"The International Herald Tribune", США
Джуди Демпси (Judy Dempsey),
31 января 2005 года
Между Россией и Европой может возникнуть конфронтация по поводу того, как российский президент Владимир Путин намерен использовать празднования, посвященные освобождению Красной Армией Восточной Европы в 1945 году, в своих собственных политических целях. Об этом в пятницу заявляли аналитики и дипломаты.
Выступления Путина, посвященные 60-летней годовщине освобождения Красной Армией нацистского концентрационного лагеря Освенцим, которые состоялись в четверг, могут вскоре вызвать более резкую волну критики, особенной в средствах массовой информации Восточной Европы.
В Освенциме Путин сказал, что данная церемония является «фактическим началом 60-й годовщины великой победы», а «празднования в Москве в мае станут кульминационным событием».
Эти празднования состоятся 9 мая, и посвящены они 60-летней годовщине подписания акта о капитуляции разгромленного Третьего Рейха, которое состоялось в штабе советских войск в Карлхорсте, в Берлине.
Однако, по словам восточноевропейских дипломатов и экспертов, Путин использует празднование освобождения в собственных политических целях. «Он хочет показать, что Россия все еще остается крупным игроком, каким она была после 1945 года, и что Россия может оказывать влияние на происходящие события», - заявил один официальный польский представитель, пожелавший остаться неизвестным.
«Реальность, однако, более сложна. Мы в Европейском Союзе. Мы в НАТО. Кроме того, Путин поддержал не того человека на Украине и неверно оценил силы оппозиции».
Несмотря на видимые неудачи, российские аналитики заявляют, что события в Москве могут стать «водоразделом для российской внешней политики», поскольку Путин предлагает одну версию событий, а Восточная Европа - другую.
«Следующие несколько месяцев будут трудными, - говорит Александр Рар, специалист по России, работающий в Германском совете по внешней политике, расположенном в Берлине, - Россия празднует освобождение. Однако оно стало началом новой тирании в Восточной Европе и некоторых частях Западной Европы. Российское освобождение узаконило ее господство над частью Европы. Это одна из проблем, связанных с празднованием 60-летия».
Мало кто из дипломатов, историков и аналитиков подвергает сомнению роль и мужество Красной Армии в разгроме Германии в войне, в которой погибли 27 миллионов советских граждан.
Однако они с подозрением смотрят на избирательный подход Путина к освобождению, сразу вслед за которым последовал методичный и безжалостный захват коммунистами Восточной Европы.
Путин также постарался умолчать о роли Москвы в подавлении демократии, средних классов и гражданского общества Восточной Европы. Вместо этого он превознес роль КГБ, где сделал свою карьеру.
По словам Рара, Европа подходит либо к крупному спору с Россией, либо к более прагматичной оценке этой страны. «Я думаю, что празднования 9 мая станут разделительной линией между нами и Россией. Шестьдесят лет назад Россия благодаря освобождению Европы получила законное право стать великой державой. Именно в этих целях она использует эту годовщину».
Вопрос состоит в том, как Путин собирается использовать майские празднования, чтобы достичь собственных целей. Намек на это был сделан в Освенциме.
Он использовал эту церемонию, чтобы объявить программу майских празднований. Эти празднования, по словам аналитиков, могут стать демонстрацией того, как освобождение 1945 года можно сравнить с борьбой против терроризма, что уже недвусмысленно сделал Путин.
«Мы также должны представлять себе все угрозы современного мира. Среди этих угроз находится терроризм, и он не менее опасен и коварен, чем фашизм», - сказал Путин бескомпромиссным тоном, очень напоминающим язык холодной войны.
«Давайте сделаем все возможное, чтобы мы, современные политики и государственные деятели, никогда не чувствовали угрызений совести за свои слова и поступки, чтобы мы были честны и открыты перед теми, кто заплатил своими страданиями, слезами, кровью и жизнями за то, чтобы приблизить этот день Победы», - добавил он.
В Освенциме Путин, несмотря на имевшуюся у него возможность, не упомянул о волнах антисемитизма и судах над евреями, которые Сталин использовал для подавления инакомыслия, а также о постоянной дискриминации евреев в России, проводившейся до распада Советского Союза.
«Проблема Путина состоит в том, что он не решил, какое место Россия может занять в новом мировом порядке, - сказал Рар, - при Путине Россия представляет из себя своего рода гибрид - смесь старого советского господства и попыток модернизации».
Один работающий в этом регионе немецкий дипломат был более категоричен: «Путин хочет сохранить статус-кво и свою власть».
Перевод: Евгений Еремин, ИноСМИ.ru.