Статья опубликована в №26 (196) от 14 июля-21 июля 2004
Мир

В России подавляется свобода слова

 Виктор Федотов 14 июля 2004, 00:00

Сегодня не до шуток всякому, кто в России пытается заниматься независимой журналистикой

"The Globe And Mail", Канада
Марк Маккиннон (MARK MacKINNON),
8 июля 2004 года

В какой-нибудь другой день символизм того, что программа «Свобода слова» подвергается цензуре, мог бы оказаться достаточным, чтобы заставить Савика Шустера смеяться. Но вчера было не то время, чтобы ценить иронию. Сегодня не до шуток всякому, кто в России пытается заниматься независимой журналистикой.

«Свобода слова», которая вчера была снята с эфира на общероссийском телеканале НТВ, рассматривалась как последний в этой стране телевизионный форум для открытых дебатов по политическим вопросам. Это острое ток-шоу привлекало аудиторию с высоким интеллектуальным уровнем, а г-н Шустер и его гости выделялись на фоне становящегося все более серым российского телевидения своей готовностью ставить неудобные вопросы и критиковать Кремль.

Но, что касается Владимира Путина, в России существуют пределы, выходить за которые нельзя. Откровенно высказывающийся г-н Шустер, родившийся в Литве канадский гражданин и выпускник Медицинской школы Университета Макгилла (McGill University), столько раз имел стычки с Кремлем и его союзниками, что он вовсе не уверен, когда и где он переступил запретную черту.

Быть может, это было во время его последней программы, 1 июля, когда он громил пропутинскую партию «Единая Россия» за отказ направить своего представителя в качестве гостя на дебаты по непопулярному плану правительства, который имеет целью замену социальных льгот пенсионерам и ветеранам на денежные выплаты.

«Аргументом «Единой России» было то, что это «нецелесообразно»», - вот что этот 51-летний ведущий в очках сказал в эфире. Этот комментарий наверняка обозлил некоторых влиятельных лиц.

Или это могло быть в прошлом месяце, когда он воспользовался своим шоу, чтобы поставить вопрос, почему Москва подала заявку на Олимпийские игры 2012 года, когда деньги отчаянно нужны для реформы системы здравоохранения и системы пенсионного обеспечения. После этого мэр Москвы Юрий Лужков вслух спросил, почему «гражданину иностранного государства» разрешили быть ведущим столь выдающегося телевизионного шоу.

Или это могло быть 2 года назад, когда сам г-н Путин критиковал «Свободу слова» за ее освещение трагедии с захватом чеченскими боевиками заложников в одном московском театре. После того как г-н Шустер взял интервью у обозленных родственников тех, кто погиб во время штурма театра войсками спецназа, который прекратил это противостояние, Кремль обещал, что его следующие шоу будут записываться на пленку, а не передаваться, как обычно, в прямом эфире.

«Мне очень трудно сказать, когда это случилось, - сказал вчера г-н Шустер в ходе краткого телефонного интервью, где его голос звучал приглушенно и напряженно. - Мне представляется, что это все имеет политическую подоплеку».

Г-ну Шустеру приходилось быть сдержанным. Он сказал, что все еще раздумывает над другой работой, которая была ему предложена на НТВ. Хотя вчера несколько источников подтвердили, что его шоу было снято с эфира, телеканал, который принадлежит контролируемой государством энергетической компании «Газпром», заявил, что никакого официального решения не было, и что пока это «не более чем слухи».

Новость о перестановках пришла через 2 дня после того, как Кремль назначил управлять НТВ верного ему Владимира Кулистикова. Эта сеть является одной из трех, которые вещают на территории всех 11 часовых поясов России. Две другие сети прямо принадлежат государству.

С тех пор как г-н Путин в 2000 году пришел во власть, все российские независимые телевизионные сети оказались в руках союзных Кремлю компаний. За редкими исключениями, остальные СМИ занимаются тщательной самоцензурой, чтобы не злить власть предержащих.

Что касается г-на Шустера, который в 1971 году вместе с семьей покинул Советский Союз только лишь затем, чтобы в конце 80-х годов снова оказаться в России, куда его привели присущие политике гласности Михаила Горбачева обещания свободного общества, закрытие его программы стало, должно быть, ощутимым ударом.

«Это очень печальная новость, ибо это было последнее ток-шоу в «живом» эфире на российском телевидении», - сказал его коллега Леонид Парфенов, в прошлом ведущий на НТВ. Популярное шоу г-на Парфенова «Намедни» было снято с эфира в прошлом месяце после того, как он передал интервью с вдовой убитого лидера чеченских сепаратистов.

«От нового генерального директора не ожидали столь радикальных шагов; я в самом деле не ожидал этого», - сказал он.

Николай Петров, специалист по СМИ из Фонда Карнеги в Москве, сказал, что внезапная отмена шоу г-на Шустера свидетельствует о том, что Кремль больше не заботит впечатление, которое он производит, когда принимает меры с целью заткнуть рот своим критикам.

«Это довольно символичный жест. До этого во всех дискуссиях о СМИ и свободе слова Кремль приводил эту программу как доказательство отсутствия какой бы то ни было цензуры или давления на крупные СМИ, - сказал он. - И вот теперь этого шоу не стало».

Перевод: Виктор Федотов, ИноСМИ.Ru.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.