШКИН.
Смотрите на лицензионном видео.